пятница, 28 декабря 2001 г.

Не будьте дымовой завесой

Эльдар Зейналов

Последний год был временем шоковой терапии для тех, кто считал наше светское государство гарантированным от опасности "муллократии" - не хочу использовать навязанный извне и набивший оскомину термин "исламская опасность". Выяснилось, что по соседству с добропорядочными гражданами годами проживали и занимались террором ячейки "Джейшулла", "Хизболла", "Хизб-ут-Тахрир" и что сам Усама бен-Ладен за два года названивал "своим" в Баку около 60 раз. Что в Джалилабаде среди религиозных активистов было шпионское гнездо иранских "муллократов". Что ваххабиты взорвали бюст Шейха Шамиля в Загатале и перестреляли местный отдел полиции... Жуть! Ужас!

Но, успокоившись и выпив валерьянки, любой здравомыслящий обыватель непременно задастся вопросом: а что же делали в это время те органы, кому было положено этим заниматься? 

Ну, правоохранительные органы, разоблачив все эти организации и произведя аресты, похоже, себя "отмыли". Выяснилось, что еще в 1996-98 гг. наши доблестные чекисты вместе с ЦРУ отловили и выслали из страны, т.е. обезвредили, многих террористов. Единственная, и очень весомая претензия к ним, особенно после принятия в 1997 г. закона "О государственной тайне", состоит в том, что общество не было должным образом проинформировано и получало строго дозированную информацию.

До нас, правозащитников, кое-какая информация все же доходила. Например, в 1999 г. кое-кто из западных коллег запрашивал наш Правозащитный Центр Азербайджана, справедливы ли утверждения неких приговоренных в Египте террористов, что их выдали туда после ареста в Азербайджане? Смысл интереса наших коллег был в том, применялась ли общепринятая судебная процедура экстрадиции - ведь с Египтом взаимных договоренностей о правовой помощи не было, а выданным грозила смертная казнь... А на поверхности событий были лишь короткие официальные публикации о депортации нескольких "ваххабитов" да разжеванная прессой история о том, как некий араб-"ваххабит", будучи преподавателем медресе, осмелился предложить своей ученице стать его второй (или четвертой?) женой и был за это выслан.

Ну, а что же мусульманское духовенство? А чем была занята в это время наша вездесущая пресса? В то время, когда в Баку бенладеновцы готовили взрывы посольств по всему миру, когда активисты "Джейшулла" прилаживали бомбу к дверям храма кришнаитов, а боевики "Хизбулла" выслеживали академика Буниятова, наше мусульманское духовенство и наша пресса занимались спекуляциями на тему... христианского миссионерства. Сколько они книг привезли, какими голосами поют и как бы им запретить оказывать гуманитарную помощь, потому что именно она, мол, и привлекает к сектантам массу оголодавшего народа. Какие секты можно считать"традиционными", а какие - "чуждыми менталитету"? Как о доказанном факте писалось, что молодые христианине, получив со временем государственные должности, обязательно станут шпионами армян. И т.д., и т.п.

Наша "свободная" и "независимая" пресса оказалась отнюдь не независимой от общенациональных кампаний, которые, всем известно, каким ведомством организуются и направляются. Не случайно в ходе этой антихристианской кампании, сфокусированной на идее, что любой христианин является потенциальным шпионом и диверсантом "братьев-армян", технично были выведены из-под критики те христианские общины, которые были зарегистрированы еще в Советское время и с тех пор находились под плотным контролем определенных государственных служб.

Я уже несколько лет говорил об опасности такого слепого, огульного подхода к религиозным проблемам. О том, что все эти нападки на христиан служат дымовой завесой для попыток ограничить свободу религии, прикрытием грязной политики. Но вместо понимания заслужил от "Халг газети" звания христианского пастора, а от "Сэс" - утверждения, что я до 1997 г. скрывался в Бонне, потом вернулся с мешком денег и принял в христианство не то 800, не то 8000 азербайджанцев, после чего стал армянским шпионом.

К сожалению, вся эта кампания сыграла свою негативную роль. Были приняты дискриминационные поправки в закон "О религиозной свободе", начались нападки на инаковерующих, сделавшие нас дикарями в глазах Европы, куда мы так стремились. Хорошо, что в 1999 г. эта ситуация была несколько скорректирована распоряжением с самого верха.

Но сейчас, наблюдая за потоком публикаций об "исламской опасности" в стране, по большей части спекулятивных, я опасаюсь, что наверху опять сделали отмашку, но уже в другую сторону. Похоже, что нашу склонную к сенсациям прессу на этот раз натравливают на все то мусульманское, что "отбилось от рук" властей. Не случайно же недавно так смаковалось сообщение, что в одном из северных районов полиция насильно постригла бороды "ваххабитам" или что дагестанские мусульмане вынесли смертный приговор журналисту, оскорбившему шейх-уль-ислама. 

Временами становится непонятно, где же больше "тоталитаризма" - в коллективных песнопениях сектантов или же в рассуждениях о том, что, мол, необходимо взять под административный контроль все эти новые мусульманские общины и медресе... И уж совсем не случайно, что вся эта кампания разоблачения "ваххабитов" совпала с кампанией по "защите нравственности" и дискуссией о том, чем должен быть новый Госкомитет по религии. Но ведь, кажется, мы все это уже проходили в Советское время: "прогрессивное" (т.е. сотрудничающее с КГБ) и "реакционное" (т.е. не сотрудничающее) духовенство, "хорошие" и "плохие" секты, конфискации книг и т.п.! Неужели же история учит лишь тому, что ничему не учит?

Так что, коллеги, принимаясь за статью на религиозную тему, прислушайтесь, нет ли в сюжете совсем незаметного перехода от идеи, что Аллах - Един, к утверждению, что нужна одна религия, а в ней - один лидер, а раз всех это не устраивает, то нужно взять большую дубину и согнать всех в одно стадо? Не будьте дымовой завесой для грязного политиканства!

P.S. В Евангелии (Инджиле) есть хорошая притча, иллюстрирующая нашу ситуацию, когда покончивши с одним бесом (коммунизмом), мы заняли его место другими: культом доллара, коррупцией, авторитаризмом, ксенофобией.

"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом свой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с сим злым родом". (Мф.12:43-45)

2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.