пятница, 10 декабря 2021 г.

О человеке, который верил в мир․ Армянские и азербайджанские коллеги в память об Авазе Гасанове

 10.12.2021

В Азербайджане скоропостижно скончался правозащитник Аваз Гасанов, руководитель Центра гуманитарных исследований, человек, известный в Азербайджане и Армении своей миротворческой деятельностью. Ему было 50 лет.

Аваз уроженец Карабаха и оказался в числе вынужденно перемещенных лиц после первой карабахской войны в начале 1990-х годов. И он был убежден, что альтернативы миру нет и что боль одинакова для всех.

В 2000 году правозащитник Гасанов начал работать с Международной рабочей группой, которая сосредоточила свое внимание на поиске пропавших без вести в Нагорном Карабахе в ходе войны 1992–1994 годов.

Благодаря своей работе в этой группе, Гасанов стал одним из редких азербайджанцев, посетивших Карабах после заключения договора и прекращении огня (1994 год), встретился с сотнями семей, ищущими своих родственников, выслушал их истории и подружился с армянскими правозащитниками, с которыми разделял общее убеждение в ценности каждой жизни.

Об Авазе вспоминают те, кто с ним вместе работал и дружил многие годы в Баку и Ереване.

Эльдар Зейналов, Баку: «Он умел гасить конфликты»

Эльдар Зейналов – директор Правозащитного центра Азербайджана

«Помню, как во время первой карабахской войны Аваз, чудом ушедший пешком через горный перевал из оккупированного Кельбаджарского района, добрался до Баку и пришел в штаб Социал-демократической партии.

Примерно в это же время правительство «демократов» восстановило политическую цензуру, отмененную ранее коммунистами. Несмотря на кучу собственных проблем беженца, Аваз сразу и энергично откликнулся на мой призыв бороться с цензурой. И в апреле 1993 года стал одним из соучредителей Правозащитного центра Азербайджана.

В 1990-е многим казалось, что правозащиту можно легко совмещать с политикой, но это было иллюзией. Сейчас многие вспоминают с теплотой такие черты Аваза, как обходительность в общении, умение гасить конфликты, находить общий язык и разумный компромисс. Но в то время они были непопулярными и порицаемыми у оппозиции. Хорошим тоном тогда считался словесный радикализм.

Аваз, после некоторых колебаний, все же сделал выбор в пользу правозащиты. Даже свою работу в течение одного-двух лет над концепцией молодежной политики в качестве эксперта министерства по делам молодежи и спорта он рассматривал в этом ключе.

Короткого опыта «хождения во власть» хватило, чтобы он потом старался держать равноудаленность и от властей, и от оппозиции. И это делало его полезнейшим членом любой команды, в которую он входил».

Агуник Гукасян, Ереван: «Он знал, что боль одинакова по обе стороны границы»

Агуник Гукасян — председатель общественной организации «Прекращение огня: боль человеческих потерь», объединяющей родственников солдат, погибших во время службы в мирное время.

«Аваз был очень добрым человеком и много улыбался.

Мы впервые встретились у мемориального комплекса, посвященного жертвам в Косово.

Узнав, что мой сын погиб во время службы в армии, он подошел и обнял меня. Аваз был уверен, что боль одинакова по обе стороны границы. Он прекрасно это знал, потому что его племянник тоже погиб в армии.

Когда я стояла перед женами и матерями погибших азербайджанцев и рассказывала о своем сыне, мне стало плохо. И тогда Аваз принес мне воды, встал рядом со мной и был рядом до конца выступления.

Аваз был убежден, что война стала результатом большой политики, а не желания людей. Он говорил, что ни одна мать не должна чувствовать боль той утраты, которую испытываем мы. Аваз был очень тактичным, он считал, что каждая жизнь важна.

Он был азербайджанцем, который любил свою родину, но никогда не становился нашим врагом».

Шахин Рзаев, Баку: «Памяти друга»

Шахин Рзаев – независимый журналист и политический обозреватель

«Я очень не хотел писать некролог по Авазу. Тому много причин. Первая — то, что я не мог поверить в то, что он умер. Молодой, здоровый. Как так? Взял и умер? Не скрою, я не сдержал слез.

Во-вторых, я просто ну не умею писать некрологи. Ведь о покойных или хорошо, или ничего? Как теперь, если я иногда обвинял покойного?

Подумал и понял, в чем была разница между Авазом и многими нами. Он был воистину миротворцем. В отличие от многих из нас.

Некоторые из нас, кавказских миротворцев, что регулярно говорят? «Мы за мир, а если вы не согласны с нами, то мы вам свернем шею!».

Аваз был другим. Он слушал, терпел, уговаривал, уступал. Иногда помогал решать проблемы. Он всегда искал пути к примирению и к компромиссу.

Аваз сотрудничал с правительством. Он это не отрицал. Он был мостиком между гражданским обществом и президентской администрацией. Теперь нам будет не хватать такого мостика.

И в конце напишу про личные впечатления.

Я ценю людей, с которыми был «за линией фронта». Аваза я знаю с 1993 года. С Авазом я был неоднократно «за линией фронта». С ним мы делали разные проекты, собирались еще снять фильм, не довелось.

