воскресенье, 30 июня 2019 г.
В Азербайджане наказания европеизированные, стандарты советские - эксперт
Некоторые лица намеренно притворяются гомосексуалами
суббота, 29 июня 2019 г.
У сильного всегда бессильный виноват?
29 июня 2019 | 13:58
По мнению психологов, человек должен менять работу хотя бы раз в пятилетку. Смена места, новые впечатления, знакомые, возможности - это все вносит разнообразие в жизнь и побуждает двигаться вперед. Но поиски работы в наше время - занятие непростое. Многие в этом процессе, а порой уже и трудоустроившись, сталкиваются с фактами дискриминации или насилия.
Как рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» вице-президент Федерации профсоюзов Азербайджана «Хидмет-иш» Джамаладдин Исмаилов, дискриминация в трудовых отношениях - частое явление во всем мире. Именно по этой причине Международная организация труда (МОТ) собирается принять Конвенцию «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда». Он отметил, что в нашей стране подобная проблема также имеет место, но не в тех масштабах.
Во многих государствах наибольшему риску подвергаются в этом плане те, кто задействован в уличной торговле. В Азербайджане же дискриминация в той или иной степени чаще всего встречается в сфере общественного питания и обслуживания.
Эксперт заявил, что раньше с такими фактами справлялись лучше, поскольку существовал общественный контроль. Сейчас такими вопросами могут заниматься профсоюзы, но их лидеры порой не хотят портить отношения с работодателями.
Дж.Исмаилов затронул и такую важную тему, как харассмент, то есть домогательство на рабочем месте.
- Если посмотреть, кого обычно работодатели ищут на должность секретаря-референта, то это молодая девушка привлекательной внешности. Конечно, можно сказать, что их предпочтения обусловлены тем, что именно секретарь - человек, которого первым видят посетители, в какой-то мере его можно назвать лицом фирмы. Однако нередко такая избирательность обусловлена тем, что начальник ищет себе не только помощницу по работе, но и ту, с кем он сможет весело проводить время. Если женщина согласна на подобное - это одно дело, нередко именно так и бывает. Некоторые пользуются близкими отношениями с начальником, чтобы он повысил их в должности, дал какие-то привилегии. Они начинают свысока, а иногда и откровенно по-хамски разговаривать с другими работниками, считая себя выше их.
Но есть женщины, которым не нужна такая благосклонность руководства, и когда они устраивались на работу, не думали, что столкнутся с приставаниями. Им приходится тяжело, ведь им нужна работа, особенно если они в ответе не только за себя, но еще и должны содержать малолетних детей. Сейчас в стране немало матерей-одиночек, которым не на кого рассчитывать, кроме как на себя. Но с другой стороны, согласиться на близкие отношения ради работы может далеко не каждая, - отметил эксперт.
По его мнению, именно боязнь потерять работу, а с ней и средства к существованию заставляет женщин молчать о случаях домогательства на рабочем месте.
- Если честно, даже не знаю, что можно предпринять в этом случае, ведь сама жертва не хочет делать происходящее достоянием общественности, и ее можно понять. Несмотря на то, что у нас светская страна, мусульманская ментальность присутствует, и женщинам не хочется, чтобы о них подумали плохо или обсуждали их. Ведь нередко жертву харассмента выставляют виноватой - мол, она своим поведением или откровенной одеждой спровоцировала такую ситуацию, что, конечно, в корне неверная позиция, - уверен Дж.Исмаилов.
Наш собеседник отметил, что анонимные звонки в правоохранительные органы или какие-то иные структуры с жалобой на дискриминацию и насилие на рабочем месте никакого эффекта не дадут. Если человек решил поставить точку, то надо иметь смелость делать это в открытую и идти до конца. Жертва может молчать, но в рабочем коллективе трудно утаить что-то.
По свидетельству Дж.Исмаилова, то, что аморальное поведение сходит работодателям с рук, порождает в них уверенность в безнаказанности, а это плохая тенденция. Подобное негативно влияет на мировоззрение молодежи, которая получает дурной пример: сильный всегда прав, а слабый бесправен.
В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов заявил нам, что случаи трудовой дискриминации в нашей стране не так уж и редки. В первую очередь это распространяется на тех, кто находится вне сферы трудовой регистрации, у кого нет контрактов - в общем, на нелегальный сектор занятости.
- Эти люди не имеют права на отпуск, выходные и праздники. Они лишаются возможности получать в старости трудовую пенсию. Разве это не дискриминация? А сейчас нередко привлекают иностранную рабочую силу - им больше платят и они составляют конкуренцию отечественным кадрам. Это тоже можно считать формой трудовой дискриминации, - отметил наш собеседник.
По свидетельству Э.Зейналова, с дискриминацией при поиске работы часто сталкиваются и бывшие заключенные. Они искупили свою вину перед государством, отсидев положенный срок, и могли бы начать жизнь с чистого листа, но не имея средств к существованию сделать это практически невозможно. Отсутствие работы зачастую вновь толкает их на скользкую дорожку преступности.
