суббота, 29 апреля 2000 г.

Отчет по Азербайджану за 1999 для Сети этнологического мониторинга

Содружество Независимых Государств

АЗЕРБАЙДЖАН

Общие сведения. Население — 8 млн. чел. (на 12 октября 1999 г.). Естественный прирост населения — 62795 чел. (1998 г.). Средний срок жизни мужчин — 67,5 лет, женщин -— 14,0 лет. Средний размер семьи - 4,8 человека (1997 г.). В городах живет 52% населения. Насчитывается 69 городов, в 9 из них численность населения составляет более 50 тыс. в каждом, в трех городах превышает 100 тыс. чел. Население столицы -— г. Баку составило 1795 тыс. чел. (по неофициальным данным — до 3 млн.). За пределами страны проживает 115515 граждан Азербайджана (по неофициальным данным — до 1-2 млн.). В стране проживает 41929 иностранцев.

Внутриполитическая ситуация

Критика результатов президентских выборов, состоявшихся || октября 1998 г., являлась одной из тем оппозиционной борьбы еще несколько месяцев после инаугурации президента. Движение за избирательную реформу и демократические выборы (SIDSUH) пыталось привлечь внимание Запада к этой теме. Ради этой цели использовались несанкционированные митинги и уличные шествия с запрограммированным разгоном полицией, избиениями и задержаниями десятков демонстрантов. Во второй половине 1999 г. оппозиция приняла участие в подготовке и проведении муниципальных выборов 12 декабря, которые, по Конституции, должны были состояться еще двумя годами ранее, и которые она первоначально намеревалась бойкотировать.

На 21087 мест претендовали 35,6 тыс. кандидатов. Солидную часть из них — 49% составляли представители почти 30 политических партий. Однако оппозиционные партии были представлены небольшим — количеством кандидатов — от 50 до 3000 человек, из которых сито выборов прошли и того меньше. Была зарегистрирована лишь пятая часть кандидатов от оппозиционной Партии Народный Фронт (ПНФА), треть кандидатов от партии "Юрддаш" и т. п. В то же время отовсюду поступали сообщения о том, что кандидаты от правящей партии "Новый Азербайджан" находились в привилегированном положении. В состав избирательных комиссий также вошли в основном представители проправительственных партий. Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК} аккредитовала 27865 местных наблюдателей и несколько десятков наблюдателей из-за рубежа.

Сразу же после голосования по результатам, полученным с двух третей участков, было объявлено, что явка составила 52,6% избирателей. Оппозиция и некоторые иностранные наблюдатели, опираясь на результаты своего мониторинга, поставили эту цифру под сомнение. И не удивительно — даже на избирательный участок, где голосовал сам президент Г. Алиев, пришли всего 18%, и выборы не состоялись. Выборы были аннулированы в 16 муниципалитетах ввиду отсутствия кворума, а в 60 муниципалитетах — ввиду допущенных в ходе голосования и при подсчете голосов нарушений закона. Однако по итогам выборов в Азербайджанской Республике было заявлено о сформировании 5[ городского, 8 районных (городских), 123 поселковых и 2409 сельских муниципалитетов.

Следует отметить еще два фактора, которые в рассматриваемый период оказывали влияние на внутриполитическую ситуацию. Одним из таких факторов является здоровье президента страны Гейдара Алиева, которому исполнилось уже 76 лет. Весной 1999 г. оно пошатнулось, и президент был вынужден выехать на лечение за границу.

В оппозиционной и независимой прессе началось открытое обсуждение ранее табуированного вопроса: кто бы мог заменить президента. Характерно, что при этом практически не рассматривались варианты, предлагаемые Конституцией, то есть исполнение обязанностей президента спикером парламента или премьер-министром. В качестве основных вариантов называлось замещение Г. Алиева его сыном Ильхамом либо одним из вторых лиц в иерархии возглавляемой им партии "Новый Азербайджан" (УАР). Спор, похоже, завершился в пользу первого варианта, когда на состоявшемся после выборов съезде правящей партии "Новый Азербайджан" (первом за 7 лет существования) И. Алиева избрали первым заместителем отца.

Другой фактор связан с возвращением в политику еще осенью 1997 г. бывшего спикера парламента страны Расула Гулиева. Будучи теневым куратором нефтеперерабатывающего бизнеса, полностью лояльным к властям, он, по данным прессы, скопил значительное состояние. В то время как его положение казалось незыблемым, он был неожиданно отправлен в отставку в 1996 г., выехал “для лечения" в США и там, став президентом Фонда за экологию и демократию, вскоре выступил с критикой в адрес президента Азербайджана. Гулиев оказался за пределами досягаемости правоохранительных органов и использовал кампанию гонений на его сторонников для создания собственного имиджа "демократа" и серьезной альтернативы Г. Алиеву. После вступления Р. Гулиева в радикально-оппозиционную Азербайджанскую Демократическую Партию (АDР) в нее в 1998-1999 гг. перешло около десятка депутатов, в результате чего АDР, не имевшая в момент избрания парламента в 1995 г. ни одного депутата, обладает сейчас наиболее крупной оппозиционной группой в Милли Меджлисе.

