По мнению отечественного эксперта, общественность и представители НПО должны быть глубже вовлечены в этот процесс
26.04.2012 Дж.АЛЕКПЕРОВА
Судебные реформы в Азербайджане должны проводиться более интенсивно
"Судебные реформы в Азербайджане продолжаются. Однако в судебную реформу надо включать не только представителей судебных органов или парламента, но и общественность. В этом случае будет создан дополнительный стимул. Когда общественность и представители неправительственных организаций (НПО) будут глубже вовлечены в этот процесс, то и реформы пойдут интенсивнее". Об этом заявил "Эхо" глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
Между тем Евросуд проявил интерес к судебным реформам в Азербайджане. В рамках председательства Великобритании в Комитете министров Совета Европы в английском городе Брайтон состоялась представительная конференция, посвященная деятельности Европейского суда. Как сообщили АзерТАдж в пресс-службе Министерства юстиции, на Брайтонской конференции Азербайджан представили министр юстиции, председатель Судебно-правовой комиссии Фикрет Мамедов, председатель Верховного суда Рамиз Рзаев, постоянный представитель нашей страны в Совете Европы посол Ариф Мамедов и уполномоченный представитель в Европейском суде, а также члены Судебно-правового совета и ответственные работники Министерства юстиции.
На церемонии открытия выступили лорд- канцлер Великобритании по юстиции Кеннет Кларк, генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон, председатель Европейского суда по правам человека Николас Браца, новоназначенный европейский комиссар по правам человека Нильс Мужниекс.
На представительной конференции, в которой приняли участие министры юстиции и другие высокопоставленные официальные лица государств-членов Совета Европы, были обсуждены повышение эффективности деятельности Европейского суда, усовершенствование судебной системы, которая переживает проблемы во всей Европе, при этом широкое применение прецедентного права суда и другие актуальные вопросы, был проведен обмен мнениями о полезной практике между государствами-членами.
Выступивший на мероприятии министр юстиции Фикрет Мамедов рассказал о судебных реформах, проводимых под руководством президента Азербайджана Ильхама Алиева, проинформировал о более совершенном осуществлении правосудия, с этой целью о увеличении числа судей, их регулярном обучении в соответствии с Европейской конвенцией, модернизации судебной инфраструктуры, использовании информационно-коммуникационных технологий, избрании судей самыми прозрачными способами, которые принимаются в Европе как образцовые.
До внимания участников конференции особо было доведено, что в результате армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта было оккупировано 20 процентов нашей территории, более одного миллиона человек стали беженцами и вынужденными переселенцами, и тем самым были нарушены конвенционные права многих граждан.
В заключение была принята Брайтонская Декларация о дополнительных мерах. В рамках конференции были проведены встречи с председателем Европейского суда, новым европейским комиссаром по правам человека и другими официальными лицами СЕ, был проявлен интерес к проводимым в нашей стране судебным реформам. В то же время были проведены плодотворные переговоры с министрами юстиции и делегациями ряда стран о сотрудничестве.
По словам Зейналова, на протяжении нескольких лет в нашей судебной системе проводятся различные реформы. Раньше жалобщик, который подал апелляционную жалобу, должен был приехать из района на судебное заседание в Баку. Не исключено, что у него нет денег даже на дорогу. Также бывают ситуации, что судебные заседания откладываются по причине отсутствия ответчика. Тогда человек должен остаться в городе еще на некоторый период, а это значит, что нужны дополнительные финансовые средства на проживание, питание и т.д. Также при необходимости, он должен взять разрешение с работы. Подобная суматоха нередко приводила к тому, что человек терял всю надежду в процессе отстаивания своего права в суде. Поэтому в результате реформ были созданы апелляционные суды в регионах, которые обслуживали сразу несколько районов.
Как сказал эксперт, раньше административные наказания нельзя было обжаловать в апелляционном порядке. После судебных реформ же были созданы административно-апелляционные суды, и был принят соответствующий кодекс. Также раньше отечественные судьи были сильно загружены. И каждый судья в день мог рассмотреть около пяти-шести дел. Хотя физически это очень сложно, и поэтому они часто не могли полностью вникнуть в суть рассматриваемой проблемы. А в таком случае о правосудии говорить очень сложно. Согласно реформам, были приняты несколько сотен новых судей в судебную систему.
По его словам, с 2008 года было разрешено обжаловать в районных судах решения администрации. Существенным вкладом в судебную реформу было разрешение на использование прецедентов Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В 2006 году, согласно указу президента, можно было использовать прецеденты европейского права. То есть, если любой жалобщик будет знать, что в ЕСПЧ было рассмотрено похожее дело, то он запросто сможет на него ссылаться. Также до 2002 года все дела решались на основе Уголовного или Гражданского кодексов. Потом был создан Конституционный суд, и его решения стали использоваться в практике. Это внесло большой вклад в решения наиболее сложных проблем.
Как сказал Зейналов, затем был создан судебно-правовой совет. Если раньше судьи фактически сами себя наказывали, то теперь этим занимаются члены данного совета. К примеру, некоторые судьи были строго наказаны. А часть, вообще, была отстранена от деятельности. "В практике ЕСПЧ есть такое положение, что государство-ответчик иногда не выполняет своих обязательств по защите тех или иных прав своих граждан. Поэтому появляются десятки повторяющихся дел. Обычно Евросуд выносит решение, и логически правительство и судебные органы должны отреагировать и что-то скорректировать. Однако это часто не делается. В этом случае ЕСПЧ поднимает вопрос, чтобы Комитет министров Совета Европы подготовил для страны определенные рекомендации, а потом отслеживал бы выполнение решений Евросуда. А когда Комитет министров СЕ видит, что ситуация повторяется, то стране делается окончательное и конкретное предупреждение. Подобные предупреждения делались для Италии и многих других стран. Для нашей страны это пока неактуально, поскольку общее количество рассмотренных дел не столь велико, да и среди них совершенно нет повторяющихся", - заключил правозащитник.