вторник, 31 октября 2017 г.

Открытый доступ к архивам КГБ: Украинский опыт для стран Восточного партнерства.

Открытый доступ к архивам КГБ: Украинский опыт для стран Восточного партнерства. Аналитический доклад / Когут А., Зейналов Э., Мартиросян С., Дрозд Д., Хвадагиани И., Кашу И., Олейник А. (ред.) — Київ. — 2017. — 60 с.. (выдержки)

АЗЕРБАЙДЖАН 

Архивы КГБ в Азербайджане 

Архивы бывших коммунистических спецслужб — АзЧК, АзГПУ, АзУНКВД ЗСФСР, НКВД АзербССР, НКГБ, МГБ — до сих пор находятся в ведомственном подчинении Министерства внутренних дел (МВД) и Службы государственной безопасности (СГБ) Азербайджанской Республики. Физически архивы располагаются в главном здании соответствующего ведомства. 

Эти архивы не имеют вебсайтов и не публикуют списки архивных фондов. Поэтому общую структуру этих фондов можно представить лишь приблизительно. 

Количество дел и документов советских спецслужб в стране остается неизвестным для общественности. Некоторое понимание об объеме одних только архивно-следственных дел периода 1920–1953 гг. дают цифры репрессий, которые несколько лет назад обнародовали на веб-сайте бывшего Министерства национальной безопасности АР. Так, с мая 1920 до начала 1921 года АзЧК уничтожила более 40 тыс. человек, в 1934–1938 гг. НКВД приговорил к расстрелу 27854 человека. В общей сложности число репрессированных (расстрелянных и заключенных в лагеря) в период 1920–1950 гг. превысило 400 тыс., а еще более полумиллиона человек были высланы из республики. 

Что касается более позднего (послесталинского) периода 1953–1991 гг., и тогда проводились политические репрессии, хотя и не в таком масштабе. Но вся эта часть архивов подпадает под защиту закона «О государственной тайне». 

Некоторые документы Азербайджанского управления НКВД Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (АзУНКВД ЗСФСР) периода 1922–1936 гг. хранились в архиве в Тбилиси. После ликвидации ЗСФСР они были оттуда переданы. Но полностью ли, тоже неизвестно — с учетом того, что часть из них территориально касалась всего Закавказья. 

Некоторые документы спецслужб (различного рода справки, меморандумы, информационные сводки, копии судебных решений о реабилитации репрессированных) можно найти в бывшем Едином партийном архиве — ныне Архив политических документов при Управлении делами Президента АР. Однако и там многие документы, которые должны быть рассекречены на основе закона «О государственной тайне», не переданы в открытые фонды. 

Архивное законодательство 

Архивное дело в целом реформируется уже более 20 лет — с 1996 года. Тогда Азербайджан получил статус почетного гостя в ПАСЕ и принял национальный закон «О го-сударственной тайне» (обновленный в 2004 году). В 1999 году приняли закон «О национальном архивном фонде», который регулирует отношения между центральным архивом и сотнями ведомственных. Создали Национальное архивное управление, а при Администрации Президента — центральную экспертную комиссию по экспертизе документов и архивному делу. В 2002 году утвердили правила доступа граждан к секретным документам. В 2005-м появился общедоступный и постоянно обновляющийся список государственных тайн. В 2007-м приняли нормативный акт об электронных секретных документах. В июне 2017-го утвердили инструкцию об организации архивной работы в государственных и муниципальных структурах. Сегодня создана законодательная база, которая регулирует архивную сферу. Это Конституция, законы «О национальном архивном фонде», «О государственной тайне», ряд постановлений Кабинета министров АР. Есть множество ведомственных нормативно-правовых актов, которые регулируют архивное дело в этих структурах.Одно из достижений архивной реформы — унификация порядка предоставления доступа к государственным архивным документам. 

Согласно статье 16 закона «О Национальном архивном фонде», любое юридическое и физическое лицо имеет право обратиться в государственный архивный фонд для использования документов. В случае если этот документ содержит государственную тайну, его использование разрешается через 30 лет (если иное не предусмотрено законом). По истечении этого срока он может быть продлен по ходатайству организации.

Если документ содержит информацию о личной и семейной жизни, то, за исключением оговоренных законом случаев, допуск к нему открывается через 75 лет после создания документа, или через 30 лет после смерти (или установления смерти) этого лица, или через 110 лет после даты его рождения. Использовать такие документы до истечения этого срока можно лишь в предусмотренных законом случаях.Архив обязан соблюдать требования закона об авторском праве. 

