пятница, 25 октября 2019 г.

О продбезопасности (выдержки из статьи)

Еда вкусная и полезная
Как обстоят дела с качеством продуктов питания в стране? 
Дата: 25.10.2019 | Час: 18:55:00

...Агентство продбезопасности - это государственная структура в составе Кабинета министров Азербайджанской Республики, созданная в 2017 году с целью обеспечения нормативного регламентирования безопасности в сфере продовольствия. Им уже проделана большая работа, но еще многое предстоит.

Глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов считает, что положение с продовольственной безопасностью в Азербайджане не критическое, однако некоторые вопросы к ней все-таки есть. Во всяком случае, недавно здесь побывала Хилал Элвер - специальный докладчик ООН по праву на питание, которая встретилась с группой НПО.

- В последние годы в СМИ нередко мелькает термин «продовольственная безопасность», а в 2017 году появилось новое государственное агентство, которое занимается этой проблемой. Немало людей понимает этот шаг правительства как меру защиты здоровья потребителей, чуть ли не как слежку за качеством донеров или барьер на пути генномодифицированных продуктов, - говорит Э.Зейналов. - Но продовольственная безопасность помимо обеспечения населения безопасной и качественной едой затрагивает более широкий круг проблем.

Например, речь идет о принятии в стране международных норм и стандартов, повышении конкурентоспособности и экспортного потенциала местных производителей, усилении контроля над удобрениями и другой сельскохозяйственной химией, использовании положительного зарубежного опыта, обеспечении здоровой среды для бизнеса в области производства продовольствия, проведении научных разработок.

В апреле нынешнего года принята уже четвертая Госпрограмма по продовольственной безопасности на 2019-2025 гг. Первая была принята в 2001 году. Новая программа включает 12 направлений работы, а план мероприятий - 70 пунктов.

- Но интересно, что госпрограмма не особо ориентирована на сотрудничество с НПО. Правда, среди мероприятий по совершенствованию механизмов общественного контроля в области продбезопасности указано сотрудничество агентства с Советом по господдержке НПО. Но данный совет является государственной структурой, которая, согласно положению, не руководит НПО, а лишь финансово их поддерживает. Прямое сотрудничество с НПО, как это требуется принятым в 2013 году законом «Об общественном участии», предусмотрено лишь в одном из 70 пунктов - в части мероприятий по созданию механизма контроля над здоровьем бесхозных животных, - констатирует эксперт.

Э.Зейналов отметил, что государственная статистика не имеет отдельного раздела по продбезопасности. Но другие разделы, относящиеся к сельскому хозяйству, нуждаются в тщательном анализе.

Он привел некоторые статистические данные, согласно которым за декаду в 2018 году количество фермерских хозяйств по Азербайджану сократилось втрое (с 2613 до 907). В Шеки-Загатальском регионе число ферм уменьшилось в 15 раз (с 451 до 29), в Губа-Хачмазском - в пять (со 194 до 37), в Баку - вчетверо (с 4 до 1), в НАР - в 13 раз (со 149 до 11). В некоторых районах фермы вообще исчезли: в Гейгеле, где в 2008 году было 34 фермы, в Габале (23), в Астаре (29), Билясуваре (194), Хачмазе (122), Агдаше (3), Уджаре (79) в 2018 году не осталось ни одной. По его мнению, причины должны разбираться и изучаться.

Эксперт рассказал и о том, что в Азербайджане образовался дефицит некоторых продуктов, которые когда-то производились в избытке. Например, не хватает и импортируется из-за границы 17,3% потребляемого мяса, 13,7% молока, 28,9% сливочного масла, 12,2% рыбы, 7,5% картофеля.

Доходность производства винограда снизилась с 2005 года почти в 30 раз (со 180% до 6,2%), зато она резко выросла в отношении табака (37,7% и 87,7%, а в иные годы доходила до 180%). Доходность хлопка, к росту производства которого неоднократно призывал наш Президент, осталась на прежнем уровне (26,3% и 27,2%), хотя это ходовой товар, который, например, в Узбекистане составляет чуть ли не главную статью госбюджета.

Э.Зейналов отметил, что ПЦА неоднократно высказывал идею реструктуризации пенитенциарной системы с размещением в регионах колоний с агрокультурным профилем.

- Дешевизна рабочей силы позволила бы создать рентабельные фермы и восстановить производство сельскохозяйственных культур, дать заключенным заработок, пополнить бюджет пенитенциарной системы и снабжать ее собственными продуктами. Немаловажно, особенно в свете решения Кабинета министров от 17 мая нынешнего года о профессиональном образовании в колониях, что заключенные из районов смогли бы получить образование сельскохозяйственного профиля, что помогло бы их реинтеграции после освобождения и повысило общий уровень ведения сельского хозяйства, - считает он.

В этом случае, правда, говорит эксперт, могут возникнуть спекуляции насчет «подневольного труда», однако это совершенно не так. Статья 4-3а Европейской конвенции по правам человека не считает подневольным и рабским трудом «всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении... или условно освобожденное от такого заключения». В отечественном законодательстве, согласно ст.8.2.3 Кодекса по исполнению наказания, общественно-полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

Отметим, что продовольственная безопасность - неизменная составляющая государственной безопасности, и этому вопросу должно уделяться особое внимание.

Елена АСТРАЛЕВА

http://kaspiy.az/news.php?id=113136

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.