Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Александр Блок
Последние годы характеризуются значительным падением престижа ОБСЕ как организации – гаранта того самого Хельсинкского Акта 1975 г., с которого начал разрушаться «железный занавес» между Востоком и Западом. События в Южной Осетии, Крыму, Восточной Украине, нашествие мигрантов – далеко не полный список тех вызовов, с которыми столкнулась созданная когда-то в Хельсинки система европейской безопасности. В Азербайджане, где посредничество Минской Группы ОБСЕ уже 21 год не может разрешить вооруженный конфликт с соседней Арменией, и где офис Координатора проектов ОБСЕ в Баку был закрыт в июне этого года, слабость ОБСЕ особенно заметна.
Мы являемся свидетелями нового размежевания, символом которого стали возведенные в этом году стены на европейских границах, отделившие, пока еще визуально, а не юридически, овнов от козлищ, чистых от нечистых, белых от черных. В последние попали большинство республик бывшего СССР, часть стран бывшего социалистического лагеря, Турция. Всех их роднит то, что они не вошли в расширившийся Евросоюз, и это не случайно.
Эти страны уже давно создают свою концепцию защиты прав человека, основанную на собственных национальных моделях и взаимном невмешательстве во внутренние дела – на своеобразном Анти-Хельсинкском акте. Он пока еще не оформлен письменно, но его положения уже активно артикулируются, на каждом шагу вступая в противоречие с тем наследием в области прав человека, которое накопил Запад за последние пару столетий. Кроме того, у практически всех этих стран свое мало совместимое с рынком понятие об экономике, которое временами заставляет вспомнить о Марксовой концепции «азиатского способа производства».
Еще не оформившись, новый Анти-Хельсинкский Интернационал уже стал агрессивно защищать свои интересы - вплоть до интервенций «зеленых человечков», как это было в Грузии, Крыму и на востоке Украины. Против такого «лома» у старушки Европы не оказалось эффективного приема. Зато противоположная сторона находится в активном и продуктивном поиске блоков и коалиций.
При этом основополагающие документы, задающие стандарты прав человека, у обоих конфликтующих лагерей одни и те же. Однако практика их выполнения временами настолько разная, что создается ощущение, что эти страны расположены хоть и на одном континенте, но в разном пространстве. Одни в Евразии, т.е. опираются на европейские ценности, другие в Азиопе, с опорой на азиатский патернализм.
Сразу же оговорюсь, что понятие «Азиопа» было введено в оборот русскими эмигрантами еще в 1920-х гг. в противовес концепции «Евразии», которая появилась еще в XIX веке. При этом Россия всегда была в центре любой из рожденных россиянами евразийских концепций, и все эти идеи практически всегда противопоставлялись Европе.
Еще Достоевский писал: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; …русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход! Да, если есть один из важнейших корней, который надо бы у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию. Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами и скажут про нас, что мы азиаты еще более чем европейцы. Этот стыд, что нас Европа сочтет азиатами, преследует нас уж чуть не два века... Этот ошибочный стыд наш, этот ошибочный наш взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), — этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей, и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых бог знает сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, а не азиаты… И чего-чего мы не делали, чтоб Европа признала нас за своих, за европейцев, за одних только европейцев, а не за татар… Но от окна в Европу отвернуться трудно, тут фатум… Азия, азиатская наша Россия,— ведь это тоже наш больной корень, который не то что освежить, а совсем воскресить и пересоздать надо! Принцип, новый принцип, новый взгляд на дело — вот что необходимо!»
«Новый принцип» по Достоевскому, в наших нынешних реалиях – это и есть создаваемая Россией на наших глазах Азиопа.
Сообщество Азиопских государств достаточно многочисленное, чтобы страны, отвергнутые Европой, например, Беларусь, не чувствовали там себя изгоями. Они постоянно группируются, создавая экономические и политические союзы. В одном из них – созданном в 1992 г. Содружестве Независимых Государств собран почти весь бывший СССР, включая Азербайджан. У СНГ есть даже своя Минская Конвенция о правах и основных свободах человека, почти идентичная Европейской, и возможность создания анти-Евросуда в форме Комиссии по правам человека СНГ.
