вторник, 15 октября 2019 г.

Женщине не позволили назвать сына так, как она хотела. Дело дошло до Европейского суда

15 ОКТЯБРЬ 2019, 10:35

Заявления Терминологической комиссии при Кабинете министров Азербайджана по поводу имен новорожденных детей не раз возмущали общество. Но родителей, которые готовы были пойти до конца и отстоять выбранное для своего ребенка имя, не находилось. Накануне же стало известно, что в Европейский суд по правам человека подана жалоба, коммуницированная как «Лейла Исмаилзаде против Азербайджана». Женщине не позволили назвать сына именем исторического персонажа, деятеля Ислама – Əbülfəzlabbas (Абуль-Фадль Аббас ибн Али). Он является одним из шехидов Кербелы, сподвижников имама Хусейна, убитых в день Ашура. К слову,  в Азербайджане отмечается День Ашуры. Ежегодно в мечетях, функционирующих на территории страны, проходят соответствующие церемонии, в том числе акции по сдаче крови.

Отметим, что в сентябре Терминологическая комиссия отклонила 22 обращения. Заместитель председателя Терминологической комиссии при Кабинете министров, профессор Саялы Садыгова перечислила часть из них. Вроде бы имена Саида и Софа не звучат очень странно и не являются оскорбительными. Также как имена Аделя, Амелия и Альфина. На них комиссия установила запрет еще в июле. И это далеко не полный перечень имен.  При этом С.Садыгова считает такие имена как Шахеддин, Найур, Уйгуне, Нуррух, Тамер, Аиза вполне уместными.

«Я понял бы причину установления запрета, когда речь идет об именах, унижающих достоинство или оскорбительных. Но в этом случае речь идет об исторической личности. Для религиозных азербайджанцев и иранцев – это очень известный персонаж. С его именем связана очень достойная и грустная легенда».

Об этом Media.Az сказал глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. 

По его словам, Абуль-Фадль Аббас ибн Али - один из шехидов Кербелы, сподвижников имама Хусейна, убитых в день Ашура. История гласит, что люди из лагеря имама Хусейна были полностью отрезаны от источника воды. Вода в лагере имама Хусейна полностью закончилась, однако противники отказывались напоить даже детей. Абул-ль-Фадл Аббас совершил прорыв к реке Евфрат и наполнил бурдюк водой. Однако Аббас был тут же атакован язидовским войском, и обе его руки были отрублены. Тогда он попытался донести бурдюк, сжав его в зубах, однако в него выпустили стрелу, бурдюк пробился, а вода вытекла. Абу-ль-Фадль Аббас умер в день Ашура, тогда как другие сподвижники имама Хусейна и он сам были убиты в сражении при Кербеле.

«Это известный персонаж, его имя не несет негативного смысла, не является оскорбительным или смешным. Поэтому не разрешать родителям назвать им ребенка совершенно несправедливо и не имеет никаких причин. Этот человек погиб в День Ашуры, который, кстати, в Азербайджане отмечают», - отметил Э.Зейналов. 

Правозащитник сказал, что, скорее всего, представители комиссии даже не знают о происхождении этого имени, хотя достаточно его вбить в интернет-поисковиках. Глупее выглядит список имен, которые они разрешают, запрещая такие имена, как Саида или Аделя. 

Эльдар Зейналов отметил, что все судебные инстанции в Азербайджане поддержали запрет Терминологической комиссии назвать ребенка вышеуказанным именем. После чего женщина подала жалобу в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ, который, конечно же, встанет на сторону жалобщицы. 

«Я думаю, наши власти закончат дело мировым соглашением. В противном случае, Азербайджан будет выглядеть с крайне негативной стороны, особенно с точки зрения политики мультикультурализма, о которой мы везде говорим. Если же все-таки наши власти не пойдут на мировую, то, конечно, Евросуд поддержит жалобщика и появится прецедент, которым смогут использовать другие родители, не согласные с решением Терминологической комиссии», - сказал Э.Зейналов. 

По его словам, в идеале призывы Терминологической комиссии должны носить лишь рекомендательный характер: «На мой взгляд, запрещать называть ребенка тем или иным именем является нарушением права на уважение частной и семейной жизни, которое гарантируется не только Конституцией, но и статьей 8 Европейской Конвенции по правам человека. Это право может быть нарушено лишь в чрезвычайных случаях: в интересах национальной безопасности и общественного порядка, для охраны нравственности и т.п.». 

Эльдар Зейналов отметил, что налицо явное самоуправство чиновников, нарушающее ряд положений Конституции Азербайджана. «Статья 17 Конституции Азербайджанской Республики возлагает заботу о детях (а она подразумевает и дачу им имени) на родителей. При этом имя дается свободно, так как ни одна норма закона АР не предусматривает принуждения в этом вопросе. В каких-то случаях оно может отражать национальную принадлежность, на которую запрещено покушаться (статья 44), нормы родного (но не азербайджанского) языка данной семьи, которым разрешает пользоваться Конституция (статья 45), принадлежность к определенным вероисповеданию и религии, что относится к свободе совести (статья 48), традиции родителей — иностранцев и лиц без гражданства (статье 69) и т.д. Что касается органов власти, то их долгом является соблюдать защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции (статья 71).

«Отмечу также, что по закону, у посторонних лиц разрешения дать то или иное имя ребенку не спрашивают. Что касается самого ребенка, то, получая удостоверение личности в 16 лет, он может выбрать себе другое имя, а также выбрать себе национальность того или иного родителя. Тем самым, закон подстраховывает ребенка от возможного нарушения его прав родителями», - резюмировал Э.Зейналов. 

Джамиля Алекперова

Media.az

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.