среда, 30 апреля 2003 г.
Война с могилами
вторник, 29 апреля 2003 г.
О себе и ПЦА (неопубликованное интервью)
В Баку травят правозащитников, контактирующих с армянами
четверг, 24 апреля 2003 г.
Эльдар Зейналов собирается нанять охрану
понедельник, 21 апреля 2003 г.
Семинар по линии "Международной Тюремной Реформы"
суббота, 5 апреля 2003 г.
Помилование: гуманность или политическое насилие?
среда, 2 апреля 2003 г.
Перенос могил с кладбища в Наримановском районе продолжается
Родственники покойных приезжают даже из-за границы
Л. БАЙРАМОВА
Н. АЛЕКСАНДРОВА
Не так давно «Зеркало» опубликовало статью о кладбище в Наримановском районе Баку, по верхней части которого исполнительная власть города решила провести автомобильную дорогу - от улицы Раджабли до улицы Буниятова. Тогда мы отметили, что в принятии этого решения администрация кладбища участия не принимала. Поэтому винить их не в чем. Вполне понимая, какую реакцию может вызвать подобное решение исполнительной власти, администрация кладбища заранее распространила по городу объявления, приглашающие родственников и близких покойных для присутствия при переносе могил, находящихся на месте будущей дороги.
Напомним, что перенос могил должен был завершиться 1 апреля. Накануне мы вновь отправились на кладбище, надеясь получить новую информацию от заместителя управляющего Трестом гражданского обслуживания населения Али Насирова. По его словам, уже перенесено более 200 могил на кладбища в Говсаны, на Волчьи ворота, в Забрат-1, Гарачухур, 106. "8 километр" и в Сабунчи. Эти кладбища, в отличие от Наримановского, поделены на сектора по религиозному признаку.
Несмотря на то, что последним сроком работы по переносу могил значилось 1 апреля, люди продолжают приходить с просьбами. В основном это те, кто был до этого в отъезде или поздно узнал о предстоящем строительстве. По словам А.Насирова, администрация кладбище будет продолжать перезахоронение до тех пор, пока не начнется строительство дороги. Когда же работы начнутся, там, где это возможно, содействие по переносу могил все равно будет оказываться.
Как рассказал А.Насиров, люди в основном испытывают волнение по поводу стоимости переноса могил своих родственников. Напомним, что все, связанные с этим, работы трест осуществляет на государственные средства. В эти работы входит откапывание, вскрытие гроба, перенос, повторное погребение и установка на новое место прежних могильных плит или памятников.
«Многие выражают нам благодарность, даже направляют трогательные письма... Другие нервничают. Но я всем объясняю, что решение о строительстве дороги принято городской властью в соответствии с генеральной схемой реконструкции Баку и должно быть выполнено. В нашу же обязанность входит сделать так, чтобы люди остались довольными. Потому работать приходится без выходных». - отметил А.Насиров.
К сожалению, на другие кладбища перенесут не все могилы - далеко не все родственники и близкие похороненных на Наримановском кладбище находятся в Азербайджане. И пока что вопрос о том, как поступить с такими могилами, не решен. Во всяком случае, выкопаны они не будут.
Ситуация сложилась довольно щепетильная. К примеру, по мнению директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова, "армяне после «уничтожения» кладбища поднимут международный шум о разрушении могил, вандализме и тд". Он предполагает, что они в отместку могут даже разрушить азербайджанские кладбища в Шуше, что вызовет цепную реакцию. Один армянский правозащитник, по словам Э.Зейналова, предложил «не торопиться с разрушением кладбища до окончания войны. А уж если есть необходимость построить дорогу, то подключить к этому международные организации, например, такие, как Красный Крест, который уже много раз помогал перезахоронить останки армян и азербайджанцев". По мнению Э.Зейналова, армянской пропаганде гораздо выгоднее сейчас разрушение кладбища, чем его сохранение.
«Остается вопрос о русских и еврейских могилах, которые тоже имеются на этом кладбище. Эмигрировавшие бакинцы русского и еврейского происхождения живут в Харькове, Москве, Одессе, Нью-Йорке и т.д, Но там же не были опубликованы объявления о переносе кладбища. Опять же, это может быть использовано в антиазербайджанской пропаганде», - продолжает Э.Зейналов.
Тем не менее, А.Насиров считает, что не стоит нагнетать обстановку. Это кладбище, по его словам, давно уже является «больной» темой - еще со времен распада Советского Союза. Причина этого заключалась как раз в том, что здесь захоронено много бакинцев русской, еврейской, азербайджанской, армянской и других национальностей, есть здесь и братские могилы военных, умерших в бакинских госпиталях в годы второй мировой войны.
Так как близкие и родственники некоторых покойных эмигрировали, их могилы остались без присмотра. Согласно законодательству, администрация этого кладбища обязана ухаживать за могилами только в случае заключения родственниками покойного договора с трестом. Без этих документов уход осуществляется лишь за братскими могилами. А все, что без присмотра, естественно, приходит в запустение.
Проблему создавали и вандалы, воровавшие мраморные плиты с могил или разбивавшие их по только им понятным, зверским побуждениям. Однако, как сообщил нам А.Насиров, вандализма со второй половины девяностых годов тут больше не наблюдалось. Работники кладбища могут быстро позвонить по телефону в соседнее отделение полиции, откуда сразу же выезжает патрульная группа. Впрочем, эта группа и без вызова регулярно контролирует это кладбище. «На части кладбища, не затронутой строительством дороги, до сих пор остались армянские могилы, так же, как русские и еврейские, И смешивать процесс строительства с преднамеренным актом вандализма просто неправильно», - резонно отметил А.Насиров. По его словам, Э.Зейналову в ответ на его высказывания они дали официальный ответ.
