23 ноября 2016 от Elizaveta
В Азербайджане подняли вопрос введения уголовной ответственности за попытку опорочить унизить честь и достоинство главы государства. Законодательно данная мера пока не утверждена, и будет рассмотрена на пленарном заседании Милли Меджлиса.
Предложения по этому поводу направил в Милли Меджлис Азербайджана (парламент) генеральный прокурор Закир Гаралов. Он предлагает внести дополнения в статью 323.1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики «Опорочивание или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ».
Депутаты поддержали?
Некоторые депутаты уже поддержали инициативу Генпрокура. На заседании комитета Милли Меджлиса по правовой политике и государственному строительству депутат Гудрат Гасангулиев сказал, что подобные положения также должны быть приняты в связи со статусом первой леди страны, поскольку оскорбительные выражения и унижение чести и достоинства в отношении супруги президента должны приравниваться к оскорблению самого президента. Также депутат предложил отнести эту меру и к экс-президентам. При этом, он добавил, что речь идет не о критике, а исключительно об оскорблении, выражениях, направленных на унижение чести и достоинства. Данное предложение поддержал и депутат Рафаэль Джабраилов.
Новое или не забытое старое?
«Я склонен думать, что инициатива генпрокурора имеет конъюнктурную подоплеку. В уголовном законодательстве Азербайджана три «диффамационные» статьи. Две из них – статья 147 Уголовного Кодекса (клевета) и 148 (оскорбление) направлены на защиту обычных людей. Третья – статья 323 охраняет честь и достоинство президента. Эти статьи существовали еще в старом УК, когда интернета еще не было. Тогда «публичность» оскорбления связывалась с выступлением на массовом мероприятии или же с публикацией в СМИ. При этом понятно, что сделать это анонимно в газете или на ТВ невозможно, даже если статья не подписана». Об этом сказал корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, тогда избегали наказания лишь авторы самиздата. Например, была такая подпольная сатирическая газета «Чешмя» («Источник»), где авторы под псевдонимами критиковали тогдашнего президента. Кончилось это тем, что команду этой газеты вычислили, арестовали и осудили за оскорбление чести и достоинства президента. Довольно скоро сам же президент его и помиловал, но сатирический самиздат умер. Роль такого самиздата сейчас играют социальные сети, интернет-форумы, интернет-издания, блоги и т.д.
По его словам, тогда избегали наказания лишь авторы самиздата. Например, была такая подпольная сатирическая газета «Чешмя» («Источник»), где авторы под псевдонимами критиковали тогдашнего президента. Кончилось это тем, что команду этой газеты вычислили, арестовали и осудили за оскорбление чести и достоинства президента. Довольно скоро сам же президент его и помиловал, но сатирический самиздат умер. Роль такого самиздата сейчас играют социальные сети, интернет-форумы, интернет-издания, блоги и т.д.
«Здесь можно скрыться за псевдонимом или ложным («фейковым») профилем, опубликовать что-то провокационное, а потом удалить. Или даже, выступив под собственным именем, списать какие-то свои публикации на взломщиков (хакеров), которые якобы без ведома хозяина получили доступ к его профилю. При этом читательская аудитория у таких публикаций не уступает, а то и превосходит бумажные газеты, а интернет-ресурсы отличаются в лучшую сторону бесплатностью и мобильностью. Эту роль и власти, и оппозиция осознали не сразу. Но «Арабская весна», которая широко эксплуатировала интернет, пробудила "спящих"», - рассказывает он.
По его словам, сначала отреагировала оппозиция, собрав с помощью Фейсбука и Твиттера несколько флэш-мобов и демонстраций. Затем парламент 14 мая 2013 года в ответ дополнил статьи 147 и 148 наказанием за публикации в интернете. А вот про «президентскую» ст. 323 УК тогда забыли. Как известно, не так давно цоколь памятника Гейдару Алиеву разрисовали лозунгами. Это произошло ночью, и практически сразу краску с камня смыли. Если бы видео этой акции не распространилось затем в интернете, то эффект от этой акции был бы нулевым. Но даже и после этого, виновных нельзя было прямо привлечь к ответственности.
«Во-первых, закон защищает президента, а не экс-президента. Во-вторых, под статью 323 попадают лишь оскорбления в СМИ, но не в интернете. В-третьих, оскорбительным было не само граффити, а место его размещения. На каком-нибудь заборе его вообще бы не заметили. Поэтому наказание при «Фемиде с завязанными глазами» было бы административным, как за разрисованную витрину или стенку общественного здания: штраф или отсидка несколько суток. Очень кстати найденные у авторов граффити наркотики, да еще в крупном размере, сняли эту неувязку, но только на этот раз. Если лозунги на памятнике нарисуют не в реале, а в Фотошопе, и растиражируют в интернете, то даже и вандализма не будет. И кого и по какой статье сейчас можно за это привлечь? Вот поэтому, видно, генпрокурор и проявил свою инициативу. А кое-то из депутатов предложил подвести под защиту и первую леди…», - делится правозащитник.
Диффамацию надо декриминализировать
Эльдар Зейналов считает, что таким темпами можно зайти очень далеко… «Не только я один считаю, что диффамацию надо декриминализировать. Сажать в тюрьму за слово на заборе - не по-европейски. Ведь и в Европе есть случаи наказания за оскорбление чиновников или монархов, но это делается не в уголовном порядке, а в порядке гражданского судопроизводства.
Зейналов заметил, что в уголовном порядке должны наказывать только те выступления, которые носят характер "языка ненависти" (hate-speech), например, призывы к погромам, убийствам, избиениям. Но и в этом случае нужно соблюдать меру. Лишение свободы должно быть крайней мерой, и адекватной содеянному.
«Процитирую одно из решений Евросуда: «Пределы допустимой критики более широки в отношении Правительства, чем простого лица, или даже политика… Доминирующее положение, которое оно занимает, делает необходимым, чтобы оно демонстрировало сдержанность, когда встает вопрос об уголовном преследовании, особенно когда имеются другие средства ответа на неоправданные нападки и критику со стороны его противников»», - заключил он.
Джамиля АЛЕКПЕРОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.