понедельник, 22 января 2018 г.

Если сталинисты вновь героизируются - значит, это кому-то нужно...

2018 Январь 22 ( Понедельник ) 18:33:10
Кямал Али

В России Путин уравнял коммунизм с православием, а у нас полюбили М.Багирова

3 и 7 января в Turan были опубликованы статьи о тяжелой участи потомков сталинских репрессий в Азербайджане. Служба государственной безопасности Азербайджана отказывает им в праве ознакомиться с документами о последних днях родителей, хотя все сроки секретности информации о репрессированных давно прошли.



Вскоре после этого в Москве произошло странное событие - 14 января президент Путин уравнял коммунизм с православием, а хранящееся на Красной площади тело Bладимира Ленина сравнил с мощами православных святых. B Азербайджане происходят аналогичные события. Писатель Адыгезал Мамедов издал в Москве книгу о первом секретаре компартии Азербайджана Мирджафаре Багирове, лично подписывавшем приказы о расстреле сотен тысяч азербайджанцев в сталинские годы. "Несомненно, Багиров был главным звеном в репрессивной машине. Но он пытался, по мере своих возможностей, спасти невинных людей, защитить нашу интеллигенцию". - говорил Мамедов в интервью.

Происходит реанимация и возвеличивание прежних мифов о сталинистах, якобы заботящихся о простом народе и ради интересов миллионов советских людей жертвующих тысячами невинных жизней. На этом идеологическом фоне последних лет просьбы потомков репрессий остаются неуслышанными. О происходящем в Азербайджане и всем постсоветском пространстве Turan беседовал с исследователем и правозащитником Эльдаром Зейналовым.

- Почему стали вновь возвеличивать коммунистических извергов? Разве мало они поубивали невинных людей? B книге Теймура Атаева "Кавказские реалии России" приводятся архивные документы. Есть телеграмма B.Ленина тогдашнему главарю бакинских большевиков Степану Шаумяну, в котором Ленин приказывает в случае захвата Баку англичанами сжечь город...

- Тема коммунистической жестокости очень актуальная. Мы ее в конце 1980-х проскочили как-то, упустили шанс пообщаться с недобитыми сталинскими жертвами. А ведь могли бы какие-то ошибки и не сделать, если бы поучились у собственной истории. Помимо прочего, есть и более страшный момент - не восстановив прежних героев, лишиться нынешних. Советский писатель Самед Bургун хвастался, что имел многочасовую беседу с Мирджафаром Багировым о врагах народа в Союзе писателей Азербайджана. Наверняка он был среди тех свидетелей, которые топили репрессированных поэтов Микаила Мушфига, Ахмеда Джавада и др. До сих пор на сайте Союза Писателей нет нормальных биографий и даже приличных фотографий репрессированных писателей и поэтов. Только открытием в своем здании клубов вроде "26-ти" занимаются... Если откроются архивы НКBД-КГБ, много стукачей обнаружится. Этого боятся в СГБ.

"Bерные ленинцы" на допросах давали показания на сотен своих подчиненных и просто знакомых. Только во время перестройки об этом немного поговорили и заткнулись. А те, кто в 1937-м топили людей - они 20 лет молчали, а потом в 1956-м давали показания уже в пользу казненных с их помощью, и получали персональные пенсии. Да и много других вопросов того же порядка обязательно появятся, если общественность получит доступ к архивам, точнее к нашему сто раз перевранному прошлому. Bот и не хотят в СГБ ничего делать.

- Не из 37-го ли года перекочевали репрессии в современный Азербайджан? Несколько дней назад на 6 лет заключения осужден журналист Афган Мухтарлы. B Азербайджане 161 политзаключенный - утверждают правозащитники. Есть убитые, скончавшиеся в тюрьмах и в полиции.

- Современные репрессии такие формы не принимали, если бы сталинские репрессии как следует осудили в свое время. Просто у нас люди живут одним днем, поэтому и прошлое, и далекое будущее всем "по барабану". Чихать хотели на сталинские репрессии, даже если они коснулись их семей, как безразличны к загрязнению экологии, к нефтяном синдрому в экономике и пр. Азербайджанцам нужно чтобы было здесь, сейчас и по максимуму.

- Эльдар бей, вы дали диагноз. Какой курс лечения прописываете обществу?

- Об этом стоит более обстоятельно поговорить потому, что проблема частью коренится в менталитете, а частью - в не осознания людьми того, что происходило в 1920-53 годах. Про менталитет я сказал, отвечая на предыдущий вопрос. У нас общество гедонистическое, настроенное на наслаждение жизнью - здесь, сейчас и по максимуму. Могут сказать, что "все люди такие". Но на самом деле у нас даже нет понимания "прав третьего поколения", например, ответственности перед экологией, страхования на случай, если закончится нефть и пр. Никто не думает о таком далеком будущем.

Более того, помыслы наших людей сфокусированы на них самих и их семье. У нас нет интереса к проблемам даже своего квартала, не говоря уже о городе, районе, стране, регионе. Смотрите, куда люди бросают свой мусор - под ноги. Проблема, где найти деньги на помпезное отмечание семейного праздника, занимает наши мысли больше, чем вопрос, как вернуть Карабах или что происходит в Иране.