СНГ породила и «анти-НАТО» - Организацию Договора о Коллективной Безопасности, куда уже вступила половина стран-членов СНГ и куда постоянно приглашают и Азербайджан.
Или возьмем Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), созданную в 2001 г. в составе Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, куда в этом году вступили Индия и Пакистан и попросился Азербайджан. Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн км², то есть 60 % территории Евразии, а общая численность населения - 3 млрд. 40 млн человек (2015 год), половина населения планеты.
С 1 января 2015 г. действует Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), куда вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия. В ее рамках создана зона свободной торговли СНГ, которая предполагает беспошлинную торговлю между государствами-участниками. В Зону свободной торговли в этом году напросился даже Вьетнам.
Американский политик Хиллари Клинтон оценила этот процесс как «тенденцию к ресоветизации региона». По ее мнению, «называться это будет иначе. Это назовут Таможенным союзом, назовут Евразийским союзом и так далее в том же духе. Но давайте не будем заблуждаться относительно этого. Мы знаем, каковы цели этого процесса, и мы пытаемся найти эффективные способы, как его замедлить или предотвратить».
Но было бы непростительной наивностью считать, что и Азиопа не может найти пути замедления встречных процессов. Так, на фоне бойкота российского газа Европой, генеральный секретарь Форума стран — экспортеров газа (GECF) Сайед Мухаммед Хусейн Адели заявил недавно, что поставки азербайджанского газа в Европу начнутся лишь в 2022-2025 годах, а иранского и того позже, и что иранский газ будет существенно дороже российского. Буквально на днях был поднят вопрос о членстве в ОДКБ Сирии как гарантии ее территориальной неприкосновенности (на деле же – несменяемости ее режима). Россия уже оказывает Сирии прямую военную помощь.
Осталось лишь снова захлопнуть открытую в 1975 г. в Хельсинки дверь, чтобы это Зазеркалье стало жуткой реальностью. И над этим сейчас, к сожалению, работают с двух сторон – и Россия с ее союзниками, и Запад, который ищет свои «эффективные способы», которые лишь сбивают в кучу азиопцев.
Географически и политически и Евразия (в европейском понимании), и Азиопа достаточно большие пространства, чтобы страны, находящиеся на распутье, вроде Азербайджана или Центральной Азии, могли свободно дрейфовать. Давление со стороны России сносит Азербайджан в сторону Евразии, как это было на протяжение последних 20 лет, и наоборот, ветер критики с Запада относит Азербайджан в Азиопу. И похоже, что Азербайджан, который старается держать геополитический баланс, уже начал нервировать Европу, которая именно сейчас усиленно отгоняет его к российскому сапогу.
Как результат, Первые Европейские Игры, задуманные правительством Азербайджана как путь для сближения с Западом, были успешно проигнорированы лидерами ведущих стран Европы. Зато на торжества по случаю Европейских Игр охотно съехались азиопцы - представители таких стран, как Россия, Беларусь, Турция, и совсем не европейских, вроде Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, ряда арабских стран и др.
Торжеством Азиопы выглядело и открытие в сентябре крупнейшей в Европе Соборной мечети в Москве. На нее съехались главы Татарстана, Чечни, Дагестана, Ингушетии, президенты России, Казахстана, Турции и даже палестинский лидер Махмуд Аббас. Другие страны были представлены дипломатами. В результате Россия предстала перед Европой чуть ли не как новый лидер исламского мира.