Таким образом, хотя в целом позиции правящей партии и ее лидера Г. Алиева устойчивы и имеют серьезную международную поддержку, в стране и за ее пределами сформировался оппозиционный лагерь, который активизируется в случае недееспособности главы государства. Исследования показывают, что, несмотря на растущее социальное расслоение, безработицу, воину и другие фоновые проблемы, возможное выступление оппозиции едва ли примет характер народной революции. Так, большинство респондентов считают многопартийность положительным явлением и необходимым элементом демократии. Однако у трети опрошенных она вызывает настороженное и недоверчивое отношение, так как "создает почву для непримиримых разногласий и конфликтов, усиления напряженности в обществе". Несомненно, это мнение — результат многолетнего радикального противостояния оппозиции и властеи, начиная с 1988 г. Участники опроса считают допустимыми в нынешних условиях такие методы и формы выражения своих социально-политических взглядов, как участие в выборах, выступления в СМИ, участие в переговорах, консультациях, санкционированные митинг, участие в общественно-политических объединениях, организациях, письма обращения в различные инстанции.

Крайне незначительна доля тех респондентов (около 2%), которые считают для себя приемлемым участие в несанкционированных митингах, пикетах. Методы,, которые избраны оппозицией в качестве одной из главныфх форм ее борьбы (участие в массовых выступлениях), имеет поддержку лишь меньшинства населения (около 12%).

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха

Прошедший год не внес ничего нового и существенного в официальную позицию сторон армяно-азербайджанского конФликта. Так, глава азербайджанского парламента М. Алескеров выступил на 93-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с изложением азербайджанской позиции, сводящейся к предложению высокого статуса автономии в составе Азербайджана. При этом подразумевается наличие вертикали в отношениях Баку с Ханкенди (Степанакертом), возвращение беженцев, сохранение контроля Баку над теми районами, которые предполагает аннексировать армянская сторона для "устранения анклавности" Карабаха.

На том же форуме президент Армении Р. Кочарян заявил, что Армения выступает за мирное урегулирование конфликта, поддерживает режим прекращения огня, действия и посредническую роль Минской группы ОБСЕ, прямые переговоры Баку с Нагорным Карабахом. Международному сообществу, отметил Кочарян, в решении конфликта следует прибегнуть к нестандартным методам, основа которых — принцип равноправия субъектов конфликта, исключение анклавности и международная гарантия безопасности населения Нагорного Карабаха.

ООН по-прежнему не вмешивалась в разрешение конфликта. Однако и ОБСЕ не имела в 1998-1999 гг. в этом успеха. В начале ноября 1998 г., после завершения выборов президента Азербайджана, сопредседатели Минской группы ОБСЕ в ходе своего визита в регион конфликта обнародовали свою новую инициативу, получившую название концепции "общего государства". Было разъяснено, что "общее государство" — когда две стороны составляют общее государство. Термин "общее государство” (common state) был применен в свое время в переговорах и соглашениях между Молдавией и Приднестровьем, тот же термин существует и в переговорах между Абхазией и Грузией". В то время как Армения и Нагорный Карабах высказались в поддержку нового плана ОБСЕ, власти Азербайджана после короткой паузы отказались от подобного подхода, расценивая его как поэтапный выход Карабаха из состава Азербайджана. Уже 4 декабря 1998 г., характеризуя отношение Азербайджана к последним предложениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в которых содержится концепция “общего государства", Гейдар Алиев заявил, что эти предложения можно считать "похороненными". По мнению президента, предложения сопредседателей направлены на фактическое предоставление независимости Нагорному Карабаху. Окончательный отказ от формулы “общего государства” был подтвержден в сентябре 1999 г. на встрече Г. Алиева с председателем ОБСЕ К. Воллебеком.

Периодические двусторонние встречи президентов Азербайджана и Армении в 1998-1999 гг. не добавили ничего нового, за исключение того, что армянская сторона все более настойчиво стала высказываться за прямой диалог Баку и Степанакерта. Последние двусторонние переговоры в Женеве (16 июля) и Нахичевани (11 октября 1999 г.) участники даже не стали комментировать, хотя сам факт встреч был расценен ими позитивно.

