воскресенье, 30 декабря 2001 г.

Круговой реверанс властей

Эльдар Зейналов,
Правозащитный Центр Азербайджана

В последние полтора года, как будто предчувствуя антиисламскую истерию после событий 11 сентября, правоохранительные органы Азербайджана рьяно взялись за выявление исламских радикальных групп. Срочно обнаружили отделения партий "Хизб-ут-Тахрир", "Хизбулла", "Джейшулла", террориста-иракца Ростама, разогнали несколько арабских благотворительных организаций. К ваххабитам загодя, до завершения следствия и суда, записали даже балакано-загатальских бандитов, по неизвестной причине объявивших войну местной полиции. В качестве шпионов арестованы несколько мулл в Джалилабаде. "Подозрительные" партийные документы в багаже направлявшегося в Иран зампреда Исламской Партии Азербайджана Гаджиага Нуриева послужили основанием не только его ареста, но и обыска партийного офиса ИПА.

Где было всевидящее око МНБ, в то время как "фундаменталисты" плодились в стране, а вся пресса захлебывалась живописаниями враждебной деятельности миссионеров-христиан? Вопрос на засыпку. Если, конечно, не принимать во внимание политическую конъюнктуру. Мне кажется, что при желании наши власти смогут обнаружить в стране и христианских, и даже иудейских фундаменталистов. 

Сейчас в Верховном Суде проходит процесс группы азербайджанской молодежи, обвиненной в том, что они были завербованы в Азербайджане для участия в боевых действиях на стороне чеченцев в Чечне и в Абхазии. Вначале следствие, а затем и суд пытаются обвинить молодых людей в том, что они занимались наемничеством, т.е. совершили военное преступление, подпадающее под статью 114 Уголовного Кодекса (УК), за что им грозит до 8 лет лишения свободы.

Внимательно анализируются материальное положение, образ жизни, религиозные взггляды подсудимых - словом, все, кроме главного вопроса, без положительного ответа на который вообще невозможно их привлечение к уголовной ответственности: получали ли они от своего участия в войне материальную выгоду? Не солдатский паек, не оплату за проезд, а именно материальное вознаграждение, вернувшись с которым домой, они могли бы поправить свои финансовые дела?

Ведь по УК, "наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных операциях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей". Без получения материального вознаграждения доброволец из Азербайджана может воевать хоть за колумбийских повстанцев или Усаму бен Ладена, не подпадая под действие указанной статьи. А именно этот вопрос, без которого суд теряет всякий смысл, как-то выпал из обсуждения. Складывается впечатление, что молодых людей судят за их религиозные убеждения. А это делает их клиентурой правозащитных организаций.

Это уже не первый случай, когда отсутствие в действиях подсудимых состава преступлений не смущает справедливый азербайджанский суд. Достаточно вспомнить, как в 1994-1995 гг. в массовом порядке арестованным вменяли измену Родине за участие в попытках государственного переворота. Любому студенту юрфака известно, что такое преступление должно предусматривать сознательный умысел нанести ущерб суверенитету, территориальной целостности, государственной безопасности или обороноспособности Азербайджана. А в этом обвиняли и обычного рекетира, и человека, доказавшего свою преданность территориальной целостности на карабахском фронте и заплатившего за это своим здоровьем и увечьями. Сделать такое мог только юридически неграмотный, душевно черствый человек. Или же получивший политический заказ.

Элемент политического заказа усматривается и в нынешнем процессе по "делу 12-ти". Этакий виртуозный круговой реверанс одновременно и в сторону России (в чеченском вопросе мы на вашей стороне) и в сторону Америки (мы боремся с исламским фундаментализмом). Тем более искусственный, что, как усматривается из судебного процесса, аресту предполагаемых моджахедов не предшествовал запрос со стороны России. А поломанная судьба 12 молодых азербайджанцев в этой игре не стоит и ломанного гроша.

В последнее время в условиях секретности даже выдают "исламских террористов" в Египет, где им может грозить смертная казнь. Без адвокатов, без открытого разбирательства, без гарантий справедливого суда и неприменения смертной казни. А это уже прямое нарушение обязательств перед Советом Европы. 

Говорят, что к первой годовщине членства страны в СЕ нашей делегации предстоит тяжелый разговор по поводу выполнения взятых Азербайджаном обязательств. Будучи на "ковре" в Страсбурге, объяснить вопиющее пренебрежение принципами справедливого судебного разбирательства в стране-члене Совета Европы, будет довольно трудно. Так стоит ли, зная это, приносить права человека в угоду политической конъюнктуре?.. 

P.S. Кстати, в последний момент выяснилось, что Министерство Юстиции, опережая приговор суда по этому делу, на основании одного лишь факта привлечения 12 юношей к уголовной ответственности по этому делу, лишила регистрации общество "Возрождение Исламского Наследия", при котором действовала мечеть, где собирались будущие подсудимые. А вдруг их оправдают? Или приговор уже предопределен? 

2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.