До сдачи на хранение в государственный архив содержащие государственную тайну документы находятся под временной защитой учреждений, управлений и организаций. Срок этой защиты составляет, исчисляя от даты создания документа: 

— для республиканских органов государственной власти — 15 лет; 

— для районных и городских органов власти — 5 лет; 

— для органов местного самоуправления — 5 лет; 

— для научно-технических документов — 15 лет; 

— для кино-, фото-, аудио- и видеодокументов — 3 года; 

— для актов гражданского состояния, нотариата, судебных дел и персональных дел — 75 лет. 

Документы ликвидированных государственных структур передаются в архивы их преемников.При получении запроса от должностного лица или гражданина руководитель государственной структуры должен проверить, составляют ли запрошенные сведения государственную тайну, а также нет ли препятствий для предоставления доступа просителя к секретным документам. 

В частности, в доступе может быть отказано: 

— лицам с установленной по суду недееспособностью или ограниченной дееспособностью; 

— лицам, осужденным как особо опасные рецидивисты, привлекавшимся к следствию или суду за преступления против основ конституционного строя, безопасности АР, совершение других тяжких и особо тяжких преступлений; 

— лицам, страдающим от любой из 22 определенных Кабинетом министров болезней (например, шизофрении, послеродового психоза, наркомании, алкоголизма и т. д.); 

— лицам, при проведении проверки которых обнаружены действия, составляющие опасность для безопасности АР в случае допуска к государственному секрету; 

— лицам, уклоняющимся от проверочных мероприятий или давшим о себе ложные анкетные данные. 

Лицо, которому отказали в доступе к работе с государственными тайнами, может обжаловать это решение. 

В случае если принято решение о допуске гражданина, он должен добровольно взять на себя некоторые письменные обязательства. В частности, он должен дать подписку о знакомстве с законодательством об ответственности за нарушение государствен-ной тайны и обязательство о неразглашении тайны; о согласии с накладываемыми законом частичными и временными ограничениями; о согласии на проведение в отношении него проверочных мероприятий; о типе, объеме и правилах дачи льгот. 

После проверки администрация и допущенный к работе с государственной тайной заключают договор. Для допуска к секретной информации проверку осуществляет руководитель организации и органы государственной безопасности (при более высоких уровнях секретности). Ее объем зависит от степени секретности материалов. 

Далее, просителю предоставляют допуск по одной из трех форм. Форма No 1 дает допуск к информации особой важности, форма No 2 — к совершенно секретной информации, форма No 3 — к секретной информации. Если человек получает допуск по формам No 1 или 2, это дает ему право работать и с информацией более низкого уровня секретности. 

Описанный порядок применяется на основе инструкций, утвержденных постановлениями Кабинета министров АР в развитие положений о законах «О национальном архив-ном фонде» и «О государственной тайне». 

Засекречивают информацию на основе обновляемого списка сведений, которые являются государственной тайной. Этот список составляет Межведомственная комиссия по охране государственной тайны при Президенте АР. 

Ключевые документы национального законодательства о доступе к архивам: 

Закон АР «О национальном архивном фонде» (No 694-IQ от 22.06.1999) 

Закон АР «О государственной тайне» (No 733-IIQ от 7.09.2004) 

Указ Президента АР «Об утверждении закона АР „О государственной тайне“» (No 139 от 5.11.2004) 

Указ Президента АР «Об утверждении некоторых правовых актов, вытекающих из закона „О государственной тайне“» (No 23 от 22.11.1998) 

Закон АР «Об информации, информатизации и защите информации» (No 460-IQ от 3.04.1998) 

Постановление Кабинета министров АР «Об утверждении Положения о Правилах комплектования, охраны и пользования Национальным архивным фондом, Порядка включения в состав Национального архивного фонда и исключения из его состава или уничтожения архивов, архивных фондов и коллекций документов, Правил охраны негосударственных архивных фондов, Порядка премирования лиц, обнаруживших или нашедших обнаруженные или найденные архивные документы, Правил пользования документами Государственного архивного фонда и Порядка временного вывоза за границу документов и коллекций в целях международного сотрудничества» (No 32 от 6.03.2000 г.) 