Некоторую активность в вопросе урегулирования Карабахского конфликта проявила Парламентская Ассамблея Совета Европы, пригласившая все стороны конфликта на специальные слушания. Однако ввиду разногласий по формату участия в слушаниях вместо совместной встречи состоялись две отдельные (в декабре 1998 г. ив мае 1999 г.), и инициатива не имела практического продолжения.

Определенные надежды связывались с состоявшимся в ноябре 1999 г. саммитом ОБСЕ в Стамбуле, на котором были приняты Хартия для новой Европы — документ по дальнейшему развитию систем безопасности Европы, а также адаптированный Договор об обычных Вооруженных Силах в Европе и адаптированный Венский документ о мерах доверия и безопасности. Однако на форуме проблема Нагорного Карабаха была упомянута лишь вскользь, а в кулуарах никаких армяно-азербайджанских соглашений заключено не было. События 27 октября 1999 г., когда террористы застрелили спикера парламента Армении, отодвинули очередную встречу двух президентов.

На фоне заявлений о независимости Нагорного Карабаха интересен комментарий пресс-службы президента Армении Р. Кочаряна к внутренней борьбе за власть в Карабахе: в случае возникновения войны Армения не сможет остаться в стороне. "Если возникнет необходимость вмешательства, оно не заставит себя ждать” — заявил Кочарян. Упоминание войны в этом контексте не случайно. Достигнутый в мае 1994 г. режим прекращения огня в отсутствие мирного соглашения является хрупким. На протяжении всего рассматриваемого периода, несмотря на проводимый Минской группой ОБСЕ мониторинг линии фронта, этот режим не раз нарушался. Наиболее массовые столкновения на линии фронта произошли 14 июня 1999 г., когда в результате атак и обстрелов с территории Карабаха потери понесли обе стороны. Перестрелки продолжались и в последующие несколько дней. Инцидент привел к обеспокоенным заявлениям Госдепартамента США, офиса генерального секретаря ООН, стал предметом обсуждения на Постоянном Совете ОБСЕ и причиной проведения кризис-мониторинга МГ ОБСЕ 26 июня 1999 г. Таким образом, тема возможного возобновления боевых действий продолжает оставаться актуальной.

В этой связи пристальное внимание как официального Баку, так и оппозиции привлекает вопрос о поставках оружия в Армению, военном аспекте ее сотрудничества с Россией, а также балансе сил. В 1998-99 гг. на территории Армении были размещены российские истребители и зенитно-ракетные комплексы. Начиная с июля 1999 г. Россия гарантировала защиту воздушного пространства над Арменией. Новые поставки вооружения в Армению побудили Баку обратиться к руководству РФ с призывом приостановить деиствия российско-армянского договора (29 августа 1997 г.) в части военно-технического сотрудничества до урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Однако укрепление дальнейшего военного сотрудничества России и Армении стало реальностью, в том числе за пределами собственно Армении. Например, на российском военном заводе в Тбилиси ремонтируют танки Армении, были зафиксированы попытки провоза через грузинско-армянскую границу крупных партии оружия связанные с российской военной базой в Ахалкалаки.

В мае 1999 г. разразился скандал, когда выяснилось, что при посредничестве России Китай поставил Армении 8 ракетных установок “Тайфун”. Недовольство ролью России, являющейся военным союзником Армении и одновременно посредником в мирных переговорах в рамках Минской Группы ОБСЕ, приняло в 1998-99 гг. определенные формы. Как заявил Г. Алиев на встрече с исполнительным секретаре»: СНГ Ю. Яровым, "военный союз России и Армении негативно сказывается на авторитете СНГ и вынуждает Азербайджан делать соответствующие выводы". В частности, это уже привело к демонстративным шагам Азербайджана в сторону сближения с НАТО. Особенно этот процесс усилился после включения Южного Кавказа, в том числе Азербайджана, в сферу ответственности НАТО 1 октября 1998 г. В течение рассматриваемого периода азербаиджанские военные активно участвовали в мероприятиях в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". В период Косовского кризиса Азербайджан занял еще более ясную позицию, послав на год в Косово взвод в составе турецкого (т. е. натовского) батальона, который к тому же оплачивается Гурцией.

Интересна и трансформация блока ГУУАМ, сформированного в 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой, к которым позже присоединился и Узбекистан. Сейчас эксперты блока прорабатывают детали соглашения о создании совместного миротворческого военного подразделения. 6-7 августа 1999г. в Украине состоялось заседание Совета министров обороны стран-членов ГУУАМ, которые присутствовали на торжественной церемонии открытия комплексных многонациональных учений в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира’. Министр иностранных дел России И. Иванов заявил: "Россия внимательно следит за развитием сотрудничества стран — участниц "пятерки" [ГУУАМ], и если эта организация примет вид военно-политического блока, Москва постарается сказать свое слово, т. к. между странами не должно быть закрытых тем”.

