среда, 25 апреля 2018 г.

Страсбургское «Вагзаллы»

Среди многочисленных решений Европейского Суда по Правам Человека (ЕСПЧ), связанным с Азербайджаном, достаточно экзотичным выглядит решение о коммуникации жалобы «Акционерное Общество Открытого типа (ОАО) «Евлахский автовокзал» против Азербайджана» (№42480/13). Обычно такие крупные предприятия решают свои проблемы с властями более келейно, не прибегая к международному арбитражу. 

ОАО было зарегистрировано в 1998 и владело приватизированным Евлахским автовокзалом, причем контрольным пакетом акций (70%) владел Бахрам Мамедов. До 2004 г. у бизнесмена не было особенных проблем и конфликтов. 

По его словам, проблемы начались в 2004 г., когда у Мамедова стали «отжимать» его предприятие. При этом компаньон Мамедова, обладающий 30% акций, встал на сторону конкурента. 

В 2009 году события вокруг лакомого куска стали развиваться более стремительно. В марте 2009 года вокруг вокзала был возведен забор. В июне – местным полицейским была зарегистрирована «Ипек йолу». А уже через 2 недели новая компания выиграла аукцион на покупку данной территории и заключила с муниципалитетом контракт купли-продажи территории в 3,5 га, куда входила и территория автовокзала. 

В июле 2010 года на территории автовокзала начались строительные работы. Похоже, что конкурент заручился поддержкой одного из министров (теперь уже бывшего). Во всяком случае, работы на объекте вела техника «ZQAN-Holdinq», которую, по данным прессы, этот министр якобы контролировал. 

Мамедову оставалось лишь судиться, что он и сделал. 

28 июля 2010 г. он подал иск в Бакинский Экономический Суд №1 против «ZQAN-Holdinq», требуя прекратить строительные работы. 17 сентября суд обязал «ZQAN-Holdinq» прекратить строительство. Спустя месяц городские власти уведомили суд, что работы ведутся другой компанией - «Ипек йолу», и Мамедов добавил в качестве ответчиков и эту компанию, и городские власти. 

Тем временем, не дожидаясь решения суда, 27 августа Евлахская городская исполнительная власть дала разрешение «Ипек йолу» построить новый автовокзал. На тот момент, у компании не было ни фондов, ни персонала (кроме директора), ни точного плана участка, ни даже обязательного в таких случаях положительного заключения Министерства транспорта. 

В октябре 2010, Мамедов потребовал аннулировать разрешение на строительство, купчую на землю, снести уже построенные здания и восстановить участок в прежнем виде. В декабре Бакинский Экономический Суд издал приказ о прекращении строительства, но он был проигнорирован, и работы на участке продолжились. 

В июле 2011 года дело было передано в Шекинский Административно-Хозяйственный Суд, причем в число ответчиков добавился муниципалитет. Дело рассматривалось там почти год, пока 18 мая 2012 г. иск не был отклонен, на том основании, что у конкурента была купчая на землю, а у владельца автовокзала – не было, хотя он и распоряжался этой землей на законном основании и мог бы рассчитывать на приоритет во время приватизации земли. 

5 сентября 2012 года жалоба на это решение была отклонена Бакинским Апелляционным Судом, а 6 декабря – Верховным Судом. После чего, как Мамедов и обещал, он подал жалобу в ЕСПЧ на несправедливый суд (статья 6-1 Европейской Конвенции по правам человека), отсутствие эффективных средств защиты на национальном уровне (ст. 13), нарушение права собственности (ст.1 Протокола №1 к Конвенции). 

Пока шла тяжба, новый автовокзал был достроен «ZQAN-Holdinq» и 7 октября 2012 г. вступил в строй. 

В марте 2017 года ЕСПЧ принял решение о коммуникации содержания жалобы правительству Азербайджана. Властям был адресован ряд вопросов, в частности, мог ли заявитель на законном основании рассчитывать стать собственником этого участка земли, соответствовало ли общественным интересам лишение его собственности, отвечал ли этот акт установленным правовым нормам для таких случаев, и т.п. 

Как правило, переписка с ЕСПЧ по делу, включая посылку в Страсбург аргументов сторон и взаимных возражений, занимает не менее года. Однако в этот период возможно также и достижение мирового соглашения. Ведь, с учетом того, что фигуры, которые, по мнению заявителя, стояли за конфликтом, потеряли свои должности в Евлахе и транспорте, сторонам сейчас будет намного легче договориться. 

Эльдар Зейналов.

* "Вагзаллы" ("Вокзальная") - азербайджанская свадебная мелодия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.