понедельник, 31 декабря 2001 г.

Аресты как часть антивоенной кампании

Эльдар Зейналов
Правозащитный Центр Азербайджана

По телепередачам мы знаем, что за границей существуют антивоенные кампании. Шумные демонстрации тех, кто против войны потому, что правительство своей войной мешает наслаждаться женщинами и музыкой. Или тихони-сектанты. А воинственное правительство этих чудаков безжалостно разгоняет, избивает и арестовывает.

Кажется, так везде, но только не у нас в Азербайджане.

У нас "верхи" на всех международных форумах выступают за мир и дружбу. Все остальные - от школьников до журналистов, от дворников до министров, от оппозиции до правительства - все наперегонки грозятся войной, а кое-кто даже лезет за это под дубинки (но не под пули). 

При этом никто воевать не торопится. Слишком много более важных дел - кто-то занят торговлей, кто-то - взиманием взяток за эту торговлю, кто-то открывает очередной сад имени первого лица… 

А ведь и у нас когда-то были свои "ястребы" в лице бойцов-добровольцев. Им-то и досталось в первую очередь. Кто-то считает это национальным предательством, кто-то спасением от военной катастрофы. А в результате сегодня активные участники войны сидят в тюрьмах, в то время как дезертиры освобождаются от наказания десятками тысяч. Таким вот образом, несмотря на шумную и пустую военную истерию в официальной и оппозиционной прессе, обществу намекают, что воевать выйдет себе дороже.

Первые шаги этой антивоенной кампании были предприняты еще в ходе войны, летом 1993 г., когда были распущены десятки разномастных добровольческих батальонов, созданных Народным Фронтом. К счастью для имиджа властей, их разоружение осуществил Иран, когда наша армия выходила из окружения через его территорию.

Далее удалось заключить договоренность о прекращении огня. Она постоянно нарушалась в Нахчивани, а именно в тех районах, где НФА имел наиболее крепкие позиции. Власти принялись за разоружение добровольцев. Наиболее трагическую форму это приняло в Шарурском районе, где в августе 1994 г. произошла стычка добровольцев с полицией и были арестованы более 25 человек т.н. "шахмардановцев". В Нахичевани были арестованы десятки активистов НФА. Разумеется, власти обвиняли их не в том, что добровольцы хотели воевать с армянами, а в основном в незаконном хранении оружия, бандитизме и пр. 

Военных, сдавших армянам те или иные районы после июня 1993 г., осудили без особого шума. Их имена не позорят по ТВ, так как пятно позора ляжет и на нынешние власти, при которых это произошло. Достается лишь нынешней оппозиции.

Кто-то из правозащитников подсчитал, что к 1995 г. были репрессированы по обвинениям в военных или политических преступлениях практически весь генералитет и до трети офицеров из числа тех, кто в 1991-1993 гг. откликнулся на призыв о создании Национальной Армии. 

Впоследствии, в ходе "политических" судебных процессов 1995-2001 гг. за решеткой в качестве "изменников Родины" оказались те, кто доказал ей свою преданность на Карабахском фронте. Фронтовые заслуги, которые учитывались даже советскими судьями, сейчас вообще не принимаются в расчет. 

Последней жертвой стали сверхлояльные инвалиды Карабаха, которые вообще никогда подчеркнуто не вмешивались в политику и лишь просили обеспечить им достойное человеческое существование. И оказались за решеткой. Мало того - их обвинили в том, что они работали на оппозицию и даже внешних врагов. Как в те времена, когда поломавший трактор колхозник или демагог-рабочий сразу становились "вредителями" и "японо-троцкистскими шпионами". 

Когда меня, убежденного пацифиста, спрашивают после всего этого, почему я активно не агитирую за мир, я отвечаю, что за меня это уже сделали власти, привив обществу устойчивое отвращение к мысли о добровольной защите Родины. Само слово "доброволец" начало ассоциироваться с арестантами или же с каким-то психическим отклонением. А в Армении бывшие добровольцы в почете и даже образовали влиятельную политическую организацию "Еркрапа"…

Да, я за мир, но он должен быть достигнут не ценой жестоко поломанных судеб, а путем роста уважения к человеку в форме, путем национального согласия, а не разделения в духе гражданской войны. 

2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.