суббота, 1 октября 2016 г.

И снова о религиозных мусульманах в учебных заведениях...

Эксперты задаются вопросом о необходимости запрета ношения паранджи в школе и вузе

01.10.2016 Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.АБАСОВ 

"Если в Азербайджане будет принят закон, запрещающий мусульманкам носить хиджаб или паранджу в учебных заведениях, то они должны будут подчиниться", - сказал в echo.az профессор, доктор философских наук, экс-глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев.

По его словам, нет необходимости создавать два варианта школьной формы. "Я учился в Багдадском университете, плюс я видел, как там девочки учатся в школе.

Они приходят в университет или в школу в парандже. Но в учебном заведении им выделен шкафчик, куда они складывают свою религиозную одежду.

Там самым в классе они сидят в обычной школьной форме, а после учебы одеваются и уходят. Нам стоило бы перенять подобную практику.

Те девочки, которые хотят носить паранджу, пусть носят ее на улице, в школе же или университете нужно создать для них специальные шкафчики или отделы, где они могли бы держать религиозную одежду до конца учебного дня", - отметил он.

Комментируя случившееся в швейцарском Базеле (об этом ниже) Рафик Алиев отметил, что это провокация. Ни в одной стране мира ученики не должны здороваться со своим педагогом за руку. Рукопожатием человек передает свою энергию, но и микробы.

"Я был в Вашингтоне и Нью-Йорке, и видел, как ученики даже не встают, когда входит учитель. А о рукопожатии вообще стоит забыть.

Они считают, что учитель получает за свою работу деньги, поэтому еще и здороваться с ним в знак уважения не всегда стоит. Ни в одной стране мира нет нормы здороваться с педагогом за руку", - пояснил он.

По его словам, религия запрещает женщинам-мусульманкам здороваться с мужчинами за руку. И соответственно, мужчины не должны подавать руку, иначе это считается оскорблением.

Главы мусульманских стран никогда на официальных мероприятиях или приемах не здороваются с женщинами за руку.

В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, комментируя echo.az случившееся недавно в швейцарском Базеле, заявил: "Я полагаю, что в Базеле проблема возникла, когда учителю подавал руку ученик другого пола.

Мальчику подать руку учителю-мужчине никакими религиозными нормами не запрещено. Но если этому учителю подает руку школьница, то по общепринятым в исламском мире нормам, руку не принимают, так как это воспринимается как сексуальное домогательство.

Отдельная проблема - если мусульманину подают не правую, а левую руку. Это воспринимается как оскорбление, так как именно эта рука используется мусульманами при ежедневных гигиенических процедурах.

В целом принуждать кого-то подавать или не подавать руку для европейского менталитета немного диковато. Определенно школьное руководство решило, что это будет неким способом насильственной интеграции мусульман. Но, по большому счету, для верующего мусульманина это все равно что заставлять мусульман есть в буфете еду на свином сале или плавать в школьном бассейне в бикини.

Разумным является лишь такой запрет, который логично и неизбежно обусловлен самим процессом обучения. Если религиозный школьник будет делать нечто такое, что будет отвлекать от учебы других детей, например, молиться во время собрания или спорить на религиозные темы, то администрация школы вполне может вмешаться".

По его словам, в этой связи особый интерес вызывает неоднозначное отношение в школьных учреждениях к религиозным головным уборам (бурке, хиджабу, кипе, тюрбану и т.п.).

"Во Франции, например, запретили носить в школе не только религиозные головные уборы, но и христианские крестики и звезды Давида. Это было обосновано тем, что открытая демонстрация религиозных символов в обычной секулярной школе может спровоцировать конфликт между детьми. Так как запретили символы всех религий, то в таких делах суды не находят дискриминации и нарушения свободы религии.

Общеизвестно дело "Лейла Шахин против Турции", связанное с запретом студентке ходить в хиджабе на занятия в одном из турецких университетов. В 1998 г., на пятый год ее учебы было принято постановление ректората, под страхом отчисления запрещавшее появляться на занятиях в девушкам в хиджабе и мужчинам с бородой. Ее не допускали на занятия, а затем отчислили за пропуск. В Вене, куда перешла учиться в 1999 г., проблем с хиджабом не было. Спустя несколько лет, в 2000 г., очередной закон отменил наложенные на студентов административные наказания, под что попало и дело Л.Шахин.

Евросуд, до которого добралось это дело, не нашел в нем нарушения свободы совести и религии. Однако в той же Турции, например, хиджаб разрешен женщинам-полицейским, в то время как во Франции или Великобритании он запрещен в авиакомпаниях. Где-то запрещают сниматься в хиджабе на фото для удостоверения личности, а где-то разрешают...

С моей точки зрения, хиджаб, в отличие от бурки или никаба, учебному процессу, несению службы или удостоверению личности не мешает и мог бы вполне вписаться в школьную или военную форму.


Баку, первая школа для девочек-мусульманок, 1907 г.

Чему он помешает - дергать девочек за косички? Слушать уроки? В свое время в Азербайджане даже коммунисты, решительно выступая против бурки (паранджи), разрешали в учебных заведениях ношение школьницами платка. Так что запрещать платок в школе - это претензия быть радикальней большевиков.



Школьницы в Гяндже, около 1931 г.

Как правозащитник я вижу в этом вопросе необходимость для государства соблюсти интересы как общества, которое состоит не только из одних мусульман, так и личности, для которой покрывать голову может быть частью осуществления своих религиозных взглядов. Тут нельзя перегибать палку", - пояснил он.

Как сказал эксперт, например, если ставить вопрос ребром и обусловить возможность обучения в школе рукопожатием между девочкой-мусульманкой и взрослым чужим мужчиной, обнажением головы, занятиями спортом в шортах и т.п., то тем самым можно будет добиться лишь того, что девочек из религиозных мусульманских семей перестанут пускать в школу. Они не будут учиться, и в этом плане их развитие в Швейцарии или Азербайджане мало чем будет отличаться от Афганистана.

"Отвечает ли интересам демократического общества, если девочки после первого класса будут останавливаться в образовании исключительно из-за того, что их не пустят в школу из-за одежды?

С другой стороны, чрезмерное демонстрирование своей религиозности тоже может вызвать конфликт между детьми. Думаю, здесь можно найти золотую середину, т.е. два варианта школьной формы: с открытой и покрытой головой", - пояснил он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.