Интересную компоненту в развитие ситуации вносит военного сотрудничества между Грецией, Арменией и Ираном. (ГУУАМ рассматривается аналитиками именно как противовес этому блоку, прозванному в прессе ГАИ). Последним событием такого рода было подписание |8 октября 1999 г. армяно-греческого военного договора, предусматривающего совместные исследования, тренинг, учения и сотрудничество в области вооружении. Стороны подчеркнули, что “живут в условиях угрозы извне” и имеют "общий подход” к региональным проблемам и проблемам европейской безопасности. Безусловно, это приведет к нарушению баланса в регионе и вызовет соответствующие шаги со стороны соседей Армении (вероятно их дальнейшее сближение с Турцией).

Положение этнических меньшинств

В результате продолжающегося конфликта из-за Нагорного Карабаха возникли осложнения в положении армянского меньшинства. Положение тех армян, которые продолжают жить за пределами контролируемых армянскими вооруженными силами районов Азербайджана (по разным оценкам, их число в Баку достигает 30 тыс.), продолжает оставаться нестабильным. При отсутствии дискриминации на уровне государственной политики, на них сказывается ксенофобия правительственных чиновников. Из правозащитных кругов известно, что армяне испытывают проблемы в обеспечении работой, осуществлении имущественных прав, смене имен и т. п. Именно члены смешанных с армянами семей составляют в последнее время значительную часть искателей политического убежища в Европе. Для контраста можно отметить, что матери ряда высокопоставленных чиновников — этнические армянки ввиду своего высокого положения практически не подвергаются нападкам.

Отношения титульной нации с другими национальными меньшинствами в целом продолжают оставаться толерантными и без внешней провокации не представляют видимой угрозы нового этнического конфликта. Однако ряд этнических групп в результате общего ослабления социальной и правовой защиты испытывают серьезные проблемы.

Так, основной проблемой русского (и в целом славянского) меньшинства продолжают оставаться захваты квартир беженцами и криминальными элементами и другие преступления, связанные с их недвижимостью. Многие славяне оказались уязвимой группой населения ввиду маргинализации, отсутствия связей в органах власти и родственников в пределах страны. В 1998 г. состоялся отмеченный особым вниманием руководства страны первый съезд Русской Общины Азербайджана (РОА), созданной пять лет назад и возглавляемой депутатом парламента, членом руководства правящей партии Михаилом Забелиным. По его данным, в результате агрессии Армении и политической нестабильности в стране в 1990-1993 гг. 120-150 тыс. русских покинули страну, в то время как после прихода Г. Алиева к власти АР покинули всего 50 тыс. Он заявил, что эмиграция русских составляет 5-6 тыс. человек в год, в основном это молодежь и специалисты, и что только в нынешнем году 200 лиц русской национальности переехали в Азербайджан и купили здесь квартиры. Однако приведенная цифра эмигрантов в Россию отражает лишь количество получивших гражданство непосредственно в посольстве РФ в Баку и реально может быть выше.

В стране свободно действует ряд общественных организаций, объединяющих русскоязычных граждан. На русском языке выходят газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, причем не только на государственных, но и на частных каналах. Молодежь имеет возможность получать образование на родном языке, причем, в отличие от других меньшинств, не только начальное, но среднее и высшее.

Вместе с эмиграцией евреев уменьшается и без того небольшое количество жалоб на их притеснения. Защите еврейского меньшинства способствуют не только неплохие отношения Азербайджана с Израилем, но и то, что в настоящее время в Азербайджане активно действуют религиозные общества европейских, грузинских и горских евреев, не говоря уже о местных офисах международных еврейских организаций.

Одной из тем, поднятых оппозицией в ходе предвыборной кампании 1998 г. и обсуждаемой в настоящее время, является тема курдского терроризма и возможной подпольной деятельности в Азербайджане Курдской Рабочей Партии (ПКК). Свой вклад в споры об активизации ПКК внес и ее лидер Абдулла Оджалан, заявив на суде в мае 1999 г., что ИКК имеет представительство в Азербайджане и у него есть тайные сторонники среди государственных чиновников страны. Власти опровергли это заявление, отметив, тем не менее, что "ежегодно в Азербайджан на учебу приходят сотни турецких студентов, и не исключено, что некоторые из них могли быть под влиянием ПКК” и что "отдельные люди" в Азербайджане могут испытывать "симпатии" к Оджалану. И действительно, в апреле 1999 г. сотрудники МНБ задержали на частной квартире в Баку 32 курда, заявив, что это было конспиративное собрание, и обсуждались на нем вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности в Азербайджане ПКК (однако почти все задержанные были вскоре освобождены). На этом фоне достаточно широкий резонанс получил еще не завершившийся суд над экс-кандидатом в президенты, главой Ассоциации жертв политических репрессий А. Мехтиевым. Его заявление о том, что нынешний президент по национальности не азербайджанец, а курд привело к иску ближайших родственников президента по трем статьям Уголовного Кодекса: клевета, оскорбление, оскорбление или клевета в отношении президента. Суд принял к производству абсурдное дело, в котором предположение о курдском происхождении расценивается как оскорбление чести и достоинства.

