суббота, 1 декабря 2001 г.

Грязь в доме Отечества

В последние месяцы в проправительственной прессе с новой силой возобновилась кампания против "врагов народа" в лице правозащитников. Они, мол, за гранты, полученные чуть ли не от армян, специально наносят ущерб "сияющему" международному имиджу Азербайджана, поднимая несуществующую в природе проблему каких-то "политических заключенных". Дошло до того, что вице-спикер парламента и влиятельная фигура в правящей партии "Ени Азербайджан" Зияфят Аскеров обвинил Совет Европы в фальсификации фактов наличия политзаключенных в Азербайджане, а мнение эксперта Джорджа Клейфарта назвал субъективным.

Столь странная позиция вице-спикера красноречивее слов свидетельствует об отношении официального Баку к вопиющей проблеме. Его устами практически было озвучено категорическое неприятие того, что на самом деле имеет место. И тут надо было постараться найти виновников их головотяпства, обусловленного произвольным и действительно субъективным применением законов в отношении не угодных им лиц. Лучшее, что могли в этом случае предложить официальные лица, являющиеся все членами партии "Ени Азербайджан", так это свалить все с больной головы на здоровую. Выудив из кровавого 37-го года ярлык "враг народа", они прилепили его к... без вины виноватым правозащитникам.

Чего только мы не наслушались в этой связи! И что рекомендации Совета Европы по освобождению политзаключенных - это не обязательство, и что позорно проигранные дебаты в Страсбурге - это "блестящая" дипломатическая победа, и что генсек ПАСЕ Вальтер Швиммер ответит за свою безответственную позицию перед международным судом! Почти в каждом выступлении - угрозы. В том числе и внутренним врагам в лице непокорных правозащитников. До В.Швиммера и Дж.Клерфайта (бедняги и не знают, что им скоро отвечать перед судом) им далеко и не под силу. А вот что касается правозащитников, то есть нас, то при их технологии ведения следствия и соблюдения законности - это запросто. Засадят, и все.

Такая дешевая пропаганда практиковалась еще в советские времена. Одна идеология, одна партия, один лидер... Стало быть, диктат, а значит, учинить расправу им - что стакан воды испить. Видимо, поэтому у ряда прозащитников не выдержали нервы. Они во имя так называемой провозглашенной правящим режимом идеи "национального единства" предприняли не красящий их шаг. Они были вынуждены подписать письмо в Совет Европы, в котором требовалось не применять санкций в связи с нарушением подписанных самими же властями Азербайджана обязательств по политическим заключенным.

Логика властей и тех неправительственных организаций, которые их поддерживают, при этом очевидным образом "хромает". Ведь если следующим вопросом после пересмотра дел политзаключенных является разрешение карабахского конфликта, то не стоит ли ради возвращения домой более 800 тысяч беженцев даже освободить этих злополучных 600-700 человек? Ведь получается на полторы тысячи беженцев один политзек...

Уже сейчас наши агрессивные соседи, которые без зазрения совести оккупируют 20% нашей территории, мотивируют невозможность суверенитета Азербайджана над Карабахом по причине неуважения к законам и правам человека в нашей стране. И их в этом резонно поддерживают в Европе, где искренне не понимают, почему, подписавшись под обязательством выполнять европейские стандарты в области прав человека, наши власти вслед открыто и цинично отказываются от этого обязательства.

Но если допустить, что условием возвращения Карабаха является проведение свободных выборов, осуществление честного суда, уважение прав национальных меньшинств, свобода печати, - то что в этом плохого? Если не выносить "сор", то отечественная "изба" превратится в свалку. И виноваты в этом будут не те, которые сор выметают, а те, которые сорят. И не уборщик виноват, что в доме грязь, а хозяева, вроде З.Аскерова, которых эта грязь устраивает.

Все перевернуто с ног на голову. Виноваты, оказывается, не те, кто по политическим мотивам сажал людей в тюрьмы, а те, которые требуют для них справедливого решения. А в разногласиях о количестве политзаключенных и о списках, что преподносятся как чуть ли не единственная проблема для начала дискуссии властей с Советом Европы, упускается из виду то самое существенное - власти не хотят признавать наличие политзеков в стране. А для Совета Европы, как выразился В.Швиммер, "и один политзек - слишком много".

У наших соседей, кстати, такого конфликта нет. Имеется в виду Грузия. Там, не вдаваясь в дискуссию о том, "есть ли жизнь на Марсе", в пару приемов освободили более 300 политзеков (примерно 90%), а затем, дополнив в кассационном порядке Уголовно-про-цессуальный Кодекс, начали пересмотр 23 наиболее спорных дел, касающихся 32 заключенных. На сегодня пересмотрены уже 20 дел, и еще два будут завершены в ближайшее время. Из них в шести делах приговоры остались неизменными, в восьми делах они были смягчены, и заключенные получили условный срок. В одном случае дело было послано на новое доследование, а заключенный был освобожден до суда, который затем вынес ему условный срок наказания. В другом деле политзека исполнение решения суда было отложено по состоянию здоровья заключенного, в трех делах вердикты были признаны несовместимыми с новым законодательством и были отменены... Все это дало возможность грузинским оппозиционерам публично заявить: "Теперь мы верим в честность суда...".

Но мы, азербайджанцы, по-железобетонному упрямы. Наверное, потому, что, если верить Милли меджлису, "наша республика, решив в скором времени все проблемы, превратится в одно из самых могущественных государств мира" (пессимистам рекомендую почитать "Бакинский рабочий"от 15.06.01 г.). Это, надо понимать, им позволяет сделать нахождение вышеозначенных политзаключенных в тюрьмах. Беда только в одном, чтобы догнать и перегнать Америку, мешают не процветающая коррупция, не застой экономики, не отсутствие реального разделения властей, не проблемы образования, не "импотенция" нашего чиновничества, а... проклятые правозащитники.

"Зажать" своих национальных правозащитников - для хозяев страны проблем нет. Сомневающимся могу посоветовать ознакомиться с Декларацией прав правозащитников, принятой с участием Азербайджана на юбилейной Генеральной Ассамблее ООН еще в 1998 г. Одна заковыка - как называть в миру демократической страной, если правозащитники в ней не имеют возможности свободно работать?

Помню, как в 1998 году тогдашний генпрокурор Эльдар Гасанов грозил мне уголовным преследованием за публикацию списков политзаключенных. Тогда поднялась международная кампания в мою защиту. Больше всего меня поразил убийственно-логичный аргумент депутата бундестага ФРГ Гельмута Липпельта: "Если в Вашей стране существует опасность преследования граждан за одно лишь мнение, что в стране есть политзаключенные, значит, они у Вас действительно есть".

Вы не согласны с этим утверждением, господин З.Аскеров? Думаю, все-таки грязь в доме надо чистить. В своем доме - это лично ваше дело и право, на которое мы не посягаем, а вот в доме Отечества - это уже не ваша компетенция. Тут уж, позвольте, слово за правозащитниками!

Эльдар Зейналов 

Правозащитный центр Азербайджана

Осень 2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.