Молодежные активисты открыли в Страсбурге «второй фронт»
Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) опубликовал решение о коммуникации жалобы «Омар Мамедов против Азербайджана» (№54846/14).
Напомню, что 7 активистов Гражданского движения N!DA («Возглас») были арестованы в 2013 г. и приговорены к срокам от 6 до 8 лет после организации ими в начале 2013 г. несанкционированных митингов в центре Баку, посвященных смертям солдат в небоевой обстановке. Уже сидя в тюрьме, к ним примкнули арестованные по другим делам активист организации «Свободная молодежь» Илькин Рустамзаде и лидер молодежного движения «Ахын» («Поток»), член партии «Гражданская солидарность» Омар Мамедов.
Омар учился за границей (на Северном Кипре) и был активным блогером. В частности, он был одним из администраторов страницы «Подборки из АзТВ» («AZTV-dən seçmələr») в Facebook, где критиковались власти.
В ноябре 2013 г. отец Омара был приглашен в Главное Управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД, где его расспрашивали о деятельности сына. При этом офицер УБОП позвонил Омару по телефону на Кипр, и потребовал прекратить вести страницу в Фейсбуке, связи с движением N!DA и встретиться с сотрудниками ГУБОП по возвращении в Баку. Примерно через неделю, Омар закрыл страницу и прекратил контакты с N!DA. Однако 31 декабря 2013 г. его отца опять пригласили в ГУБОП и сообщили, что его сын оскорбил Президента в социальных сетях.
20 января 2014 г. Омар вернулся в Баку на каникулы, и на следующий день вместе с отцом посетил ГУБОП, где был неофициально допрошен о его деятельности. Полицейские снова заявили, что он должен прекратить свою активность в социальных сетях.
24 января 2014 г. он был арестован полицейскими в штатском, закован в наручники и приведен в Главное Управление по борьбе с наркотиками МВД. Там его обыскали, и в кармане пальто был обнаружен пакетик с наркотиком, который, по словам Омара, ему подбросили при транспортировке с места ареста в Управление.
Было начато уголовное дело, и на следующий день он был официально обвинен в незаконном обороте наркотиков в крупных размерах по статье 234.4.3 Уголовного Кодекса. Он был доставлен в Наримановский районный суд, который санкционировал меру пресечения в виде ареста. Поданная против этого решения жалоба была отклонена Бакинским Апелляционным Судом.
Кроме того, 31 января 2014 года была подана отдельная жалоба на незаконность помещения под арест до решения суда, в отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, перечисленных в статье 148 Уголовно-Процессуального Кодекса. Эта жалоба также была отклонена и районным, и апелляционным судами.
7 марта того же года Омар поднял вопрос о помещении его под домашний арест или освобождении под залог. И в этом случае, ходатайство было отклонено и первой, и апелляционной судебными инстанциями.
24 апреля 2014 г. срок содержания под арестом истек, но Омара не освободили. Он обратился в районный суд с ходатайством о своем освобождении, но в этом было отказано обеими инстанциями. Зато 30 апреля Бакинский Суд по Тяжким преступлениям, куда уже поступило обвинительное заключение, оставил меру пресечения без изменения. С учетом этого, обе инстанции отказали в удовлетворении ходатайства.
Тем временем, начался суд по его делу, который 4 июля 2014 г. признал Мамедова виновным в торговле наркотиками и приговорил его к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. В марте этого года он был освобожден по помилованию.
Как это часто случается с неторопливой страсбургской Фемилой, поданная еще 21 июля 2014 г. адвокатом Халидом Багировым жалоба в ЕСПЧ начала рассматриваться уже после его освобождения. Заявитель жалуется, что, в нарушение его права на свободу (статья 5 Европейской Конвенции по правам человека), он был незаконно арестован еще до того, как было начато уголовное дело и что для решения суда о выборе именно ареста в качестве меры пресечения не было уместных и достаточных причин. Кроме того, ЕСПЧ интересует, не было ли ограничение права на свободу, в нарушение статьи 18 Конвенции, наложено по иным причинам, чем предусмотрено в законе.
В решении о начале коммуникации, т.е. отправке дела властям для получения комментариев, Евросудом были заданы три группы вопросов по теме жалобы и предложено представить дополнительные документы. Ответ правительства будет отправлен заявителю, а его возражения будут направлены властям – до тех пор, пока ЕСПЧ не решит, что собранных материалов достаточно для рассмотрения дела, в котором, по регламенту, принимает участие и судья от Азербайджана. С учетом скорости этого процесса, можно надеяться, что ЕСПЧ вынесет решение по существу дела уже в следующем году.
Отмечу, что жалоба Омара Мамедова стала десятой, поданной активистами N!DA в защиту своих прав. Ранее уже началась коммуникация по жалобам, которые в 2011-2014 гг. подали Мамед Азизов (65583/13), Рашадат Ахундов (70019/13), Фуад Гаджиев (6811/14), Рашад Гасанов (48653/13), Ульви Гасанов (69437/11, 9626/14), Заур Гурбанлы (52464/13), Узеир Мамедли (65597/13), Шахин Новрузлу (70106/13). Кроме того, на рассмотрении Евросуда находятся жалобы молодежных активистов партий «Мусават» и Народный Фронт - Турала Гаджибейли и 3 других (65910/14, 73309/14 and 73587/14), которые подверглись административному наказанию за то, что 6 мая 2014 г. собрались у здания суда, где проходил судебный процесс по делу активистов NIDA.
Тематика этих жалоб различна – помимо арестов за планирование или участие в несанкционированных митингах, есть и наказание за раздачу листовок в метро и даже за протест против низких компенсаций за снос домов в Баку. Похоже, что молодежные активисты всерьез осваивают новое для себя поле борьбы за права, которым когда-то в эйфории от «Арабской Весны» пренебрегали…
Эльдар Зейналов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.