четверг, 25 апреля 2019 г.

Дело «банды Курбаши»: перед убийством на заводе появился «чекист»

Oxu.Az запускает цикл публикаций о громких уголовных делах и представителях преступного мира, оставивших неизгладимый след в истории криминала. В этом цикле мы прольем свет на некоторые аспекты жизни «законников» и расскажем о борьбе с преступностью в Азербайджане.

Мало кто знает, что в Гобустанской крытой тюрьме в настоящее время отбывают пожизненный срок члены «банды Курбаши» - Чингиз Пашаев и Али Гулиев. Время в этих стенах течет медленно, и минута здесь кажется вечностью. 30 лет за решеткой - это полжизни. Именно столько отсидели на нарах Ч.Пашаев и А.Гулиев, теперь они надеются на пересмотр уголовного дела и смягчение наказания. 

Ч.Пашаев и А.Гулиев - единственные выжившие из пяти членов «банды Курбаши», приговоренных к смертной казни. Главарь банды - Гурбанали Бабаев - умер в «пятом корпусе смертников» Баиловской тюрьмы. Фирудин Руфуллаев и Гюлага Мамедов также отошли в мир иной в застенках тюрьмы.    

Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов рассказал Oxu.Az, что дело Курбаши было одним из самых скандальных в судебной практике Азербайджана.

Это была банда налетчиков, они колесили по советским республикам, брали кассы в день выдачи заработной платы, после чего возвращались в Азербайджан и «ложились на дно». Именно поэтому долгое время советские правоохранительные органы не могли выйти на след преступников.

Примечательно, что все пятеро работали на опытно-промышленном заводе Института нефти и химии Национальной Академии Наук Азербайджанской ССР. И, как отметил Э.Зейналов, одного из них - А.Гулиева - омбудсмен по правам человека Эльмира Сулейманова знает лично. В свое время А.Гулиев на заказ изготавливал прибор для ее научной работы. В течение 11 лет А.Гулиев работал старшим оператором пятого (самого высшего) разряда на установке по выпуску химической продукции, являлся передовиком производства, портрет его висел на заводской доске почета. Никто и предположить не мог, что этот человек будет грабить кассы и убивать людей.

Гособвинителям удалось вменить членам «банды Курбаши» лишь несколько эпизодов, два из которых - убийства, тогда как правоохранители подозревали их в десятках тяжких преступлений.

Действовала банда по наводке. Они добывали информацию о том, где должна была пополниться касса в связи приближением дня выдачи зарплаты. Получив информацию, члены группы брали на работе отгул, садились в машину, выезжали в ближайшие республики, грабили кассы, и, если им оказывалось сопротивление, то ни перед чем не останавливались. Тогда в правоохранительных органах предполагали, что все эти налеты не связаны друг с другом. Но все тайное становится явным.

В начале 1989 года была арестована группа из 14 человек. А.Гулиев и Ч.Пашаев были задержаны последними. Пятерых из 14-ти подсудимых приговорили к высшей мере наказания - смертной казни. Бандитов приговорили согласно уголовным кодексам трех территориальных субъектов СССР. По УК Азербайджана в редакции 1984 года указанные лица обвинялись в бандитизме, хищении в особо крупном размере, умышленном убийстве группой лиц при отягчающих обстоятельствах, приготовлении, покушении и соучастии в умышленном убийстве. По УК РСФСР им инкриминировались бандитизм, соучастие в умышленном убийстве, те же преступления членам банды вменялись по УК Грузии.

Из материалов уголовного дела известно, что ночью 29 ноября 1984 года А.Гулиев с тремя подельниками выехали в село Инкикори Лагодехского района Грузии. Там они проникли в служебное помещение колхоза «Дружба», где взломали ломом сейф и похитили 6 086 рублей. Похищенные деньги грабители поделили между собой и вернулись в Баку.

Через три года - в начале сентября 1987 года - в Воронеже был убит азербайджанец Адам Мамедов во время разбойного нападения, совершенного группой из шести человек. А.Гулиев также находился в составе этой группы, но во время следствия его непосредственная причастность к убийству доказана не была.

Уже через несколько дней после убийства А.Мамедова, 9 сентября, группа выехала в поселок Казарети Болнисского района Грузии. Здесь во время грабежа был убит сторож госучреждения Косешвили. Но отсюда бандиты уехали с пустыми руками - обчистить кассу им не удалось.

Четвертого ноября 1987 года ночью банда прибыла в село Вревск Кочубеевского района Ставропольского края и, пригрозив сторожу Заболину смертью, похитила государственное имущество на крупную сумму.

А в декабре 1987 года на территории Кировского района (ныне - Бинагадинского района) Баку было совершено нападение на начальника следственного отдела милиции Сураханского района Насирова Азера Вели оглу. В него несколько раз выстрелили из револьвера системы Наган в тот момент, когда он вышел из дома и собирался сесть в машину, чтобы поехать на работу. Преступник, посчитав А.Насирова умершим, скрылся. Но раненый выжил.

