В азербайджанской политике дежурное клеймо "агент КГБ" превратилось в простое ругательство, а не констатацию факта
08.09.2015 Э.ЗЕЙНАЛОВ
Тема люстрации бывших сотрудников спецслужб СССР после лихих 1990-х
в Азербайджане как-то сошла на нет. Дело в том, что в Восточной
Европе она получила несколько другое наполнение, чем у нас.
В азербайджанской политике дежурное клеймо "агента КГБ"
превратилось в простое ругательство, а не констатацию факта. Ведь
все знают, что архивы агентуры КГБ прочно закрыты еще с лета 1992
года. Поэтому и доказать, и опровергнуть такое обвинение
невозможно...
Тем не менее, молчаливо подразумевается, что раз КГБ Азербайджана
когда-то возглавлял Гейдар Алиев, то и аппарат бывшего КГБ не
представляет угрозу национальной безопасности.
Но даже в этом случае стоит помнить, что, кроме КГБ
Азербайджана, в стране имелась агентура КГБ СССР, ГРУ и т.п. общесоюзных спецслужб, унаследованная нашим северным соседом.
А вот в Восточной Европе и Прибалтике в сотрудниках местных
КГБ и восточноевропейских спецслужб видят потенциальных агентов
России.
Поэтому раскрытие имен сотрудников и агентуры КГБ с последующим запретом в течение определенного времени занимать некоторые
должности считается там задачей, важной для безопасности страны.
При этом, разумеется, необходимо соблюдать баланс между
общественными интересами и правами личности. Не случайно Албания,
Македония и Украина обратились к Венецианской комиссии с просьбой
высказать мнение о национальных законопроектах о люстрации
(например, по украинскому законопроекту ВК высказала мнение в июне
2015 г.).
Но как бы хорошо ни был написан закон о люстрации,
естественно, что многие ею недовольны. С момента развала
"Восточного блока" до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) дошло много дел против Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии,
в которых так или иначе затронута эта тема.
Принятые по ним решения ЕСПЧ критикуют отсутствие индивидуального
подхода к судьбам людей, которых затронули меры по люстрации.
Например, в деле Сидабрас и Джиаутас против Литвы, бывших
сотрудников КГБ не допустили к работе спортивного тренера и
юриста в частном секторе. В деле Жичкус против Литвы было
отмечено отсутствие разницы между различными уровнями бывшей
вовлеченности в работу КГБ и отсутствие объективных данных с
оценкой опасности человека для национальной безопасности.
В деле Матыек против Польши, Йоанна Шульц против Польши и других
похожих делах люстрируемым отказали в доступе к их личным делам.
В деле Адамсонс против Латвии была высказана мысль, что люстрация -
временный процесс, и объективная необходимость в ограничениях личных
прав должна со временем уменьшаться; ее процедура не должна быть
исключительно наказанием или местью, но определять личную
ответственность каждого.
В деле Турек против Словакии ЕСПЧ поднял вопрос наложения
ограничений на материалы, которые были классифицированы как
конфиденциальные при прежних режимах.
Недавнее (но вряд ли последнее) дело такого рода - это жалоба
Михаила Сёро против Эстонии (N22588/08, 3 сентября 2015).
67-летний гражданин Эстонии М.Сёро в 1980-1991 гг. работал водителем
в КГБ Эстонской ССР. После распада СССР, в 1995 г. в Эстонии был
принят закон "О раскрытии лиц, служивших или сотрудничавших с
органами безопасности, разведки или контрразведки вооруженных сил
стран, которые оккупировали Эстонию".
Под этот закон и попал бывший шофер КГБ, имя которого поэтому
в 2004 г. опубликовали в официальной газете и в Интернете.
Естественно, что после этого у него испортились отношения с
коллегами на новой работе, и ему пришлось оттуда уволиться.
Сёро пожаловался советнику юстиции, который в отчете парламенту высказал мнение, что этот закон неконституционен, т.к. раскрывает
имена всех сотрудников служб безопасности и разведки независимо от их служебной функции, в том числе тех, кто выполнял
чисто технические задачи, не связанные с главными функциями этих
организаций.
Однако парламентский комитет по конституционному праву с этим не
согласился. В 2006-2008 гг. заявитель прошел все судебные
инстанции Эстонии, в которых ему отказали в просьбе хотя бы убрать
слово "оккупант" из заголовка списка имен.
Евросуд решил, что публикация информации о Сёро повлияла на
его репутацию. Хотя эта мера была законной и преследовала цель
защиты национальной безопасности, но в случае заявителя не была
пропорциональна задаче, которая при этом ставилась.
Даже если Сёро и представлял какую-то опасность для государства, то
она должна была уменьшиться спустя 13 лет после его увольнения из
КГБ, а такой оценки перед публикацией сделано не было.
В связи с этим ЕСПЧ решил, что такая ситуация нарушает право на
частную жизнь заявителя, гарантированную статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В качестве
компенсации морального ущерба Сёро получит 6000 евро и еще 1445 - в
качестве компенсации расходов на жалобу.
Логическим результатом этого решения после вступления его в законную
силу должен быть пересмотр применения законодательства Эстонии о
люстрации к тем сотрудникам спецслужб, которые играли чисто
технические роли, и исключение их из базы данных "пособников
оккупантов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.