Сентябрь 30, 2016 08:00
С.Алиева
Сколько бездомных в Азербайджане, точно не может сказать никто. Их учет не ведется государственными структурами, для них не организовывают приютов и ночлежек, одним словом, стать бомжом у нас в стране сродни приговору. В свете нынешнего тяжелого экономического положения в стране, по прогнозам экспертов, бомжей и вовсе может стать на порядок больше.
Как отметил в интервью echo.az независимый экономист Сейфал Алиев, в кризисное время бездомных всегда становится больше.
«Люди теряют работу, им не на что жить, содержать семьи, а потому многие продают свои квартиры и нередко становятся жертвами мошенников, которые обманным путем присваивают квартиры, денег за них не дают или дают гораздо меньше обговоренной суммы. В итоге человек просто оказывается без собственного жилья. Какое-то время он может снимать жилье, но когда деньги заканчиваются, если работу он так и не нашел, то гражданин запросто может оказаться на улице,» — сказал эксперт.
«Наверняка и в Азербайджане за последний год число бездомных увеличилось как минимум на 5%, но дело в том, что учета бездомных у нас никто не ведет, а потому сказать, сколько их у нас в стране, невозможно. Во многих странах мира учет бездомных граждан ведется или на государственном уровне, или на уровне неправительственных организаций, у нас, увы, нет такого опыта, хотя перепись бездомных Азербайджану не помешала бы», — отметил экономист.
С этим мнением согласен и юрист Рамиз Алиев. Как он заявил в беседе с echo.az, подобный опыт был бы очень полезен для Азербайджана и помог бы решить проблемы бездомных, однако, пока, увы, правительство не рассматривает подобных законопроектов.
«Социализация бездомных должна стать одним из направлений политики государства, все ведь усугубляется тем, что непростая экономическая ситуация в стране может привести к тому, что число бездомных увеличится. В целом в законодательстве Азербайджанской Республики имеются серьезные пробелы относительно вопросов регистрации людей без определенного места жительства или не имеющих своей собственной жилплощади. То есть, в том случае если человек продал свою квартиру, выписался и по определенным причинам не приобрел новую, а временно живет на квартире, то, соответственно, он нигде не может быть прописан,» — сказал Алиев.
«В то же самое время граждане нашей страны могут получить удостоверение личности с указанием полицейского участка того района, в котором они были прописаны в последний раз. Что касается бомжей, то среди них есть люди, которые, хоть и не имеют определенного места жительства, но бывают где-либо прописаны. Бывает и так, что их выписывают без их разрешения, а они продолжают ходить со старым удостоверением личности, не подозревая, что выписаны. В былые времена таких людей прописывали в общежитиях, сегодня же такой практики нет. Именно по этой причине невозможно назвать точную цифру относительно того, сколько же в Азербайджане реальных людей без определенного места жительства», — отметил юрист.
Как заявлял в беседе с echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, здесь сначала надо определиться с терминологией.
«С точки зрения закона, лицо без определенного места жительства (БОМЖ) — это человек, не имеющий постоянной прописки. Но означает ли это, что он не состоит на учете и что он асоциален? Начну с того, что с 2003 г, такие люди все равно получают удостоверение личности гражданина, просто в графе «Адрес» проставляется адрес районного управления полиции, где человек последний раз состоял в прописке и откуда был выписан. Предполагается, что полиция в случае необходимости (вызов в суд, призыв в армию и т.п.) будет ответственна за их нахождение и извещение. То есть взрослые люди у нас, как правило, уже переписаны и состоят на учете. Означает ли это, что человек асоциален? Нет. Если у человека нет своего жилья, он может жить у родственников, знакомых, снимать квартиру,» — объяснил Зейналов.
«Однако есть и другие категории БОМЖ. Например, человек имеет удостоверение личности (т.е. формально не БОМЖ), но живет на улице и ведет асоциальный образ жизни. Или БОМЖ, но живет у родственников и безработный. Либо это ребенок БОМЖ младше 16 лет, который не взят на учет ни в полиции, ни в призывной комиссии. Или мигрант-нелегал. Конечно, государство должно заботиться о таких людях. Проблема в том, что они очень часто по тем или иным причинам избегают контактов с государственными органами и попадают в поле зрения полиции и социальных служб, лишь когда преступят закон,» — сказал Зейналов.
«Как можно помочь человеку, который, будучи вменяемым, вместе с тем не хочет, чтобы о нем заботились и рассматривает учебу и трудоустройство как насилие над своей свободой? Отлавливать, как бездомных животных? А что дальше? У всех перед глазами пример побирушек. Их периодически отлавливают, сажают в тюремные камеры как преступников, потом отвозят в места, где они прописаны или отпускают. Чтобы через несколько дней они снова появились на столичных улицах и вокзалах…,» — отметил он.
По словам Зейналова, в тоталитарные советские времена систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством считалось уголовным преступлением.
«Была даже известная статья 215-1 Уголовного Кодекса, согласно которой на первый раз могли дать от 3 месяцев до 2 лет тюрьмы, а в случае повторения — до 4 лет. Была и другая статья 215-2 УК, которая определяла наказание за «злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования», где могли дать до 1 года и до 2 лет в первый раз и при рецидиве соответственно. Мало кого тюрьма при этом спасала от бродяжничества, попрошайничества или уклонения от труда, но многих делала преступниками. Да и использовались эти нормы зачастую в нарушение прав человека, например, против цыган или диссидентов. Фактически общество просто прятало свою проблему подальше от глаз за высокую тюремную стену, не решая ее,» — сказал он.
«Сейчас эта практика анахронична и кажется дикой. Но проблема-то существует, и с нею нужно бороться с помощью продуманной государственной политики. Необходима достоверная статистика по всем категориям БОМЖ, данные об их образовательном и профессиональном уровне, научные исследования корней проблемы, честные общественные обсуждения путей ее решения,» — отметил Зейналов.
Он добавил, что в названных областях существуют огромные белые пятна.
«Почему так сложилось? Общественность по большому счету устроит, если проблема просто исчезнет с ее глаз, как это было во время СССР. А государство? Не думаю, что я одинок во мнении, что среди ответственных за социальную сферу немало лиц с коррумпированным сознанием, подходящих к любой проблеме с вопросом: «А что я с этого буду иметь?» Они просто не заинтересованы от души заниматься даже оплачиваемой работой, которая не может принести им побочный заработок. С проститутки можно взять взятку, а что взять с уличного БОМЖа?.. Отсюда вывод, что проблему надо решать сверху, волевым решением, взяв за основу опыт европейских стран и не гонясь за выполнением и перевыполнением показателей», — резюмировал Э.Зейналов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.