В Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в ходе завершившейся осенней сессии прошли дебаты по отчету о злоупотреблении досудебным лишением свободы в странах-участницах Европейской Конвенции по правам человека (Doc. 13863), с которым от Комитета по правовым вопросам и правам человека выступил испанский депутат Педро Аграмунт. В своем докладе он особо остановился на примерах России, Турции и Грузии.
Характерно, что к отчету Аграмунта было приложено особое мнение члена
этого комитета от Грузии - Эки Беселия, а при обсуждении предложенной по
докладу резолюции грузинская делегация выступила с 8 поправками, ни одна
из которых не прошла при голосовании. Причина такой бурной реакции была
в том, что Аграмунт обвинил грузинские власти в выборочном использовании
предварительного заключения в качестве меры пресечения против своих
политических оппонентов из бывшей правящей партии Единое национальное
движение. В частности, были упомянуты экс-президент Михаил Саакашвили,
заочно приговоренный к предварительному заключению и объявленный в
розыск, экс-премьер Вано Мерабишвили, экс-министры обороны Бачо Ахалая и
Давид Кезерашвили и др. Всего в списке, который получил Аграмунт от
грузинской оппозиции, насчитывается 24 бывших высокопоставленных
должностных лиц (хотя в Грузии есть и более объемные списки).
Интрига заключалась в том, что преследуемая партия Единое национальное
движение входит в качестве коллективного члена в Европейскую Народную
Партию, политическую группу которой в ПАСЕ возглавляет П.Аграмунт. Ввиду
этого, вице-спикер грузинского парламента Манана Кобахидзе обвинила
Аграмунта "в предвзятости и необъективности". С учетом того, что статус
Аграмунта в ПАСЕ с января повысится (к нему перейдет председательское
кресло), Грузию, по всей видимости, будет ждать продолжение этого разговора.
Что касается Азербайджана, то в принятой ПАСЕ резолюции 2077 (2015) он
тоже был упомянут в одном из пунктов в качестве примера, как аресты
используются для преследования гражданского общества и приглушения
критики в случаях известных правозащитников и юристов Азербайджана,
наряду с арестом 16-летнего подростка в Турции за оскорбление президента
в социальной сети и длительного предварительного заключения участников
политических протестов в России.
Объясняя этот пункт в своем докладе, Аграмунт назвал судебную систему
Азербайджана "слабой и зависимой от политики" на основании своего опыта
со-докладчика по стране, и сослался на примеры Ильгара Мамедли и
Интигама Алиева. Аграмунт также вскользь упомянул в примечаниях доклада,
что намерен вернуться к такого рода делам в подготавливаемом им для
Комитета по правовым вопросам доклада "Председательство Азербайджана в
Совете Европы: Какие последствия для уважения прав человека?"
В целом, Резолюция призывает к использованию предварительного заключения
как крайней, исключительной меры. По мнению ПАСЕ, арест как мера
пресечения имеет множественный негативный эффект как на самого
заключенного, так и на общество в целом - от возможного насилия против
заключенного со стороны сокамерников или чиновников до более высокой
стоимости ареста для бюджета в сравнении с другими мерами пресечения.
Отметим, что в 2013 г. в Европе содержалось почти 425 тыс.
подследственных заключенных (25% от общего числа заключенных).
Азербайджан, где процент подследственных вдвое ниже, в этом плане
выглядит вполне благополучно.
ПАСЕ призвала страны Совета Европы принять меры по уменьшению
предварительного заключения, включая просвещение судей и прокуроров о
подходе к этому вопросу в национальном права, Европейской Конвенции по
правам человека, и о негативных последствиях для заключенных, их семей и
общества; рассмотрение решений о предварительном заключении более
старшими судьями или судебными коллегиями; обеспечение большей степени
равенства сторон, в частности, беспрепятственного доступа адвоката к
заключенному и следственным материалом до вынесения решения о наложении
или продлении ареста, выделения достаточного финансирования для
бесплатной помощи; устранение дискриминации иностранцев, в частности, в
вопросе о том, что иностранное гражданство не составляет повышенный риск
уклонения от следствия; предотвращение проблему выбора места суда
прокурорами ("forum shopping", буквально - место закупок, практика,
когда выбирает тот суд, где заинтересованная сторона получает
преимущество, подобно тому как покупатель приобретает товар там, где
цена, качество продукции и прочие условия продажи являются для него
наиболее благоприятными); избегание использования предварительного
заключения для иных целей, чем обеспечение правосудия; освобождение всех
заключенных, содержащихся со злоупотрением арестом по любым основаниям.
Резолюция была принята вместе с Рекомендацией 2081 (2015), в которой
внимание Комитета Министров Совета Европы было привлечено к имеющимся
недостаткам, в частности к преобладанию иностранцев под арестом, а также
спримерам нарушений, упомянутых в Резолюции 2077 (2015). ПАСЕ призвала
принять меры для уменьшения использования предварительного заключения
для "специфических целях" (например, в политических или коррупционных
целях), а также усилить сотрудничество соответствующих органов СЕ с
партнерами в Евросоюзе.
Следует отметить, что проблема нарушения права на свободу несколько раз
затрагивалась в решениях Европейского Суда по Правам Человека по жалобам
против Азербайджана. По одному из таких дел было установлено нарушение статьи 18 Европейской Конвенции
по Правам Человека, т.е. использование ограничения свобод в иных целях,
нежели те, для которых они предусмотрены.
Эльдар Зейналов.
Газ. "Эхо", 6.10.2015 г.
http://www.echo.az/article.php?aid=90157
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.