В числе тревожных новостей из Дагестана пресса Азербайджана всегда особо выделяет активизацию Лезгинского национального движения (ЛНД) "Садвал”. Ранее это движение, выступающее за создание лезгинского государства "Лезгистан" за счет компактно населенных лезгинами областей Южного Дагестана и Северного Азербайджана, проявляло активность в Азербайджане и даже, по данным правоохранительных органов, было причастно к актам террора в Баку и на Российской границе. В 1998-1999 гг. оно проявляло видимую активность лишь в Дагестане, требуя объявить в регионе референдум с целью создания национального лезгинского Дербентского автономного округа с дальнейшим его вхождением в состав Российской Федерации. В Дагестане было распространено заявление о создании “Республики Лезгистан”.

Более умеренный и авторитетный лидер "Садвала" Р. Ашуралиев заявил, что выступления за государственное переустройство Дагестана направлены против лезгинского народа. По его мнению, “Садвал" должен добиваться создания свободной экономической зоны в местах компактного проживания лезгин (Южный Дагестан и северные районы Азербайджана). Кроме того, надо подписать соглашения между Россией и Азербайджаном о сотрудничестве в приграничных районах, обеспечении прозрачности границы, установлении максимально упрощенного передвижения граждан и транспорта, разрешении проблемы двойного гражданства России и Азербайджана, а также создании таможенного союза.

В Азербайджане информация об активизации ЛНД была воспринята поразному. Если официальные власти ее почти проигнорировали, то оппозиция выразила обеспокоенность. В целом преобладало мнение о том, что определенные силы хотят поставить под угрозу маршрут экспортного нефтепровода Баку-Новороссийск, а также рассорить Россию и Азербайджан. В отличие от ситуации 1992-1994 гг., оппозиция уже не считала активизацию лезгинского сепаратизма в регионе играми Москвы и была едина в мнении, что это не может быть выгодно российскому руководству.

Другие национальные меньшинства не имели подобных проблем, а положение некоторых из них даже улучшилось. Так, в июне 1999 г. состоялась учредительная конференция общественной организации "Грузинская община в Азербайджане" во главе с членом Конституционного суда Азербайджана Р. Гваладзе. Придание грузинской общине официального статуса рассматривается как проявление углубления дружеских взаимоотношений азербайджанского и грузинского народов. В планах новой организации — создание в Баку центра грузинской культуры, в ближайшее время начнут действовать комиссии по образованию. С сентября 1999 г. в двух бакинских школах изучается грузинский язык.

Толерантность в межэтнических отношениях подтверждается данными проведенного социологического исследования. Опрос показал, что межнациональные отношения расцениваются большинством респондентов (73%) как "нормальные", "спокойные". 17% опрошенных воспринимают эти отношения как “дружелюбные”, “доброжелательные”, "взаимоуважительные’. Весьма небольшая часть опрошенных полагает, что эти отношения основаны на “взаимном недоверии” (5%) или же носят "конкурентный", характер (4%). И лишь 1% принявших участие в опросе указал на “конфликтный”, "напряженный" характер этих отношений.

Положение религиозных меньшинств.

В целом в стране созданы условия для достаточно свободной деятельности различных религиозных групп. В общей сложности в Азербайджане действуют более 700 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных общин. Из христианских общин традиционно выделяются русские православные. В конце декабря 1998 г. была образована новая Бакинская Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви на территории Азербайджана, Дагестана и Чечни. Уже 17 января в Баку прибыл новый епископ — архимандрит Александр, благочинный православных церквей в Азербайджане, настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы. В Баку действуют три еврейские общины, одна из которых — грузинских евреев была зарегистрирована в 1998 г. Значительная по численности община горских евреев действует на севере республики, в Губинском районе.