Постановление Кабинета министров АР «Об утверждении Типового Положения о структурных подразделениях по охране государственной тайны в органах государственной власти, предприятиях, управлениях и организациях Азербайджанской Республики» (No 160 от 17.10.2002) 

Постановление Кабинета министров АР «Об утверждении Списка болезней, исключающих работу с информацией, составляющей государственную тайну» (No 161 от 17.10.2002) 

Постановление Кабинета министров АР «Об утверждении Правил допуска должностного лица или гражданина к информациям, составляющим государственную тайну» (No 162 от 17.10.2002) 

Указ Президента АР «Об утверждении Списка сведений, отнесенных к государственной тайне» (No 248 от 3.06.2005) 

Указ Президента АР «Об утверждении Правил отнесения информации к государственной тайне» (No 249 от 3.06.2005) 

Постановление Кабинета министров АР «О проведении экспертизы информационных систем, используемых для составления, производства и обмена электронными документами, содержащими информацию, составляющую государственную тайну» (No 129 от 20.08.2007) 

Решение МНБ АР «Правила принятия решения о факте незаконного распространения информации, составляющей государственную тайну» (No Q/24 от 17.11.2015) 

Решение Национального архивного управления «Об утверждении Инструкции об организации архивного дела в государственных и муниципальных органах, управлениях, организациях и учреждениях» (No 5 от 12.06.2017) 

Указ Президента АР «Об усовершенствовании архивного дела в Азербайджанской Республике» (No 816 от 02.12.2002) 

Постановление Кабинета министров АР «Об утверждении Программы по усовершенствованию материально-технического снабжения учреждений архивной службы, обеспечению архивных служб необходимыми помещениями, ремонту и реконструкции существующих архивных зданий, улучшению социального положения архивных работников» (No 12 от 16.02.2004) 

Условия работы и специфика доступа к архивам КГБ 

Для доступа к архивам КГБ применяется тот же порядок, что был описан выше. Должностные лица и частные лица должны в индивидуальном порядке получать доступ к материалам, составляющим государственную тайну. Это касается как граждан, так и иностранцев.

Исключение составляют реабилитированные лица и их наследники, которые согласно ст. 8 закона «О реабилитации жертв репрессий» имеют право на получение рукописей, фотокарточек и других личных документов, хранящихся в делах. Органы, хранящие дела, связанные с репрессиями, в архивах, и их должностные лица обязаны по просьбе заявителя сообщить ему время, причину смерти реабилитированного лица, а также место его захоронения. 

Ограничения в доступе к информации (документам) зависят от степени секретности информации и полученного исследователем уровня доступа к ней (No 1, 2 или 3).Это касается и копирования (сканирования) документов. Если администрация решит, что вынос из архива факсимиле документа может навредить государству или составит нарушение тайны частной жизни, то в этом могут отказать. Например, был случай, когда сканирование и публикация фотографии человека, сделанной в тюрьме, вызвал публичный протест и жалобы со стороны его потомков. 

Насколько можно судить, практика стала существенно либеральней с 2015 г., когда сменилось руководство спецслужб и были уволены министр и несколько сотен сотрудников МНБ. 

Архивы КГБ и общество 

В период перестройки в конце 80-х общественный интерес к доступу к архивам КГБ был связан прежде всего с вопросами реабилитации жертв политических репрессий. В этот период на основе законодательства СССР были реабилитированы многие граждане республики, однако ни выжившие жертвы, ни их семьи доступа к архивным файлам не получили. В тот же период сотням участников повстанческого движения в Азербайджане 1920–1930 гг. было отказано в реабилитации, опять же без доступа к материалам дела. 

Такая ситуация спровоцировала раз-ногласия в среде самих жертв. Одни считали себя «невинными», осужденными «ни за что», другие, аргументируя опубликованной в тот период информацией, считали, что они имели право на борьбу с коммунистами. В результате при поддержке властей в «Обществе жертв незаконных репрессий» взяли верх «верные ленинцы», которые фактически заблокировали работу по разоблачению преступлений сталинизма. 

Кроме того, с подачи организаторов публичного судебного процесса 1956 г. над организаторами и исполнителями террора 30-х (Мир Джафар Багиров и др.), «красный террор» обрел более узкие рамки (1935–1953), превратившись в «багировский» и «сталинский». Репрессии против повстанцев и крестьян продолжали считаться обоснованными и не осуждались. 

Это нашло свое отражение и после обретения Азербайджаном независимости, когда в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (No 44-IГ от 15 марта 1996 г.) был включен запрет реабилитации «организаторам банд, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а так-же лично участвовавшим в совершении таких действий в составе подобных банд» (ст. 4 Закона). Тем самым из числа жертв исключили участников партизанских отрядов и восстаний против коммунистов. 