Он жил квартирантом у нас в Сураханах, потому что он был вынужденным переселенцем из Кельбаджара. Его дочь зовут, как и мою. Дядя его до сих пор живет на нашей улице, но это не важно.

Последнее впечатление. Мы были вместе на мероприятии Европейского Союза в начале ноября 2021 года. Аваз обещал, что пригласит меня в Шушу принять участие в составе экскурсии неправительственных организаций.

Я ответил, что «большое спасибо, но в Шушу я приеду сам по себе в гости к своим друзьям». Улыбнулись.

Вот меня знают многие коллеги. Я довольно конфликтный человек. Я часто спорю с коллегами, даже с близкими друзьями. Иногда они обижаются на меня. Но никогда почему-то я не ссорился с Авазом, хотя иногда провоцировал его.

Он действительно был человек мира. Потому что если не можешь найти мир с друзьями, как найти его с другой стороной?

Не знаю, как закончить. «Покойся с миром»? Мира пока нет. В Аллаха я не верю. Не знаю, Аваз. Пусть закончится этот кошмар».


Слева направо: Эльдар Зейналов, Аваз Гасанов, Шахин Рзаев. Фотография с FB-страницы Шахина Рзаева с подписью: «Усатый Аваз, худой Шахин и Эльдар еще не аксаккал»

Артак Киракосян, Ереван: «Он искал истину»

Артак Киракосян руководит общественной организацией «Институт гражданского общества»

«С Авазом мы познакомились около 20 лет назад. Осуществили совместно несколько миротворческих программ, в ходе работы над которыми стали друзьями.

Аваз был самым чувствительным и тонким человеком из всех, кого я знал. Никогда не слышал от него ни единого некорректного слова, и дело не только в наших рабочих контактах.

Реализованные нами проекты были очень сложными и тонкими. Один из них мы сделали с родителями солдат, погибших с обеих сторон в мирное время, а другой – с людьми, живущими в приграничных деревнях.

До апрельской войны 2016 года мы фиксировали и предавали гласности пограничные инциденты, связанные с мирным населением.

Такое могло быть возможным только в условиях безоговорочного взаимного доверия. И Аваз заслужил его. Он был человеком, через которого многие узнали армян и азербайджанцев.

В декабре 2020 года, всего через месяц после окончания второй карабахской войны, мы с армянскими коллегами проводили одно обсуждение. Можете представить себе наше душевное состояние в те дни? Но я предложил, чтобы в этой встрече принял участие и Аваз. Я сказал, что в нем можно быть уверенными. Он очень умный человек. Его отличает чрезвычайная уважительность к собеседнику и для него не существует «этот прав, а тот неправ». Он искал истину во всех и везде.

Во время войны разговоры с Авазом были тяжелыми и грустными, но одно было неизменным: вера в мир и возможность сосуществования․

Конечно, мы представляли себе разные модели. Я – в виде проживания азербайджанцев на территории Республики Арцах, он – в виде проживания армян в Азербайджане. Но мы особо не спорили по этому поводу, потому что были уверены, что мир – в интересах обоих обществ, а политические решения могут быть оспорены».

Гусейн Исмаилбейли, Баку: «Он был из тех, кто хотел помогать»

Гусейн Исмаилбейли – редактор JAMnews в Азербайджане

«Аваза я впервые увидел в 1991 году. В тяжелое для всей страны и в целом региона время мы состояли в одной молодежной организации. Нам было всего 18-20 лет и мы хотели видеть Азербайджан по-настоящему демократической страной, где соблюдаются все права человека.

Наш Аваз еще тогда отличался принципиальностью. Говорил прямо, не скрывал своих мыслей, всегда был серьезен. Конечно, любил и метко шутить, как все интеллектуалы.

Он был из категории друзей, с которыми ты можешь не встречаться годами, но твердо знаешь: стоит тебе обратиться за помощью, тотчас же ответит и будет рядом.

Нам всем будет его не хватать. Уже не хватает».

Альберт Восканян, Степанакерт (в Азербайджане город называют Ханкенди): «Аваз был порядочным человеком в жизни и в работе»

Альберт Восканян – независимый журналист и публицист

«Я познакомился с Гасановым около 20 лет назад во время совместной деятельности в Международной рабочей группе по пропавшим без вести.

Работа группы велась также и в Нагорном Карабахе. Аваз приезжал сюда, навещал родственников пленных и пропавших без вести.

Главное, что выделялось, – это его чистота и честность. Он не боялся работы, работал над каждым случаем не жалея сил, со всей ответственностью. Для него не существовало понятия «чужая боль». Человек был для него высшей ценностью».

В 2009 году был снят документальный фильм «Мой враг, мой друг», ставший своеобразным кинодиалогом Аваза Гасанова и Альберта Восканяна, людей, оказавшихся по обе стороны границы и мечтавших о мире.

Эта история – часть медийного проекта «Траектории». Он рассказывает о людях, чьи жизни были затронуты конфликтами на Южном Кавказе. Проект работает c авторами и редакторами со всего Южного Кавказа и не поддерживает ни одну из сторон ни в одном конфликте. За публикации на этой странице несут ответственность авторы. Топонимы в большинстве случаев используются так, как это принято в обществе автора. Проект осуществляют организации GoGroup Media и International Alert при поддержке Европейского Союза

https://jam-news.net/ru/о-человеке-который-верил-в-мир․-армян/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.