четверг, 3 ноября 2016 г.

В Азербайджане пока не пришли к запрету на ношение хиджаба

Азербайджане неоднократно поднимали вопрос о запрете на ношение хиджаба, однако к общему знаменателю прийти не удалось. В Милли Меджлисе (парламенте) часть депутатов, ссылаясь на то, что Азербайджан – светская республика, выступали за запрет на ношение хиджаба в образовательных учреждениях страны. Другая часть высказалась против этого, боясь ранить чувства верующих. Так вопрос по сей день и остается открытым.

Хиджаб в школах

«Я считаю, что Азербайджан должен последовать примеру Казахстана и ряда других стран, запретив носить хиджаб в школах. Безусловно, этот закон может задеть чувства некоторых верующих, но закон есть закон. Если в Азербайджане будет принят закон, запрещающий мусульманкам носить хиджаб в учебных заведениях, то они должны будут принять данное решение с уважением и подчиниться», — сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» профессор, доктор философских наук, экс-глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев.

По его словам, даже в исламских странах есть учебные учреждения, где девочки не имеют права носить паранджу. «Например, в Багдадских школах и университетах девочки внутри учебного заведения ходят без религиозного убора. Им выделен шкафчик, куда они укладывают свою религиозную одежду, когда приходят, и одевают, когда уходят. Соответственно, во время учебного процесса и внутри здания они находятся без хиджаба и паранджи», — отметил он.

Как сказал Алиев, если девочка чем-то болеет, у нее падают волосы, то безусловно, она может одеть косынку. Но религиозное одеяние непозволительно внутри учебных учреждений. «Сегодня власти не принимают такой закон только по причине боязни ранить чувства верующих», — сказал он.

Чувства верующих и закон

При этом, как заявил в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» Эльчин Гамбаров, ношение хиджаба никак не противоречит единой школьной форме. Поэтому нет смысла устанавливать запрет на ношение хиджаба в учебных заведениях. Хиджаб — не паранджа, а всего лишь головной убор.

По его словам, ношение хиджаба не превращает Азербайджан из светской республики в исламскую. Эта страна толерантна, поэтому для азербайджанцев в первую очередь важно чувство верующих. Если Азербайджан установит запрет, этим могут воспользоваться враждебные силы.

«Сегодня закон не запрещает и не разрешает ношение хиджаба в учебных учреждениях. А все, что не запрещено, соответственно, разрешено. Увы, сегодня в некоторых школах директора позволяют себе самостоятельно принимать решения и запрещать верующим ученицам приходить в хиджабах, так как этот вопрос законом не отрегулирован», — пояснил он.

Необходимость системного подхода

Как заявил в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» психолог Азад Исазаде, как правило, запреты ни к чему хорошему не ведут, они радикализируют общество. Поэтому запрет на ношение хиджаба в учебных учреждениях тоже вряд ли приведет к чему-то хорошему.

«Безусловно, министерство образование Азербайджана должно создать единую систему подхода к внешнему виду учащихся, как в частных, так и государственных средних учебных учреждениях. Причем это должно касаться всех, без исключения. В этом вопросе важен системный и единый подход, иначе общество и социум не воспримет тему на должном уровне», — отметил он.

Глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов пояснил в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество», что вообще в странах Европы господствует взгляд, что светский характер государственных школ исключает возможность того, чтобы тем или иным религиям отдавалось предпочтение. Это включает ношение религиозной одежды (например, тюбетеек, тюрбанов, хиджабов) и атрибутики вроде крестиков или звезд Давида. Демонстрация своей религиозности может спровоцировать конфликт между учениками, относящимися к разным конфессиям, а также между верующими детьми и атеистами.

«Поэтому проблема хиджаба, во всяком случае, на уровне школьной политики – не в исламофобии, а в желании обеспечить нормальные условия для учебного процесса. Но если дать волю стремлению загнать все в общие рамки, то можно дойти до абсурда. Например, в мое время (1970-е годы) в советской школе на полном серьезе считались проблемой длинные волосы, джинсы, длина юбки, даже то, пишешь ли ты в тетради чернильной или шариковой ручкой. С этой точки зрения, может ли представлять помеху учебному процессу хиджаб на школьнице-мусульманке в стране, где большинство населения – мусульмане?», — задается вопросом правозащитник.

По его словам, хиджаб, в отличие от бурки или никаба, которые закрывают все лицо, оставляя только глаза, вряд ли мешает учебному процессу или идентификации личности. «И почему келагаи, например, считается национальным достоянием, охраняемым чуть ли не ЮНЕСКО, а похожий на него хиджаб вызывает такую фобию? Почему бы не сделать школьную форму в двух вариантах – с покрытой и открытой головой? Почему при атеистах-большевиках, когда за религию могли сослать или расстрелять, школьницы и студентки могли носить платок, а сейчас это считается едва ли не вызовом национальной безопасности? Почему при царе и большевиках девочку в платке были рады видеть в школе, а в нашей независимой державе ее из школы выгоняют?», — возмущается эксперт.

Роль хиджаба

Как сказал Зейналов, не будем забывать, что дети не могут распоряжаться своей судьбой, за них многие вопросы решают взрослые. Если они запретят учиться в школе своей дочери, то ребенок не пойдет против воли родителей. Возможно, именно с хиджабом связан факт, что в ряде районов страны девочек не пускают в школу после завершения ими нескольких классов. Школьницы взрослеют, на них начинают засматриваться, по мнению родителей, ей пора прикрывать голову, но в школу в таком виде не пускают.

И тогда школа для этих девочек заканчивается, и после этого они остаются полуграмотными и возникает вероятность раннего замужества. Неужели вот это — адекватная альтернатива платку на голове? Думаю, что угрозу образованию представляет не сам хиджаб, а его политизация, в которую делают вклад как исламисты, так и чиновники Минобразования. В условиях Азербайджана, недопущение тысяч наших юных гражданок к образованию, которое нашей Конституцией гарантировано всем, не отвечает интересам демократического общества», — заключил правозащитник.

Джамиля АЛЕКПЕРОВА (Баку)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.