вторник, 23 января 2018 г.

Станет ли Образовательный кодекс настольной книгой для родителей?


Новый свод законов

Общество | Дата: 23.01.2018 | Час: 18:17:00

ПРАВО

В нашей стране принято немало важных и нужных документов. Какие-то из них работают, другие - нет. Время от времени на повестке дня встает вопрос: нужен ли Азербайджану Кодекс об образовании? 

Отметим, что у нас уже существует Налоговый, Земельный, Лесной, Туристический и другие кодексы. Нужен ли и Образовательный кодекс и что он даст? Азербайджанские депутаты в свое время выдвигали подобные предложения. Как подчеркнула член комиссии Милли Меджлиса по вопросам науки и образования, депутат Сона Алиева, кодекс - это сборник законов какой-либо отрасли права. В него входят все нормативно-правовые акты, относящиеся к определенной законодательной системе. 

Она отметила, что получение образования - конституционное право каждого гражданина, поэтому создание Образовательного кодекса, может быть, и необходимо, но пока это не является приоритетным вопросом. В настоящее время предусмотрена подготовка законопроектов по всем ступеням образования. 

«Если учитывать европейскую практику, то во многих государствах такого кодекса нет. В Северной Европе, например, он есть только в Норвегии. Из крупных европейских стран Образовательный кодекс имеется только в Испании, Франции, и Великобритании», - говорит С.Алиева.

С вопросом о том, нужен ли Азербайджану Кодекс об образовании, газета «Каспiй» обратилась к отечественным экспертам. 

Как рассказал корреспонденту газеты ректор Университета Хазар Гамлет Исаханлы, он не видит необходимости в принятии данного кодекса. В нашей стране имеется закон «Об образовании», и при необходимости можно вносить в него изменения и дополнения. 

В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов поделился с нами своим мнением по данному вопросу. 

- В принципе, у нас уже есть закон об образовании. Естественно, это только часть законодательства в этой области. Основные и наиболее интересные с точки зрения практики нормативно-правовые акты обычно являются подзаконными, ведомственными, труднодоступными, а то и рассеянными по другим законам. Обычно кодификация законодательства встает на повестку дня, когда в многоуровневых и фрагментированных нормах начинают путаться сами работники этой отрасли, а изменение одной запятой в каком-то из законов требует поправки сразу в несколько других документов. Тогда, конечно, удобно систематизировать основные нормы права в одном нормативном акте. 

Например, у нас помимо гражданского, административного и уголовного кодифицированы такие области права, как трудовое, семейное, миграционное, налоговое, таможенное, градостроительное, жилищное, есть отдельные кодексы, касающиеся торгового судоходства, пользования лесами и т.п. В общей сложности это около 20 различных кодексов.

Но там была настоятельная потребность создать эти нормативно-правовые акты. Ведь по всем эти вопросам ежедневно происходили конфликты, судебные процессы, в которых стороны аргументировали свою позицию порой диаметрально противоположными нормативными актами, принятыми в разное время и разными ведомствами.

Но такого социального заказа на кодификацию права в области образования, как мне кажется, пока нет. У нас даже в суд довольно редко обращаются, даже в случае серьезных конфликтов, - отметил Э.Зейналов.

Отвечая на вопрос, нарушаются ли в нашей стране права граждан в образовательной сфере, правозащитник сказал, что такие случаи имеют место. 

- Это естественно, ведь образовательная система держится на живых людях, к тому же она является частью нашего общества со всеми его проблемами.

Например, на мой взгляд, и ученики, и учителя, и родители недостаточно осведомлены о правах ребенка, понимают их в бытовом аспекте, а не так, как они трактуются в международных конвенциях. Права учителей тоже никак не обозначены, а ведь на них неоднократно накидываются с кулаками, оскорбляют, угрожают жизни и здоровью, распространяют о них клевету, шантажируют. Тем более что сейчас пресса полна подсказок в виде историй о харассменте, педофилии, причем с презумпцией вины учителей…

Во многих ситуациях и педагогам, и ученикам не помешала бы помощь психолога или юриста, но возможно ли это в нашей школе? Да и профсоюзы, по сути, сошли на нет…

Многие из этих конфликтных ситуаций, так или иначе, затрагивают тему коррупции. Причем обычно учителей представляют бессовестными вымогателями, забывая, что на одного берущего приходятся десятки дающих и немалое число инициативно предлагающих. А иначе как можно дойти до 11-го класса, не умея читать и писать? Разве мало у нас родителей, которые готовы платить за то, чтобы их любимое чадо не утомляло себя учебой?

Теперь представим себе, что издан драконовский закон, по которому учителям за взятку будут отрубать руку. Тогда значительное число учеников будут оставлять на второй год или исключать из школы. Родителям придется или контролировать учебу, или смириться с тем, что не блещущий знаниями сын чиновника станет посмешищем своих товарищей, потеряет перспективу поступить в университет и так далее.

Если в школьном бюджете не найдется денег на ремонт или отопление, или за минимальную зарплату никто не захочет мыть в школе пол, то в отсутствие поборов с родителей дети будут сидеть в обшарпанном помещении, за сломанной партой, в холодном здании. Можно, конечно, адресовать имеющиеся претензии Министерству образования, но мало кто из родителей на это пойдет. Все дело в пресловутом менталитете. Кстати, в ставших достоянием гласности школьных конфликтах ни разу не всплыла тема суда… А если 50 нормативных актов, которые сейчас никто не читает, объединят в толстую книжицу, - неужели что-то изменится в подсознательной установке наших граждан? Не станет этот кодекс ни бестселлером, ни настольной книгой родителей, - считает эксперт. 


Елена МАЛАХОВА 

http://kaspiy.az/news.php?id=75179

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.