17 окт. 2019 16:08
Высокий процент рецидива среди осужденных отметил директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
Как заявил Oxu.Az правозащитник, около 60% осужденных - это лица, которые имеют две или более судимостей.
По его словам, десять лет назад ситуация с рецидивом преступлений была аналогичной, в целом ничего не изменилось.
"Раньше официальные лица называли цифру в 65%. Мы имеем дело с высоким процентом рецидива. В советское время этот показатель составлял 30%. Люди возвращаются в тюрьму, потому что за колючей проволокой не надо заботиться о питании, медицинском обслуживании. Кроме того, криминальные элементы среди своих имеют определенный статус", - сказал он.
Для сравнения отметим, что согласно официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, из 673 тысяч осужденных 85% - это люди, которые имели две судимости и более. Об этом журналистам сообщил первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый. Он связал это с тем, что нет достаточной постпенитенциарной реабилитации: "Осужденного никто не ждет на воле, он не видит себя там".
Э.Зейналов же заявил, что только одна треть осужденных перевоспитывается.
"В чем заключается проблема рецидива? Многие предпочитают попасть в тюрьму или бегать с риском от полиции, чем жить нормальной жизнью. Это - люди, которые привыкли к паразитическому образу жизни. В тюрьме их бесплатно кормили три раза в день, лечили также бесплатно, они не работали. А на свободе они должны работать, зарабатывать себе на жизнь. Здесь неизбежно произойдет психологический перелом. Во многих случаях ранее судимые осознанно идут на повторное преступление, потому что не видят для себя иного выхода. А еще потому что так проще, ведь нормальное общество не принимает их, да и сами они не горят желанием работать", - объясняет правозащитник.
В пенитенциарных учреждениях осужденные десоциализируются из-за отсутствия производства. В настоящее время в Пенитенциарной службе прямо заявляют, что отсутствие производства в местах лишения свободы является одной из главных проблем.
"В советское время в исправительно-трудовых учреждениях осужденные работали и даже посылали деньги домой. Осужденный сидел за решеткой, но не сидел на шее своей семьи. В советской России чуть ли не каждый четвертый мужчина отбывал срок, но процент рецидива был низким, потому что осужденные устраивались на работу. В Азербайджане такой практики уже нет. В результате к 2008 году в отечественной пенитенциарной системе в 300 раз упало производство. Наши тюрьмы делают осужденных социальными иждивенцами, а процент работающих очень невелик. Я видел один станок на всю колонию, и заключенные работают на нем ради положительной характеристики", - отметил Э.Зейналов.
В свою очередь, координатор Общественного совета при Министерстве юстиции Азербайджана Саадат Бананярлы в беседе с Oxu.Az отметила, что статданные по рецидиву немного изменились и снизились до 50% - это благодаря гуманизации системы наказаний.
Распоряжение "Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества" Президент Ильхам Алиев подписал 10 февраля 2017 года.
Согласно закону, одним из видов альтернативного наказания является ограничение свободы: статья 52-1 Уголовного кодекса АР должна применяться к менее тяжким экономическим преступлениям, не представляющим большой общественной угрозы.
Отмечено, что рост динамики лишения свободы за данные преступления приводит к увеличению числа осужденных и перегруженности пенитенциарных учреждений. Поэтому при исполнении наказаний и применении мер пресечения рекомендовано применять электронные средства надзора. Кроме того, рекомендовано расширить применение альтернативных видов наказания и иных мер.
По словам С.Бананярлы, рецидивы в основном наблюдаются по кражам, мошенничествам и преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Э.Зейналов же отметил, что имущественные преступления составляют больше половины всех противоправных деяний.
В одном из недавних интервью член комитета по вопросам безопасности и обороны Милли Меджлиса Захид Орудж коснулся вопроса производства на так называемой "зоне" и отметил, что содержание одного заключенного в год обходится государству в 7,2 тысячи манатов (по 20 манатов в день).
"Это очень значительная нагрузка на бюджет, средства которого могли бы использоваться более продуктивно. С этой точки зрения необходимо сделать так, чтобы заключенный мог нормально жить и работать, приносить пользу обществу и государству", - сказал он.
Э.Зейналов, соглашаясь со словами депутата, выразил уверенность, что в Азербайджане можно добиться 30% рецидива, если правильно поставить воспитательную работу в пенитенциарной системе.
Он отметил, что как-то спрашивал начальника одной бакинской колонии о том, в чем он видит свою задачу. Так начальник ответил, что у него "камера хранения" и его задача вернуть заключенного живыми здоровым в общество. То есть воспитание не является первостепенной задачей. А изоляция - это не воспитание.
Рамелла Ибрагимхалилова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.