Небольшое отступление. Коллеги бывшего начальника следственного отдела рассказывают, что А.Насиров был чуть ли не единственным в то время молодым милиционером, который разъезжал на автомобиле ГАЗ-24 и не стеснялся этого. В советское время расточительство и хвастовство сильно порицались и даже наказывались. Но в случае с А.Насировым все было иначе. Его отец - Вели Насиров - был известным азербайджанским профессором. За заслуги в области науки государство подарило В.Насирову ГАЗ-24. А.Насиров с гордостью разъезжал на автомобиле, что не могло остаться незамеченным руководством районного комитета партии.

В 1985 году второй секретарь Орджоникидзевского райкома партии (ныне это Сураханский район) Вагиф Искендеров провел совещание с участием сотрудников милиции, на котором заявил, что негоже стражам порядка ездить на работу на дорогих автомобилях, поскольку это очень раздражает простых людей и указывает на состояние, добытое преступным путем. Но А.Насиров не оставил без ответа камень, брошенный в его огород. Он встал и громко заявил, что «дорогой автомобиль», на котором он ездит на работу, честно заработан его отцом, что именно руководство республики оценило его заслуги.

Между тем нападение на А.Насирова еще два года оставалось нераскрытым. По данному делу сначала был задержан коллега А.Насирова - М.Дж., но позднее его оправдали и отпустили.

Двадцатого декабря 1988 года было совершено проникновение в промышленное здание на территории Ленинского района (ныне - Сабунчинский район) Баку. Бандиты насильно отобрали у кассира Королевой сумку с деньгами и скрылись с места преступления.

Вечером пятого сентября 1989 года на 15-м километре трассы Баку-Фатмаи неизвестные выследили директора Хырдаланского пивзавода Фазиля Ширалиева. Он был убит четырьмя выстрелами из револьвера системы Наган.

Это было одним из первых заказных убийств в истории Азербайджана. Дело в том, что завод стал яблоком раздора между конкурентами. Чтобы сменить директора предприятия, кто-то вышел на «банду Курбаши» и предложил за деньги устранить Ф.Ширалиева.

В ходе расследования криминалисты пришли к выводу, что и в А.Насирова, и в Ф.Ширалиева стреляли из одного оружия. Через пять дней после убийства сыщики вышли на след членов банды. И, кстати, убийство Ф.Ширалиева было главным обвинением, выдвинутым против А.Гулиева. Хотя последний и утверждал, что не убивал его…

Согласно материалам дела, А.Гулиев появился на территории пивоваренного завода под видом сотрудника КГБ (Комитет государственной безопасности) и так убедительно вжился в роль, что все работавшие там поверили. Он изучил на заводе все ходы и выходы, график работы, степень риска и понял, что на территории предприятия убивать нельзя. Ф.Ширалиева расстреляли недалеко от его дачного дома.

Здесь следует отметить, что в расследовании дела «банды Курбаши» также принимал участие старший инспектор Главного управления уголовного розыска МВД АР Гаджи Мамедов, который после разоблачения за многочисленные тяжкие преступления получил прозвище «гангстер номер один».

А.Гулиев был арестован 11 сентября 1989 года. Э.Зейналов указал, что во время проведения следственных мероприятий А.Гулиева жестоко пытали для того, чтобы он сознался в убийстве. В результате он получил переломы ребер и повреждение почки. А 26 декабря 1989 года он попытался совершить самоубийство - повеситься в изоляторе КГБ, однако благодаря своевременному вмешательству конвоиров и медицинскому персоналу городской больницы А.Гулиев выжил.

Любопытно, что непосредственное участие в пытках А.Гулиева принимал Гаджи Мамедов, задержанный 10 марта 2005 года в ходе спецоперации «Черный пояс» и приговоренный позднее к пожизненному заключению (напомним, что он повесился в камере в декабре 2017 года).

По словам Э.Зейналова, в 2005 году А.Гулиев опознал в Г.Мамедове своего истязателя после того, как на страницах газет были опубликованы фотографии бывшего оперативника уголовного розыска. А.Гулиев написал об этом в своих жалобах в соответствующие структуры и даже рассказал, как Г.Мамедов пытал его.

«Там был описан случай. Когда Гулиева в наручниках уложили на пол, Гаджи Мамедов залез на стол, чтобы прыгнуть и поломать заключенному ребра. Но так получилось, что в этот момент ножка стола подкосилась, и Мамедов упал, вывихнув себе ногу. Несколько дней оперативник не появлялся на работе, и в эти дни Гулиев, замученный систематическими побоями, отдыхал», - рассказал Э.Зейналов.

Позже во время проверки жалобы А.Гулиева в правоохранительных органах выяснили, что Г.Мамедов действительно вел расследование по делу «банды Курбаши». Но все ходатайства защиты А.Гулиева в связи с признаниями в преступлениях под воздействием пыток были отклонены.

P.S. В настоящее время в Азербайджане отбывают пожизненный срок заключения 280 человек. Двенадцать из них находятся за решеткой уже более 25 лет.

Рамелла Ибрагимхалилова

25 апр. 2019 09:00

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.