Каждый день после июньских Игр пресса приносит какие-то тревожные известия о втягивании Азербайджана в Азиопскую орбиту: заявка на вступление страны в ШОС, договоренность о продаже Россией нашей стране крупной партии оружия, совместные с Россией военные учения на Каспии, полеты российских самолетов в Сирию над территорией Азербайджана, договоренность с «Газпромом» о хранении в Азербайджане российского газа для снабжения Северного Кавказа, визит в Баку иранского аятоллы, взаимные визиты высокопоставленных лиц Азербайджана и России, слухи о возвращении в Азербайджан российской базы в Габале… Вот и вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил недавно, что «если раньше мы занимались геополитическим нашими интересами, анализом и защитой на Востоке и Западе, то теперь мы осознали интересы глубоко на юге, причем за пределами границ России».
А Европа, как бы не замечая этот процесс, или еще хуже – замечая и при этом сознательно играя на ухудшении отношений, обрывает последние нити между Азербайджаном и Европой. Чего стоит, например, недавнее решение Евросоюза и ОБСЕ не направлять наблюдателей на предстоящие 1 ноября парламентские выборы? А ведь именно такие миссии два десятилетия помогали нашей оппозиции фиксировать нарушения во время выборов. И во многом благодаря отчетам европейских мониторов, проигравшие в 2005 и 2010 гг. кандидаты в депутаты смогли доказать свою правоту в Европейском Суде по правам человека.
А ведь свято место пусто не будет. Читаем: «Председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев от имени миссии наблюдателей признал президентские выборы в Узбекистане соответствующими общепризнанным демократическим нормам» (март 2015). «Наблюдатели от Шанхайской организации сотрудничества признают прошедшие накануне в Киргизии парламентские выборы транспарентными и демократичными» (октябрь 2015). Похоже, что и Азербайджану «дальновидными» политиками Запада уготована та же участь.
Запад играет в весьма опасные игры, ослабляющие позиции Европы в момент, когда она сама подвергается нашествию мигрантов из арабских стран, бывших и нынешних союзников России. Поддержат ли интересы Европы в ООН и ОБСЕ страны, напрашивающиеся в ШОС и ЕАЭС? И так ли крепки позиции стран-столпов европейской демократии в Совете Европы, где половину членов составляют бывшие страны соцлагеря, нашедшие язык с Турцией и рядом других «бедных родственников» Европы?
Власти Азербайджана при таком раскладе ничего не проигрывают, так как их миллиарды будут надежно прикрыты северным соседом от раскулачивания Европой, а в Европу чиновники и так смогут ездить. Да и в случае беспорядков, например со стороны радикальных исламистов, Россия может поддержать правительство Азербайджана ракетным ударом Каспийской флотилии, как она недавно сделала с Сирией. Не затронет азиопский проект России и интересы примерно 1,5-2 млн. азербайджанцев, связанных с российскими рынками (наблюдающееся давление на пару-тройку азербайджанских миллиардеров, похоже, связано с их поддержкой прозападной оппозиции в Азербайджане парой лет ранее).
Единственно, кого можно пожалеть – это тот тонкий слой населения, кто ориентировался на Европу, связывал с нею желание стать настоящими, а не картографическими европейцами, вел большую просветительскую работу. Это в основном интеллектуалы, политики, правозащитники, журналисты. Что касается простого народа, то население севера страны тяготеет к России, юга – к Ирану. В глубинке народ живет не так богато, чтобы разъезжать по Европе и оценивать ее прелести. К тому же многие семьи в провинции живут доходами с российских рынков. Так что настоящих евразийцев не так много, как порой кажется, и в циничных политических расчетах ими можно пренебречь. Что и делается всеми заинтересованными игроками…
Снесет ли Азербайджан в Азиопу, сегодня зависит и от грамотной политики Евросоюза, и от позиции самих евразийцев внутри страны. Будут ли эти евразийцы способны к диалогу с властями и западными партнерами, чтобы переломить ситуацию, или же удовольствуются одноразовой ролью торпеды против неугодного Европе правительства ради передела геополитического пространства или нефтяных доходов? Переместятся ли евразийцы под видом беженцев в более комфортную Европу или смогут отстоять страну от азиопцев? События разворачиваются так быстро, что ответы на эти вопросы мы узнаем уже очень скоро…
Эльдар Зейналов.
http://minval.az/news/123499923
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.