Меры наказания были ужесточены из-за текущего экономического положения в стране, сообщил депутат парламента
14.05.2016 Э.РУСТАМОВА, Н.АБАСОВ
"Мера наказания является средством предотвращения рецидива преступления.
Статьи, которые недавно были изменены, ранее неэффективно выполняли эту задачу, поэтому законодатели пересмотрели их в условиях современной реалии. Были пересмотрены штрафы.
Нынешнее экономическое положение Азербайджана во многом отличается от былых времен. Сумма штрафов по значимости не соответствовала сегодняшней финансовой ситуации. Если раньше 20-30 манатов были большой суммой, то сегодня это не так.
Не надо рассматривать принятые изменения и дополнения как систему ужесточения наказания за правонарушение. Прежде всего, этот вопрос надо рассматривать под углом профилактической значимости".
Об этом заявил echo.az депутат Милли меджлиса Асим Моллазаде, комментируя вопросы по изменениям в Уголовном кодексе и Административном кодексе АР.
При этом депутат согласился, что нельзя заключать под стражу виновных за мелкие преступления. Для этого законодательство предусматривает штрафные санкции.
"Уголовный кодекс АР предусматривает некую "вилку", от которой должны плясать судебные инстанции. Если речь идет о злостном преступнике, который неоднократно совершал преступления и не встал на путь исправления, то таких лиц необходимо наказывать тюрьмой.
Но если речь идет о совершении небольшого ущерба гражданином, который ранее не привлекался к ответственности, то целесообразно наказывать таких граждан "рублем".
Отмечу, высокие штрафы являются возможностью не осуждать лишением свободы", - сказал А.Моллазаде.
В свою очередь в беседе с echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов сообщил, что если ужесточение наказаний материально ничего не дает жертвам правонарушений или государству, то оно оборачивается против интересов общества.
"Например, сажая человека в тюрьму за преступление, ущерб от которого составил 100 манатов или даже меньше (заключенные прозвали такие дела "ширванными" от обиходного названия старой купюры в 2 маната), суд тем самым обрекает общество платить по 6 тыс. манатов за каждый год тюрьмы. [1]
Увеличивая штрафы, можно также перейти ту черту, за которой преступник становится бездомным, лишается своей фермы или земли тем самым становится асоциальным и более склонным к преступлениям, чем до приговора.
Тенденция к ужесточению наказаний, особенно к применению лишения свободы и к увеличению его сроков, на сегодня уже привела к тому, что тюрьмы, разгрузившиеся было лет 10 назад, снова полны осужденными. Количество заключенных-женщин за последние годы удвоилось. В кулуарах уже поговаривают о необходимости амнистии для разгрузки тюрем...", - сказал он.
По словам главы ПЦА, настигший Азербайджан экономический кризис провоцирует рост преступлений против собственности. Парламент, игнорируя социальные корни этой тенденции, отвечает на это ужесточением наказаний. Но насколько это оправдано?
"Несколько дней назад, например, было ужесточено наказание за воровство. Отныне, в случае, если кража совершена из кармана, сумки или другой ручной клади пострадавшего, то это наказывается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч манатов, либо лишением свободы сроком от 3 до 7 лет.
Что такого особо ценного можно украсть из кармана? Мобильник? Кошелек с сотней-другой манат? И за это сам вор и его семья наказываются минимум 3000 манатами штрафа.
Если же судья выберет лишение свободы сроком минимум в 3 года, то он тем самым накажет уже не семью, а общество, так как из бюджета на содержание вора уйдет 20 тыс. и больше манатов.
Вор будет сидеть в тепле, не работая, питаясь трижды в день, получая бесплатное лечение, пенсию по старости или инвалидности, а общество будет выплачивать за это в десятки и сотни раз больше средств, чем ущерб, нанесенный преступлением.
Совместными усилиями законодателей, правоохранителей и судей создается абсурдная ситуация - как в известном анекдоте про отсутствие логики, когда испортившего воздух ученика выгоняют из класса и он дышит в коридоре чистым воздухом, а хорошие дети и учительница - испорченным.
Особенно это бросается в глаза на фоне практики наказаний за имущественные преступления крупных чиновников, банкиров, бизнесменов. Например, не так давно одного из министров, похитившего 2,5 млрд долларов, осудили к 11 годам лишения свободы.
И мелкий воришка, отсидевший 2-3 раза за хищения и очередной раз укравший из кармана потерпевшего мобильник или кошелек, тоже получит по измененному в этом месяце закону от 7 до 12 лет. Но он украл мобильник, а министр - сумму, на которую в 1990-х годах Азербайджан мог бы жить 2-3 года.
На мой взгляд, это трудно назвать справедливостью", - говорит Э.Зейналов. По мнению правозащитника, куда более справедливым было бы, если заключенный не сидел бы на шее у семьи и государства и сам бы оплачивал свое содержание в тюрьме полезным и адекватно оплачиваемым трудом. И при честном отношении к труду и выплате нанесенного ущерба мог бы рассчитывать на досрочное освобождение.
"Тогда, зная, что за минутное преступление придется трудиться в тюрьме несколько лет, обычный гражданин едва ли предпочтет работе карманную кражу.
Странно, что парламент, изощряющийся в ужесточении наказаний, не озабочен ни постройкой новых, более современных тюрем, ни обеспечением заключенных работой.
Возможно, имело бы смысл, прежде чем ужесточать наказание, провести серьезное исследование дабы определить, во что это обойдется бюджету, и какой реально эффект дадут более жесткие меры", - подытожил Э.Зейналов.
http://echo.az/article.php?aid=100594
[1] Приблизительная цифра в 6 тыс. манат, затрачиваемых обществом в год на содержание одного заключенного, включает в себя 3.300 манат расходов по линии Пенитенциарной Службы Минюста (82-83 млн. на 25 тыс. заключенных); примерно 1.800 манат, затрачиваемые семьей на передачи и свидания; некоторую сумму на медицинское обслуживание по линии Медицинского Управления Минюста, а также расходы по линии других государственных структур вне Минюста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.