Однако на фоне относительно благоприятного положения “традиционных” религий — ислама, православного христианства и иудаизма конституционные положения о свободе религии в 1998-1999 гг. неоднократно нарушались в отношении “сектантов” или ‘нетрадиционных” для региона религий (например, протестантизма). Обычная практика — отказ их общинам в регистрации ("Свидетели Иеговы", "Слово Жизни’, “Животворящая благодать” и др.), причем часто без указания каких-либо причин. Это дает возможность полиции разгонять собрания верующих и штрафовать их участников, используя положение Кодекса об административных правонарушениях о запрете деятельности официально не зарегистрированных общин. Велась борьба и с иностранными миссионерами — как христианскими, так и исламскими. К ним применяются административные меры (высылка из страны), узаконенные после того, как в конце 1996 г. в закон "О свободе религии’ и "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" были внесены поправки, запрещающие в стране религиозную деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства. За последние годы из страны были выдворены десятки иностранцев, чаще всего без какого-либо сообщения в прессе. Так, в августе 1998 г. из страны были выдворены 8 исламских миссионеров ("ваххабитов"). В мае 1998 г. — июле 1999 г. высылке подверглись 4 российских миссионера из числа Свидетелей Иеговы. В сентябре 1999 г. после разгона собрания баптистов также были высланы несколько иностранцев, относящихся к этой конфессии. Многие секты, чтобы избежать гонений, готовят руководящие кадры из местных граждан. Однако и местные граждане — приверженцы незарегистрированных “сект” также подвергались в 1998—1999 гг. различным административным — преследованиям: имели место разгоны религиозных молитвенных собрании, приводы их участников в полицию, штрафы. Особенно активно преследовали "свидетелей Иеговы", документы для регистрации общины которых, поданные в Министерство юстиции еще в 1996 г., до сих пор не рассмотрены. Так, в апреле 1999 г. одновременно в нескольких районах Баку были разогнаны молитвенные собрания, а десятки человек были оштрафованы. В конце августа 1999 г. неправительственный телеканал "Спейс" продемонстрировал откровенно враждебный к “сектантам" фильм, подготовленный совместно с Министерствсм национальной безопасности. После этого шесть свидетелей Иеговы" — от операторов котельной и машинисток до инженера завода. Возможно, что упомянутый фильм повлиял и на действия полиции, разогнавшей молитвенное собрание баптистов 5 середине сентября 1999 г., когда до 50 человек были задержаны и потребовалось вмешательство иностранных дипломатов для их освобождения.

На фоне гонений на "антиисламские" группы активизировалась деятельность Исламской партии Азербайджана (ИПА), находившейся в кризисе после ареста в 1996 г. и осуждения ряда ее лидеров за шпионаж в пользу Ирана. В октябре 1998 г. в Баку состоялся ее первый за последние 6 лет съезд. Председатель Временного Верховного Совета ИПА Гаджи Мехди Шамилли выразил протест против проведения конкурсов красоты, расширяющейся деятельности христианских миссионеров и создания широких связей с христианскими странами, невозможности для женщин сниматься на паспорт в головном уборе. В июне-сентябре 1999 г. в Баку с переменным успехом проходил беспрецедентный для Азербайджана судебный процесс по иску, выдвинутому девятью женщинами-мусульманками против Отдела виз и регистраций (ОВИР) МВД. ОВИР отказывается принимать для регистрации фотографии с покрытой головой. Дважды иск женщин удовлетворялся районным и городским судами, но в конце концов Верховный Суд высказался в пользу ОВИР.

В конце 1999 г. дискуссии вокруг принятия Азербайджана в Совет Европы внесли значительные коррективы в религиозную политику властей. Так, в ноябре 1999 г. президент помиловал всех четырех осужденных лидеров ИПА. Были пресечены попытки лишить их офиса. В начале ноября были восстановлены на работе уволенные “Свидетели Иеговы", а 29 декабря их община была официально зарегистрирована Минюстом.

Исследование толерантности показало, что положительное или нейтральное отношение к свободе вероисповедания превалирует в общественном сознании: в пользу его высказались 70% неверующих и 56% верующих респондентов. Однако, как и в случае с межнациональными отношениями, это касается теоретической ситуации. Если же кто-то из членов семьи или близких родственников респондента решит исповедовать другую религию, то отнесутся к этому факту "критически, непримиримо" - 47%, "нейтрально" — 28%, "с пониманием" — 23%. Очевидно, что респонденты не хотели бы вставать перед конкретным выбором своего отношения к иноверцам. Проведенный Т. Фарадовым контент-анализ прессы показывает, что в СМИ также доминирует оценка религиозных взаимоотношений в стране как толерантных (56%).

О достаточно высоком потенциале религиозной терпимости населения Азербайджана свидетельствует то, что практически все дискриминационные акты против “нетрадиционных” религиозных меньшинств проводятся не по инициативе граждан, а государственными органами или под их давлением. Впрочем, в случае проведения в стране массовых мероприятий против "нетрадиционных" религиозных общин, к чему общество уже подготовлено опытом десятилетий советских антирелигиозных кампаний и попытками описания карабахской проблемы рядом средств массовой информации как межрелигиозного конфликта, многие из граждан могут изменить своей толерантности в этом вопросе.