- Сейчас государственных предприятий осталось не так много, в отличие от советского периода, когда были только они. А частные учреждения нередко отказываются принимать на работу бывших уголовников. Они это делают из личных опасений, а также боясь, что наличие такого сотрудника в коллективе может отрицательно повлиять на имидж компании. Судимость становится для бывшего заключенного клеймом на всю жизнь. Это проблема, и ее надо как-то решать, реализуя программы, в рамках которых они могли бы найти работу, - считает правозащитник.
Э.Зейналов также отметил, что трудовой дискриминации подвергаются несовершеннолетние. В Азербайджане это не так часто встречается, в отличие, скажем, от Узбекистана, где детей отправляют на уборку хлопка.
Напомним, что трудовая эксплуатация детей карается законом. Если ребенок достиг 15-летнего возраста, то он может работать несколько часов в день, но только если на это есть письменное согласие его родителей.
По словам правозащитника, нередко с трудовой дискриминацией сталкиваются в нашей стране граждане с инвалидностью.
- Многие работодатели считают, что если у человека есть инвалидность, то он нетрудоспособен, а потому отказывают ему в работе. Но ведь так много специальностей, в которых лица с ограниченными возможностями могут трудиться наравне со здоровыми людьми, - подчеркнул он.
По закону люди с инвалидностью должны приниматься на работу на основании имеющихся квот, но этот пункт работодатели игнорируют. И хотя некоторые эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается и все больше работодателей готовы брать на работу таких людей, на самом деле речь пока идет о довольно скромных цифрах. Во многом это связано с необходимостью оборудовать рабочее место под нужды этой категории граждан, а также из-за того, что работодатели считают, что больничный они будут брать чаще других.
Говоря о харассменте, Э.Зейналов отметил, что об этой проблеме в последнее время много говорят, но от этого она никуда не девается.
- Статистика может свидетельствовать о том, что случаев принуждения к физической близости в стране очень мало, но это лишь потому, что жертвы не обращаются за помощью. Найти работу сейчас трудно, а потерять - проще простого, вот они и молчат. Сейчас женщины выходят не пенсию не в 60 лет, как раньше, а в 65, и это значит, что конкуренция неизбежно будет расти, - полагает эксперт.
Пострадавшие практически никогда не обращаются в суд, да и вообще наши граждане стараются туда не обращаться - по той простой причине, что суды не всегда оправдывают их ожидания.
- Кроме того, есть такой момент, как стигматизация. Например, с харассментом столкнулась девушка на выданье, и если она обнародует это, то не факт, что потом сможет выйти замуж, ведь стереотипы в обществе никуда не делись. Ей будет стыдно, если о случившемся узнают родственники, соседи, друзья, коллеги, хотя по сути она ни в чем не виновата. Поэтому, скорее всего, будет молчать.
Или возьмем другой случай: к молодому парню-работнику пристает мужчина-работодатель. Почему-то принято считать, что жертвами харассмента могут быть только женщины, но это не так. И как же этот парень расскажет обо всем, как после этого на него будут смотреть? Есть большая вероятность, что поползут грязные слухи, а значит, и он будет молчать, - говорит Э.Зейналов.
Правозащитник заявил, что иногда если дело зашло слишком далеко и жертва не может или не хочет молчать о случившемся, то она публикует свою историю в одной из социальных сетей. Чаще всего это делается, когда человеку уже нечего терять. Он выкладывает все на суд общественности, который становится своеобразной альтернативой обычному, традиционному суду.
- В комментариях к публикации пользователи высказывают свое мнение - порицают одну или другую сторону, и иногда дело приобретает резонанс и доходит до определенных инстанций. Не обязательно к виновному применят уголовное наказание, это может быть, например, снятие с должности. Раньше люди, когда хотели привлечь внимание к факту издевательства над собой, выбегали на улицу и кричали, а теперь с той же целью они используют интернет, - считает эксперт.
Благодаря техническому прогрессу стало легче не только озвучить проблему, но и собрать доказательства. Раньше виновник мог остаться безнаказанным, так как против него не было улик. Сейчас при помощи того же диктофона на мобильном телефоне можно записать разговор, а еще лучше - снять происходящее на камеру, и тогда он уже не сумеет отвертеться.
Что лучше - терпеть дискриминацию и насилие на трудовом месте, искать новую работу или предпринять все необходимое, дабы наказать виновных и добиться справедливости, - каждый решает для себя сам. Последний путь - самый трудный, он требует много сил, времени и нервов. Однако те, кто его проходит и достигает поставленной цели, демонстрируют другим, что не надо сдаваться, отстаивая свои права. Как говорил один киногерой: «Сила - в правде: у кого правда, тот и сильнее!».
Елена МАЛАХОВА
среда, 26 июня 2019 г.
Восстание, подавленное танками
О том, как развивались события в те далекие годы, Minval.az попросил рассказать директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова.