вторник, 1 марта 2016 г.

Евросуд: Затемнение лица на фото в криминальной хронике

Является ли это нарушением свободы прессы?



Некоторое время назад в азербайджанском обществе шла вялая дискуссия о том, является ли несанкционированный человеком показ его фото и видео в СМИ нарушением права на частную жизнь или торжеством свободы выражения мнения. Потом в Конституцию был внесен соответствующий запрет, и споры прекратились.

Однако в Европе споры подобного рода еще продолжаются, отражаясь в соответствующих исках в национальные суды и последующих решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Так, на днях Евросуд рассмотрел дело "Общество Концепции прессы и издательства (Societe de Conception de Presse et d'Edition) против Франции" и не нашел в нем нарушения свободы выражения мнения, гарантированного статьей 10-й Европейской конвенции по правам человека.

Речь шла о публикации издаваемого этим обществом журналом "Шок", (Choc) сделанной в 2006 г. истязателем фотографии молодого человека И.Х. (Илан Халими), подвергшегося пыткам в течение 24 дней и впоследствии умершего от телесных повреждений.

Фото молодого человека в оковах и с видимыми следами пыток было послано его семье для получения выкупа. В ходе суда над подозреваемыми в этом преступлении журнал опубликовал репортаж, в котором несколько раз использовал это фото на обложке и в тексте.

Вслед за этим мать и сестры жертвы подали иск против журнала за вмешательство в частную жизнь. В 2009 г. Парижский трибунал верховной инстанции первоначально вынес решение, согласно которому указанный номер журнала изымался из продажи, а семье выплачивалась денежная компенсация (20.000 евро матери и по 10.000 евро каждой из сестер).

Апелляционная инстанция заменила изъятие журнала из продажи на затемнение лица на фото, под страхом штрафа. Судебный процесс закончился лишь в 2010 г., после чего журналисты подали в ЕСПЧ, считая, что требование суда нарушает свободу выражения мнения.

ЕСПЧ поддержал национальные суды Франции в том, что публикация этой фотографии явилась неуважением к скорби, испытываемой семьей жертвы, и тем самым была вмешательством в частную жизнь.

Журналисты должны в таких случаях принимать в расчет право на частную и семейную жизнь, гарантированную другой, 8-й статьей конвенции.

Сама статья в журнале о судебном процессе была вкладом в общественные обсуждения, и национальные суды не тронули ни ее текст, ни другие иллюстрирующие ее фотографии. Тем самым суды выразили уважение к публикации в целом.

Что касается наказания за вмешательство в частную жизнь семьи молодого человека, то ЕСПЧ не счел, что это наказание может иметь отпугивающий эффект для свободы выражения мнения.

Это решение было основано на уместных и достаточных причинах и было пропорциональным относительно преследуемой законной цели, т.е. необходимым в демократическом обществе. Соответственно, в деле не было нарушения статьи 10-й конвенции.

Следует отметить, что похожие проблемы, правда, без особых последствий для журналистов, периодически возникают, когда в прессу попадают фотографии со следами насилия.

Так, например, в ходе общественной кампании против солдатских смертей от дедовщины участники кампании опубликовали в январе 2013 г. в прессе и Интернете неотретушированные фотографии одного из умерших солдат, дающие основание считать, что он умер насильственной смертью, а не от сердечного приступа, как решила прокуратура.

Очевидной целью матери погибшего было инициировать объективное расследование. Но когда она узнала, что фото будут использоваться еще и для несанкционированной акции, то выступила с требованием изъять фото из Интернета и не использовать этот случай в политических целях. С точки зрения журналистской этики, это было вполне обоснованно.

Ведь достаточно часто в криминальной хронике публикуются фотографии подозреваемых в совершении преступлений, задержанных полицией сектантов, проституток и т.д., хотя это может существенно усложнить жизнь этим людям и их близким.

Как показывает описанное дело, весь этот "шок-шок" мог бы иметь достаточно серьезные последствия для издателя, если бы жертвы и суды действовали, как во Франции. Ведь мы живем в одном с Европой правовом поле...

http://echo.az/article.php?aid=97179

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.