Положение беженцев

Продолжается разработка законодательной базы для управления миграцией. Весной 1999 г. на рассмотрение Милли Меджлиса были представлены "О выдаче преступников (экстрадиция)" и "О социальной защите вынужденных переселенцев". Они еще окончательно не приняты парламентом. В области оказания гуманитарной помощи ‘беженцам продолжали сохраняться в силе экономические санкции, наложенные в 1992г. на Азербайджан Конгрессом США поправкой 907 к Акту Поддержки Свободы. Несколько попыток смягчить запрет на оказание прямой правительственной помощи, предпринятых в 1998-1999 г. Азербайджаном и поддерживающими его кругами в США. успеха не имели. Постоянные слухи о хищениях гуманитарной помощи государственными чиновниками привели к созданию специальной проверочной комиссии. По результатам ее работы весной 1999 г. были уволены председатель Государственного Комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев, председатель Государственной комиссии по иностранной гуманитарной и технической помощи, министр финансов. Председателем Госкомбеженцев по совместительству стал вице-премьер А. Гасанов, что показывает степень внимания властей к этой проблеме. Другим следствием, хотя, может быть, и не прямым, этой истории стала тенденция к замене гуманитарной помощи беженцам программами развития, впервые озвученная в мае 1999 г на совместной конференции правительства ООН и Всемирного Банка. 6 июня 1999г. Совету директоров Всемирного банка (ВБ) был представлен на рассмотрение соответствующий инвестиционный проект на сумму $10 млн. в рамках Программы разрешения проблем беженцев в Азербайджане.

Несмотря на сильное давление на Грузию Совета Европы, фактически не сдвинулась с места репатриация турок-месхетинцев. В ходе процедуры принятия Грузии в Совет Европы в 1999 г делегация Грузии смогла убедить секретариат этой организации в необходимости продления процесса возвращения турок-месхетинцев до 12 лет (первоначально на это отводилось 5 лет). В Азербайджане, ожидая репатриации в Грузию. по разным данным, проживают 30-60 тыс. турок-месхетинцев.

В 1998-1999 гг. продолжались выдачи азербайджанских политэмигрантов из стран СНГ, в основном из России. Процедура экстрадиции была предельно упрощена после отмены смертной казни — после вступления России в Совет Европы Азербайджан должен был доказывать прокуратуре России, что к выдаваемым преступникам не будет применена высшая мера наказания. В ноябре 1998 г. развернулась дискуссия о возможности такой же упрощенной экстрадиции в Иран обосновавшихся в Азербаиджане противников иранского режима ввиду заключения двусторонних соглашений между Минюстами Ирана и Азербайджана о правовой помощи, о выдаче преступников, о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания.

В целом в конце 1998-1999 г. изменения в области проблем миграции коснулись в основном лишь кадров и законодательных рамок, в то время как социальное положение беженцев заметным образом не менялось. Можно предположить, что падение объемов гуманитарной помощи в связи с событиями в Косово и с усталостью доноров приведут к постепенной переориентации иностранной помощи в сторону поддержки программ развития, в первую очередь, создания источников дохода.

Сценарии возможных конфликтов

Анализ ситуации в Азербайджане показывает, что стабильность положения в стране основана на авторитарной системе правления. Она может быть дестабилизирована в отсутствие харизматической фигуры лидера страны или при условии поддержки извне. Рассмотрим несколько вариантов развития ситуации.

1. Внутриполитический конфликт в результате борьбы за власть в случае вакуума власти. Президент Г. Алиев, несмотря на преклонный возраст и ухудшающееся здоровье, не имеет официального преемника. У его партии "Новый Азербайджан" нет безусловных лидеров, а сын президента, ставший его первым заместителем в партии, до последнего времени не принимал никакого участия в политике. С другой стороны, не имеет единого лидера и раздираемая внутренними противоречиями оппозиция. История подобных ситуаций в Азербайджане показывает, что в этих условиях отсутствие лидера страны может вызвать кризис власти с применением силовых методов борьбы. Не исключено, что внутренняя нестабильность в стране спровоцирует обострение ситуации на фронте, как это неоднократно бывало в прошлом. Двое из видных оппозиционных деятелей живут в эмиграции: экс-спикер Р. Гулиев - в США и экс-президент А. Муталлибов - в России. Третий центр оппозиции старается создать в Иране один из организаторов попытки государственного переворота в марте 1995г. М. Джавадов. Поэтому не исключено, что в события вмешаются супердержавы.