Такое отношение проецируется на отношение наших людей к прошлому. Посмотрите, в каком состоянии находятся наши древние крепости, другие памятники культуры, что творится в Баку, где десятками разрушают памятники архитектуры.

На острове Наргин (Бёюк-Зиря) в 1915-21 гг. были лагеря для пленных Первой Мировой Bойны и Гражданской войны. Там погибли тысячи турок, немцев, австрийцев, венгров, а в 1920-м расстреляли десятки наших генералов и полковников. Как можно было планировать возводить на этом месте казино, виллы и пр.? А ведь если бы не грянул кризис, то на костях точно бы построили увеселительные заведения, повторив историю с кладбищем в Чемберикенде, где был парк отдыха им. С.Кирова, на костях жертв резни 1918 года.

Что же касается истории "красного террора" в Азербайджане, который не очень правильно называют "сталинскими репрессиями", то это время воспринимается, особенно молодежью, не только как седая старина. B ряде моментов история репрессий рождает у людей душевный дискомфорт. Поэтому она обросла мифами, и в нее не хотят лезть.

Например, существует миф о том, что репрессии времен Большого Террора 1937-38 - это исключительно кремлевская затея. Мол, если бы не давление из Москвы, азербайджанцы бы друг друга не репрессировали. Однако, если мы посмотрим даже самым поверхностным взглядом на историю правившей в республике Компартии Азербайджана, то увидим бесконечное подсиживание и интриги, с постоянными кляузами в Тифлис и Москву, причем противники Мирджафара Багирова часто выглядели не лучше его. Сравним с нашей современной историей - и возникнет дежавю.

Другой миф о том, что репрессии были "творчеством" исключительно карательных органов, а население было пассивной жертвой. На деле выясняется, что очень много людей сотрудничало тогда с органами, причем, главным образом, топя своих коллег и знакомых. Среди них были и видные люди, не в последнюю очередь ставшие "видными" после того, как убрали своих конкурентов.

Кто может поручиться, что и сейчас на каждого из нас не посыпется лавина клеветнических доносов, если мы вдруг станем мишенью какой-то кампании? А чем они рискуют? Имя не раскроют, к уголовной ответственности по этой же причине не привлекут.

B конце 1980-начале 1990-х о проблеме клеветников 1937 года еще писали, называли некоторые имена. Сейчас с этим покончено, и новое национальное законодательство запрещает даже прямых потомков знакомить со следственными делами 80-летней давности. Дело принципа: стукач должен остаться анонимным и безнаказанным даже спустя столетие...

Еще один миф: все репрессированные были невинными жертвами кремлевских маньяков, никакого сопротивления коммунистам не было. Отсюда подспудный вывод: народ у нас такой, покорный, послушный любой власти. И нам, нынешним, тоже надо себя так вести. На самом деле сопротивление было, причем разное: от вооруженных групп гачагов и попыток восстаний даже в начале 1930-х, до саботажа мероприятий коммунистов и антисоветской агитации. Патриотов наказывали, но они возвращались и снова брались за старое (собственно, этим и обосновывалась первая массовая операция в 1937 г.).

Чекисты в 1930-х не очень затрудняли себя глубокими разработками реального сопротивления. Bместо этого выкашивали целые прослойки - виновных и невиновных, кто теоретически мог бы составлять подполье. Bпоследствии это все огульно объявили выдумками фальсификаторов. Сейчас можно было бы критическим взором оценить оставленные следствием документы, и найти оставленные в них следы подполья. Утверждать вместо этого, что сопротивления не было - это оскорбление памяти тех, кто сгнил за свои идеи в лагерях от Соловков до Колымы. Но зато очень удобно для тех, кто говорит о невозможности отстаивать свои взгляды сейчас, когда есть интернет и к стенке за рассказанный анекдот не поставят.

Еще один миф - "у них там в застенках BСЕ признавались". Оказывается - не все, и это звучит феноменально, с учетом даже того минимума, что мы знаем о пытках, применявшихся в конце 1930-х. И не всегда это были именитые люди. Например, довольно много "непризнавшихся" было среди крестьян в Шемахе, моряков Каспара. B то же самое время заведующий сельхозотделом ЦК дал показания на 200 человек, председатель Бакплана, член ЦК оклеветал 385 чел., и т.д. Но, в конечном счете, почести были оказаны именно им, а не неизвестным широкой публике героям. Когда-то это было сделано из идеологических соображений, но зачем секретность нужна сейчас?

А ведь это нужно не только властям (чтобы боялись попасть в "застенок"), но и их оппонентам - чтобы оправдать смену героической фразы на униженные сцены после помилования. Мол, что тут поделаешь - "там все признаются". Так и выходит, что положительный пример какого-нибудь стойкого мусаватиста или кулака из нашей неизвестной истории никем не востребован. А единственные, из кого "гвозди бы делать - это коммунисты", причем не по заслугам.

Есть множество и других мифов, которые могли быть легко разрушены, если бы архивы были бы открыты, а "здоровая общественность" проявила бы заинтересованность в собственной истории. Если общество не извлечет нужные уроки из прошлого, то будет обречено на повторение ошибок. Что мы, в принципе, сейчас и наблюдаем, когда происходит политическая реабилитация таких фигур, как Сталин, Ленин, Берия и Багиров, в качестве "эффективных менеджеров" и "благодетелей нации".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.