воскресенье, 2 декабря 2001 г.

Выносить ли сор из избы?

В последние месяцы в проправительственной прессе с новой силой возобновилась вялотекущая кампания против "врагов народа" в лице правозащитников. Они, мол, за гранты, полученные чуть ли не от армян, специально наносят ущерб сияющему международному имиджу Азербайджана, поднимая не существующую в природе проблему каких-то "политических заключенных". И это в то время, когда все должны сплотиться вокруг властей и гневным восьмимиллионным криком разоблачить армян как агрессоров!..

Чего только мы не наслушались в этой связи! И что рекомендации - это не обязательства, и что проигранные дебаты - это блестящая дипломатическая победа, и что на генсека ПАСЕ Вальтера Швиммера чуть ли не в суд подают! И в каждом втором выступлении - угрозы внутренним врагам в лице непокорных правозащитников.

Такая дешевая пропаганда практиковалась еще в Советское время. Одна идеология, одна партия, один лидер... У нас даже и секса, как вы помните, тогда официально не было. Казалось бы, уж сейчас будет трудно заинтересовать этим кого-либо, кроме кучки чиновников. Однако события декабря-января показали, что это далеко не так, и даже часть правозащитников предприняла во имя "национального единства" демарш, подписав письмо в Совет Европы, требующее от этой организации не применять санкций к своему проштрафившемуся члену в связи с нарушением подписанным самими же властями Азербайджана обязательств по политическим заключенным.

Логика и властей и тех неправительственных организаций, которые их поддерживают, при этом очевидным образом "хромает". Ведь если следующим вопросом после пересмотра дел политзаключенных является разрешение карабахского конфликта, то не стоит ли ради возвращения домой более 800 тысяч беженцев даже освободить этих злополучных 600-700 человек - по полторы тысячи беженцев на одного политзека?..

Ведь уже сейчас наши агрессивные соседи, которые без зазрения совести оккупируют 20% нашей территории, мотивируют невозможность суверенитета Азербайджана над Карабахом неуважением прав человека в стране. И при этом получают поддержку в Европе, где искренне не понимают, почему, подписавшись под обязательством выполнять европейские стандарты в области прав человека, наши власти вслед открыто и цинично от этого обязательства отказываются. 

Но если допустить, что условием возвращения Карабаха является проведение свободных выборов, осуществление честного суда, уважение прав национальных меньшинств, свобода печати - то что в этом плохого? Если не выносить "сор", то отечественная "изба" превратится в свалку. И виноваты в этом будут не те, которые сор выметают, а те, которые сорят.

В дискуссии же о политзаключенных все перевернуто с ног на голову. Виноваты, оказывается, не те, кто их посадил в тюрьму, а те, которые требуют для них справедливости, к тому же прописанной в нашем родном законодательстве. И в разногласиях о количестве политзаключенных, о списках, которые преподносятся как чуть ли не единственная проблема для начала дискуссии властей с СЕ, как-то упускается из виду то, что власти вообще не признают наличия политзеков в стране, а для СЕ "и один политзек - слишком много", как выразился В.Швиммер.

В Грузии поступили проще: не вдаваясь в дискуссию о том, "есть ли жизнь на Марсе", в пару приемов освободили более 300 политзеков (примерно 90%), а затем, дополнив Уголовно-Процессуальный Кодекс, в кассационном порядке начали пересмотр 23 наиболее спорных дел, касающихся 32 заключенных. На сегодня пересмотрены уже 20 дел, и еще два будут завершены в ближайшей перспективе. Из них, в 6 делах приговоры остались неизменными, в 8 делах приговоры были смягчены, и заключенные получили условный срок, в 1 деле дело было послано на новое рассмотрение, а заключенный был освобожден до суда, который затем вынес условный приговор, в 1 деле исполнение приговора было отложено по состоянию здоровья заключенного, в 3 делах приговоры было признаны несовместимыми с новым законодательством, и были отменены политические санкции, в 1 деле было отменено наказание по одному из эпизодов. Результатом были публичные заявления оппозиционеров о том, что теперь-то они верят в честность суда...

Почему-то мы с Советских времен всегда стремимся идти собственным путем. Может быть, потому, что, если верить нашему парламенту, именно так "наша республика, решив в скором времени все проблемы, превратится в одно из самых могущественных государств мира" (пессимистам рекомендую почитать "Бакинский рабочий", 15.06.01 г.). Странно только, что для того, чтобы догнать и перегнать Америку, основной проблемой стали не процветающая коррупция, не застой экономики, не отсутствие реального разделения властей, не проблемы образования, не компетенция нашего чиновничества, а... проклятые правозащитники. 

Насколько серьезны разговоры о необходимости зажима правозащитников? Всем понятно, что это вообще анахронизм. Не может быть демократии в стране, где правозащитники не имеют возможности свободно работать. Тем, кто сомневается, могу отослать к Декларации прав правозащитников, принятой с участием Азербайджана на юбилейной Генеральной Ассамблее ООН еще в 1998 г.

Помню, как в 1998 г. тогдашний генпрокурор Эльдар Гасанов грозил мне уголовным преследованием за публикацию списков политзаключенных и поднялась международная кампания в мою защиту. Меня поразил убийственно-логичный аргумент депутата бундестага Гельмута Липпельта: "Если в Вашей стране существует опасность преследования граждан за одно лишь мнение, что в стране есть политзаключенные, значит, они у Вас действительно есть, должны быть".

Но определенные проблемы, конечно, уже есть. Правда, это уже не прямое административное давление властей, а нынешний раскол между "патриотами" и "космополитами" в правозащите, трения между проправительственными и независимыми организациями. Ничего, борьбу с "безродным космополитизмом" уже проходили в Советское время. Переживем!..

Эльдар Зейналов

Правозащитный Центр Азербайджана

2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.