Кстати, продолжил А.Насиров, в Интернете на некоторых сайтах были опубликованы объявления о переносе могил как раз для того, чтобы избежать подобных обвинений. «Уже из-за границы приезжали люди: один забрал останки родственников с нашей помощью в Санкт-Петербург, другой изъявил желание перезахоронить покойных здесь же. Другая семья - из Тулы, приехав и убедившись, что строительство не затрагивает место захоронения их родственников, успокоилась и уехала. Одно перезахоронение состоялось даже по телеграмме, присланной из Москвы - родственники покойного переслали документы своим знакомым, которые присутствовали при переносе могилы», заключил А.Насиров.
Газ. «Зеркало», №59, 2.04.2003 г.
Нардаранцам вынесен приговор
С ним не согласны адвокаты и односельчане осужденных
Р.ОРУДЖЕВ
1 апреля в Суде по делам о тяжких преступлениях завершился судебный процесс над 15 жителями поселка Нардаран, обвинявшимися в организации массовых беспорядков и сопротивлении полиции в июне 2002 года. Суд признал их виновными и осудил на различные сроки лишения свободы.
Самый большой срок - 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима получил лидер Исламской партии Аликрам Алиев. |
Председатель Объединения бакинских сел Джебраил Ализаде приговорен к 8 годам лишения свободы, Еще двое житслей Нардарана - Хикмет Гулиев и Этибар Закиев приговорены к 5 годам лишения свободы каждый. Все они будут отбывать наказание в колонии общего режима. Остальные 11 подсудимых были осуждены на сроки от 2 до 3 лет условпо и отпущены из зала суда. Это - Мирзаага Мовланов, Ильгар Абдуллаев, Самеддин Рахибзаде, Физули Бабаев, Инаят Рустамов, Аликрам Аллахверднев, Мехман Гасымов, Гаджибала Ахмедов, Агагусейн Аскеров, Сейфеддин Бакиров, Эльхан Джаббаров.
Кстати, это событие не обошли стороной и ведущие мировые СМИ. О приговоре нардаранцам сообщают агентства Associated Press, Reuters, ВВС...
По завершении процесса один из старейшин Нардарана Гаджиага Нуриев сказал журналистам, что жители поселка недовольны вердиктом суда. “Мы будем продолжать борьбу за свои права в рамках Конституции. Сначала подадим апелляционную жалобу. Если суд не восстановит справедливость, мы обратимся в Европейский суд по правам человека”, - сказал Нуриев.
Напомним, что данный судебный процесс начался в январе с.г. На нем расследовались события 3 июня 2002 г., когда в Нардаране произошли столкновения между выступающими с социальными требованиями жителями и силами правопорядка. В результате этих столкновений один нардаранец погиб, десятки получили ранения.
Сегодия в офисе ХГА собирается Комитет защиты прав нардаранцев, который распространит заявление в связи с вердиктом суда.
Осуждение непричастного к событиям в Нардаране А.Алиева прямо связано с предстоящими президентскими выборами, заявили “Эхо” в Исламской партии. “Власти зпают, что А.Алиев имеет большое влияние в стране. Мы намерены защищать его права всеми возможными способами, включая акции протеста”.
Председатель Правозащитного центра Эльдар Зейналов заявил “Эхо”, что такого исхода процесса он ожидал. “Вокруг этого суда действовали силы, которые были заинтересованы в подобном результате”. Правозащитник считает, что помимо властей в этом деле участвовали и некоторые лица из числа самих нардаранцев. “Самой крупной победой этих сил стал добровольный отказ подсудимых от заслушивания на процессе показаний 42 свидетелей защиты”.
То есть, говорит Зейналов, если по прошествии десятков лет какой-то историк просмотрит стенографические записи этого процесса, он увидит, что нардаранцы в последнем слове не признают себя виновными, но показания всех свидетелей говорят о том, что “они стреляли из автоматов по безоружным полицейским”.
Директор ПЦА считает, что нардаранцам вряд ли гарантирован успех в случае подачи апелляций адвокатами Аликрама Алиева и Джебраила Ализаде. “Судья апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, спросит их - а почему вы отказались от допроса своих свидетелей?”
Хотя правозащитник не исключает и того, что через несколько лет президент отпустит нардаранцев на волю в числе очередных помилованных.
Между тем Г.Нуриев настаивает на том, что свидетели из Нардарана на суде заслушивались десятками. А приговор появился в его нынешнем виде только потому, что суд не счел нужным прислушаться к этим показаниям.
Кроме того, 29 марта, сообщил Г.Нуриев, состоялась очередная встреча между восемью старейшинами Нардарана и главами МВД и Генпрокуратуры, при участии Аллахшукюра Пашазаде. Нардаранцы попытались обратить их внимание на то, что ожидают освобождения своих невинных односельчан. “Но они сказали, что не смогут оказать воздействия на решение суда. Мы договорились, что при возникновении каких-либо тревожных моментов сможем и впредь рассчитывать на встречи с руководителями правоохранительных органов”.
Эхо, № 60, 2 апреля 2003 г.