пятница, 19 февраля 2016 г.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

В беседе с echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов рассказывает о некоторых нюансах Уголовного кодекса

20.02.2016   Н.АЛИЕВ

Недавно Верховный суд России запретил судьям расширять список отягчающих обстоятельств. Что это значит, если перевести на "общедоступный" язык, и как обстоят дела в Азербайджане?

Отвечая на этот вопрос, глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов отметил, что постановление Пленума ВС России не изменяет уже имеющегося уголовного законодательства, а разъясняет его с целью более справедливого и единообразного применения.

"Уголовный кодекс (УК) Азербайджана и России списан с единого Модельного УК СНГ и потому в этой части похожи. Поэтому и в нашем УК тоже запрещено расширение списка отягчающих обстоятельств, но разрешено учитывать в качестве смягчающих обстоятельства, не упомянутые в УК", заявил эксперт.

Напомним, что Верховный суд РФ посчитал, что перечень отягчающих обстоятельств, предусмотренных законом, не может быть расширен при назначении судьями наказания за преступления, в то же время смягчающими могут быть признаны любые обстоятельства, установленные судом. Такое разъяснение содержится в постановлении пленума ВС РФ.
"При назначении наказания суд вправе признать смягчающими наказание любые установленные в судебном заседании обстоятельства, в том числе не предусмотренные списком соответствующей статьи (например, признание вины, наличие несовершеннолетних детей и т.д.)", - говорится в документе.

Между тем в нем подчеркивается, что в соответствии с законом перечень "отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит". 

К примеру, "само по себе совершение преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не является единственным и достаточным основанием для признания его обстоятельством, отягчающем наказание".

"В данном случае необходимо учитывать характер и степень общественной опасности преступления и влияния опьянения на поведение лица, его совершившего", - разъяснил ВС РФ.

По словам Э.Зейналова, каждая из статей УК имеет нижний и верхний пределы санкций, и применение судом того или иного наказания в этих рамках не является незаконным, но может быть несправедливым (например, слишком тяжелым или слишком мягким).
"На практике ориентир задает требование, выдвинутое на суде государственным обвинением (прокурором), но судья свободен назначить любое наказание в установленных пределах, а при некоторых обстоятельствах - назначить наказание мягче нижнего или строже верхнего пределов.

Отсюда видна роль подспорья, которую играют при вынесении приговора смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, перечисленные в статьях 59 и 61 УК.

Например, срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей наиболее строгого вида наказания при отсутствии отягчающих обстоятельств и при наличии таких смягчающих вину обстоятельств, как явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение или устранение материального и морального вреда, причиненных в результате преступления, попытка прийти к согласию с потерпевшим, иные действия, направленные на уменьшение вреда, причиненного потерпевшему", - заявил Э.Зейналов.

По его словам, в УК Азербайджана перечислены 13 видов отягчающих обстоятельств.
Это: неоднократность и рецидив преступлений; наступление тяжких последствий; совершение преступления группой лиц; особо активное участие в совершении преступления; привлечение к совершению преступления психически больных или пьяных лиц или малолетних; совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или фанатизма, из мести за правомерные действия других лиц, с корыстной целью или другими низменными побуждениями, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение; совершение преступления в отношении беременной женщины, малолетнего, пожилого или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; совершение преступления с особой жестокостью, мучениями или истязаниями для потерпевшего; совершение преступления с использованием огнестрельного оружия, взрывчатых средств, а также других общеопасных способов и технических средств; совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках; совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти; с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора.

Правозащитник отмечает, что УК не ограничивает отягчающие обстоятельств только теми, которые перечислены в обвинительном заключении. Поэтому могут использоваться и те обстоятельства, которые стали известны в ходе суда.

"Однако они должны входить в список, о котором я сказал, и не должны выходить за пределы судебного разбирательства. Суд может переквалифицировать преступление как менее тяжкое. Но если при оценке обстоятельств дела будет установлено наличие более тяжкого преступления (а отягчающее обстоятельство само может являться признаком преступления), то это требует остановки судебного разбирательства и отправки дела в прокуратуру для изменения обвинения".

Согласно статье 61.2 УК Азербайджана, при назначении наказания не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельства, не предусмотренные в кодексе. Это сделано для того, чтобы защитить права обвиняемого от чрезмерного наказания, мотивированного в ущерб правосудию посторонними интересами, например, политикой.

"В этой связи вспоминается анекдотический случай при осуждении советским судом художника Параджанова. Будучи творческой натурой, он проявлял вольнодумие, и за это его решили наказать лишением свободы. Его обвинили в гомосексуализме, который тогда был уголовно наказуем и которому Параджанов действительно не был чужд. Пару его знакомых заставили написать на него заявление, а чтобы доносчик не был сам осужден по той же статье, дело представили как изнасилование.

Судья, получив заказ, решил добавить в дело перца и упомянул, что "пострадавший" был членом КПСС. В лагере эта история обросла слухами, что художник люто ненавидел КПСС, и поэтому специально насиловал коммунистов. И вопреки ожиданиям властей, в лагере Параджанов стал героем...", - рассказал Э.Зейналов.

По его словам, в судебной практике Азербайджана партийная принадлежность преступника и жертвы, их происхождение из того или иного региона, родственная связь с тем или иным чиновником и т.п. моменты обычно обыгрываются лишь в "желтой прессе".
"Вполне вероятно, что они влияют и на мнение обвинителей и судей, но это обычно не отражается в тексте приговоров.

Скорее всего, в России кто-то из судей допустил такую промашку, что и послужило поводом для обсуждения в Верховном суде", - заключил правозащитник.

http://echo.az/article.php?aid=96723 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.