Кроме того, очень выборочно использовали запрет на реабилитацию «лиц, участвовавших в проведении политических репрессий и впоследствии подвергшихся репрессиям». Фактически под него попали только сотрудники НКВД, служившие там в 1935–1953 гг. Члены советского правительства Азербайджана, подавлявшие восстания борцов за независимость в 1920–1921 и крестьянские восстания 1930–1932, сотрудники суда и прокуратуры, осужденные в 1937–1938 и реабилитированные в 50-е годы, так и остались в статусе «жертв репрессий». 

Следует, однако, отметить, что начавша-яся в период перестройки дискуссия с начала 1988 г. пересеклась с другой общественно чувствительной темой — с армяно-азербайджанским конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Как результат, фокус общественного интереса переместился на тему армяно-азербайджанских противоречий начала XIX века (1905–1920). Появилось множество архивных публикаций на эту тему.Тема сталинских репрессий отошла на второй план. При этом она даже приняла искаженную форму, когда муссировалась тема этнической принадлежности сотрудников НКВД (якобы преимущественно армян) и их жертв-мусульман. 

В 1992–1993 гг. тема доступа к архивам КГБ наложилась на общественную дискуссию о люстрации, в связи с соответствую-щими тенденциями в восточноевропейских странах. Но насильственный уход от власти бывших коммунистов в 1992 г. не привел к открытию архивов КГБ. Они были опечатаны с личным участием лидеров антикоммунистической оппозиции. В течение года, пока Народный фронт Азербайджана (НФА) был у власти, тема архивов КГБ неоднократно (но безрезультатно) поднималась оппонентами НФА. В ход была пущена дезинформация о том, что архивы КГБ Азербайджана якобы были отправлены в Россию. 

Однако после свержения правительства НФА новое правительство использовало в политической борьбе несколько документов из архивов 70-х — начала 90-х гг. Позднее один из авторитетных ученых-историков З. Буниатов опубликовал серию статей о крупных архивно-следственных делах 30-х гг. с сотнями фигурантов. Стало ясно, что архивы КГБ сохранились. 

В последние годы многие исследователи снова обратились к теме «красного террора», опубликовав ряд интересных книг на основе архивных материалов. Однако лишь незначительная часть из них выложена в интернет, и еще меньше публикаций переведено с азербайджанского на другие языки. Так что эти публикации малополезны для иностранных исследователей. 

Можно констатировать, что дискуссия о доступе к архивам стала чисто академической. Ее не оживил даже такой повод, как 80-я годовщина Большого Террора. В стране нет памятника жертвам «красного террора», не увековечены их могилы, не отмечаются годовщины таких событий, как, например, «кулацкая операция» 1937 г. На этом фоне симптоматично выглядит перезахоронение уже упомянутого расстрелянного в 1956 г. лидера азербайджанских коммунистов Багирова и попытки его политической реабилитации (пока что в общественном мнении). 

Вызовы и задачи архивной реформы 

«Программа по усовершенствованию материально-технического снабжения учреждений архивной службы, обеспечению архивных служб необходимыми помещениями, ремонту и реконструкции существующих архивных зданий, улучшению социального положения архивных работников» была утверждена постановлением Кабинета Министров АР от 16.02.2004. 

В течение 2016 года в Администрацию Президента АР поступило до 300 обращений граждан, связанных с архивными вопросами. Их анализ дает представление о существующих проблемах. 

Граждане указывают такие причины своих обращений: на местах неправильно используют постоянно охраняемые архивные фонды; несвоевременно либо не полностью передают в государственные архивы архивные документы организаций и управлений, которые упразднили в процессе структурного изменения или приватизации. По этим причинам граждане не получают результата, когда обращаются в государственные архивы за документами. 

Что касается архивов, представляющих исторический интерес, то очевидной проблемой является несдача в открытые центральные фонды тех документов КГБ и судов, которые были созданы ранее 1942 г., а также личных дел людей, родившихся в 1907 г. и ранее или умерших в 1987 г. и ранее. 

Организации, инициативы и алгоритмы архивного поиска 

В Азербайджане нет профильных общественных организаций, которые бы занимались борьбой за доступ к архивным фондам спецслужб. 

При необходимости обращения в архив СГБ или получения информации о репрессированном родственнике необходимо обра-щаться непосредственно в СГБ: Служба государственной безопасности Азербайджанской Республики, AZ1006, Баку, Парламентский проспект, 14; e-mail:mektub@dtx.gov.az

Общедоступных баз данных, веб-порталов, изданий для документов КГБ не существует. 


Available from: 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.