2. Внешнее вмешательство. Последние события в Чечне и Дагестане и заявления ряда официальных лиц России не исключают варианта вторжения в Азербайджан российских войск под предлогом поиска чеченских боевиков и прекращения беспорядков. Похожий сценарий был использован в январе 1990 г. при вводе советских войск в Баку. В этом контексте в Азербайджане с беспокойством воспринимают заявление председателя Госдумы Г. Селезнева о заинтересованности Азербайджана и Грузии в дестабилизации ситуации в регионе и слова директора Федеральной Пограничной службы России К. Тоцкого о том, что на ряде участков российско-азербайджанской границы пограничники г пошли на усиленный вариант несения служоы "для пресечения попыток переброски через границу оружия и боеприпасов . Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства Обороны РФ Л. Ивашов в одном из СВОИХ выступлении заявил, что через территории сопредельных государств, в частности Азербайджана, в Россию поступают оружие, боеприпасы и финансовые соедства, а также проникают боевики для совершения террористических -дтов. По словам президента Ассамблеи народов России Р. Абдулатипова, "пограничные с Дагестаном государства — Грузия и Азербайджан, не защищены от проникновения бандитов из этои северокавказской республики". Наиболее серьезным является заявление — замминистра внутренних дел России И. Зубова о том, что ‘на территории Турции формируются отряды наемников для последующей переправки в Чечню через Азербайджан". По его мнению, тактика бесконтактной борьбы с исламскими экстремистами оптимальна, хотя Москва и “не планирует" проведение специальных операции по физическому уничтожению лидеров боевиков. Это предполагает, что в какой-то момент Россия может пойти на ‘оптимальный вариант" и начать проведение операций на территории страны, где, по мнению официальной Москвы, могут находиться боевики.

3. Возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе. Отсутствие какого-либо прогресса в мирных переговорах по Нагорному Карабаху укрепляет позиции сторонников силового решения карабахской проблемы. Едва ли случайно, что именно сейчас, после 5 лет перемирия, со стороны азербайджанской оппозиции впервые зазвучали призывы к партизанской войне, маршу на Карабах, освобождению Карабаха путем мобилизации иранских азербайджанцев и т. п. Неблагоприятное развитие обстановки на фронте, как это уже было в марте 1992 г. и июне 1993 г., на фоне деморализации властей могло бы дать оппозиции шанс для вооруженного захвата власти. Однако, в отличие от ситуации 1992-1994 гг., военный договор Армении с Россией, наличие общей системы противовоздушной обороны, российской военной базы на территории Армении и т. п. будет означать более тесную вовлеченность России в конфликт, чем раньше. Соответственно, Армения пойдет на возобновление боевых действии лишь при наличии соответствующей договоренности с Москвой.

4. Внутриполитический конфликт в результате массовых депортаций азербайджанцев из России. Массовые депортации азербайджанцев из России могут серьезно пошатнуть экономическое положение широких слоев населения и политизировать его. В этом случае правящая элита, не имея прогресса ни в экономической, ни в социальной, ни в военной областях, столкнется с резкой активизацией оппозиции. При этом, в зависимости от внешних факторов, исход азербайджанцев из России может вызвать как пророссийское движение, обвиняющее Баку в ухудшении отношений с Россией, так и антироссийское, обвиняющее Москву в дискриминации азербайджанцев. Власти, как и во всех предыдущих политических кризисах, почти неизбежно применят силовые методы борьбы со своими противниками. Не исключено, что это произойдет на фоне игры на разногласиях пророссийской и антироссийской оппозиции, как это было в 1993-1994 гг. Некоторые шаги в сторону сотрудничества с НАТО были положительно восприняты радикальной оппозицией, что дает повод считать, что возможна консолидация этой части оппозиции с Г. Алиевым перед лицом опасности пророссийского государственного переворота.

Для того чтобы стабильность в стране стала необратимой, необходимо обеспечить постепенный переход от существующей авторитарной системы к демократической. В частности, необходимо предусмотреть реальное разделение властей и конституционный механизм осуществления смены власти в кризисных ситуациях. В таком случае большинство конфликтов между властями и оппозицией будут разрешаться в судебном порядке, будет устранено лоббирование конфликтогенных решений парламента со стороны исполнительных властей, а неожиданный вакуум власти не приведет к конфликтной ситуации Необходимо также уделить внимание развитию неправительственного сектора, которое сейчас тормозится на уровне законодательства и практики регистрации и налогообложения.

При данной ситуации обеспечить такой переход максимально безболезненно невозможно без поддержки авторитетных международных организаций, например, ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Это сотрудничество уже начато, но пока носит формальный характер. К нему необходимо активнее привлекать неправительственный сектор и представителей оппозиции, которые были бы полезны в выработке конкретных рекомендации правительству и могли бы помочь с проведением эффективного мониторинга выполнения рекомендации.

Эльдар Зейналов.

Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (Институт этнологии и антропологии РАН). «Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах». - Ежегодный доклад 1999. - М.: 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.