25 июля 2018, 18:53
В нашем обществе господствует традиционный уклад, сложившийся на протяжении веков - за престарелыми родителями присматривают дети. C горечью надо признать, что далеко не все дети так сознательны.
Увы, есть в нашем обществе и те, кто знать не хочет своих родителей, а, соответственно, и помогать им не намерен. Куда идти в такой ситуации пожилому беспомощному человеку?
Пенсия у многих более чем скромная, ее едва ли хватит на пропитание, а ведь в таком возрасте нужны лекарства, так как здоровье уже не то, что в молодые годы…если еще и крыши над головой нет, куда идти престарелому человеку и у кого просить помощи?
На днях в азербайджанском сегменте социальной сети Facebook распространилось видео, на котором пожилой мужчина сквозь слезы просит о помощи. Он говорит о том, что от него отказались собственные дети, но и дом престарелых не принимает его.
Он жалуется на то, что до 70 лет ему осталось еще 5 месяцев. В итоге сейчас он остался на улице. «В том месте, где я ночевал в последний раз, меня обокрали, забрав мои последние 40 манатов», - рассказал мужчина не в силах сдерживать слезы от бессилия...
Как так получилось, что родители стали не нужны своим детям, а главное - куда идти брошенным старикам, ведь домов престарелых у нас всего несколько, да и те забиты до отказа…
Как отметил в беседе с Media.Az глава Азербайджанского Правозащитного üентра Эльдар Зейналов, в дома престарелых пожилые люди попадают в результате одной из двух ситуаций: или они остаются одинокими, без ухода, или же их сдают родственники. «Отмечу, что речь идет о гражданах от 70 лет и старше, которых относит к этой категории закон «О социальной помощи» (30 декабря2011).
При этом одиноких стариков, оставшихся без попечения родственников, без их согласия, насильно определить в богадельню не имеют права.
Они имеют право как на социально-бытовое обслуживание на дому (выездное), в различных центрах социальной помощи в дневное время (полустационарное), так и на помещение в дом престарелых (стационарное обслуживание).
Все эти услуги предоставляются на основе их заявления, и достаточно лишь достижения соответствующего возраста и факта отсутствия родственников, обязанных о них заботиться по закону (он устанавливается Министерством).
Во втором случае, т.е. при наличии родственников, основанием для помещения в дом престарелых являются «тяжелые условия жизни» семьи или старика. Это может быть, например, социально опасная болезнь, бытовое насилие, отсутствие достаточной жилплощади (в том числе жилплощади вообще).
Все это должно быть удостоверено справками. При отсутствии «тяжелых условий» родственники обязаны заботиться о стариках сами», - говорит правозащитник.
По словам Э.Зейналова, как-то с год назад ему довелось прочитать в прессе статью о том, что за прием в дом престарелых якобы требуют взятку.
«Мол, в стране всего 9 интернатов для стариков, из них 5 в Баку, мест не хватает и т.п. То, что после уплаты мзды место находится, доказывает, что этот предлог надуманный. Возможно также, что речь шла о стариках, не собравших нужных справок – это тоже создает бюрократические препоны.
Основная проблема правозащитного характера при оказании помощи старикам – это их ограниченная дееспособность. Ведь необходимо бегать по инстанциям, собирать справки.
Если раньше, например, по инстанциям и судам могли по доверенности от старика ходить их знакомые, то с этого года представителями могут быть или близкие родственники (чаще всего и нарушающие права стариков), или адвокаты (услуги которых не по карману пенсионерам).
Многие заключенные стареют в тюрьмах, а после отбытия своих приговоров выходят в мир, который часто не готов их принять. В тюрьмах мне иногда встречались старики, которые явно не были удачливыми преступниками, неоднократно садились в тюрьму. Это, скорее, были те, кто неуютным для них домам престарелых предпочитал привычную тюремную среду, где они были уважаемы, имели защиту, бесплатное питание и лечение.
Очень хорошо, что сейчас создаются центры пробации, помогающие адаптации бывших заключенных к жизни на свободе», - отметил правозащитник.
По словам Э.Зейналова, не так уж редки и случаи, когда молодые члены семьи пытаются за счет стариков улучшить свои жилищные условия и финансовое положение, спроваживая их в богадельни, а жертвы такого обращения не могут найти защиту в государственных органах. Часто старики оказываются в такой ситуации беспомощными.
«Как живется старикам в домах престарелых, общество узнает лишь изредка. Обычно это публикации с глянцевыми фото о безоблачном проживании стариков.
Приведу пример: решением Кабинета Министров от 9 марта 1994 г. установлена норма питания для стариков в домах престарелых, которая включает ежедневно: 550 г хлеба, 500 г овощей, 350 г картофеля, 250 г свежих фруктов, 200 г молока, 150 г кефира, 100 г соков, 85 г мяса, 80 г рыбы, 55 г сахара, 30 г творога, 30 г сливочного масла и т.д., вплоть до 1 г кофе. Определенно, пенсионеры, живущие дома за свой счет на скромную пенсию, прочтут этот список с завистью.
Однако в прессе публикуют также и жалобы стариков на обслуживание, состояние мебели, питание и т.п.
Насколько эти жалобы обоснованы, сказать трудно: в такие учреждения доступ независимых журналистов и общественных активистов затруднен, да и работа неправительственных организаций из-за отсутствия финансирования уже несколько лет на минимуме.Так что не исключено, что временами бывает потребность в защите стариков и в самих интернатах.
С моей точки зрения, здесь важно не гнаться за сенсациями, а обеспечить старикам и инвалидам в таких домах реальную возможность пожаловаться без негативных для себя последствий, а жалобам – адекватное внимание со стороны контролирующих инстанций, не зависящих от Минтруда.
Без этого создается ситуация безнаказанности, когда «жалоб нет», а редкие жалобы «не подтверждаются», - отмечает эксперт.
По его словам, нельзя сказать, что сдача престарелых родителей в дома престарелых в Азербайджане - это широко распространенное явление, как в России, например.
«У нас как-то не принято оставлять без помощи стариков. Большие города, правда, деформируют семейные отношения. Не случайно 5 из 9 интернатов для стариков и инвалидов находятся в Баку.
Кроме того, Конституцией закреплена обязанность родителей заботиться о детях, а детей – о родителях. В принципе, алименты от совершеннолетних членов семьи может потребовать и старик, в том числе через суд.
Государство тоже старается подстраховывать стариков с помощью различного рода социальных программ и услуг. Например, в настоящее время осуществляется II Государственная программа помощи старикам (2016-2020).
Однако неизбежны ситуации, когда старики могут остаться одинокими, бездомными, быть в непримиримой вражде с родственниками.
Точной статистики я не встречал, но в прессе упоминались оценки в районе 800 стариков - обитателей богаделен. В сравнении с 10 млн населения это дает один случай на 12.500 жителей.
Наверное, это немного. Если сравнивать с Россией, то там в домах престарелых содержатся 257 тыс. из 147 млн. граждан. Это один старик на 572 человека, в 22 раза чаще, чем у нас в Азербайджане. Однако успокаиваться эта бездушная статистика не дает, потому что за многими из этих судеб – настоящие трагедии», - подытожил правозащитник.
Сабина Алиева
Media.Az