суббота, 6 февраля 2016 г.

Нарушения прав юристов в Азербайджане

или Слабый "имидж адвокатуры" в стране


"Имидж адвокатуры в стране оставляет желать лучшего. Прокурор и адвокат - это две равноправные и равнозначные стороны. А в Азербайджане прокурор - хозяин положения, а адвокат - никто.

Прокуроры заходят в суд с мобильным телефоном, а юриста его лишают. Получается, что наши адвокаты - это бесплатное приложение к суду", - заявил echo.az юрист Эльман Османов.

По его словам, самое главное то, что запросы со стороны адвокатов в Азербайджане почти всегда остаются без ответа. Хотя это является незаконно, и можно было бы просто начать судиться, но тратить на это время никому не хочется.

"Был случай, когда мне нужно было доказать, что один человек сбил мою клиентку и потом заплатил бедному таксисту, чтобы тот вину взял на себя. Я узнал, что он звонил и договаривался через телефон компании Catel, но на мой запрос о данных о звонившемся, я получил отказ. И тем самым, я не смог помочь потерпевшей", - отметил он.

Как сказал эксперт, часто адвокатам угрожают, порой избивают. Кстати говоря, одного из юристов, защищающих Саддама Хусейна, просто застрелили, многих запугивали.

Вообще профессия "юриста" входит в группу риска. "При защите тех или иных личностей вообще можно столкнуться с давлением властей", - отметил он.

В свою очередь, как заявил echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, адвокаты, будучи защитником прав той или иной стороны, всегда подсознательно отождествляются с личностью подзащитного и характером разбираемого с их помощью дела. Соответственно, они принимают на себя часть эмоций противоположной стороны.

Особенно опасно, если они противостоят влиятельным лицам или государству. Тогда против адвоката может быть задействован целый арсенал мер воздействия. И если его клиента в тюрьме круглосуточно охраняют, то адвокат или члены его семьи никогда не застрахованы от "случайностей" типа упавшего с крыши камня, наезда автомашины, избиения неизвестными или проблем на работе.

По его словам, есть ряд гражданских и уголовных дел, которые затрагивают фундаментальные права и свободы, и в таком случае адвокат выходит на передний план борьбы за права человека.

Появился даже специальный термин "адвокат прав человека" (human rights advocate), описывающий адвокатов, занимающихся именно такими политически или общественно чувствительными делами. А берутся за них далеко не все адвокаты.

Ведь это - не заурядные дела о краже кошелька с десятком манат или разделе соседями метра забора, а процессы, вызывающие широкий интерес и провоцирующие сильные эмоции, причем очень часто - проигрышные для подзащитных ввиду наличия политического заказа.

Здесь не срабатывают красноречие адвоката или даже взятка судье, и часто можно заранее предсказать итог судебного процесса еще до того, как он начнется.

"Таким т.н. "адвокатам прав человека" надо иметь незаурядную смелость, знания не только национального, но и международного права, умение работать с прецедентами Европейского Суда по Правам Человека. Они должны смириться с тем, что состоятельные клиенты, если только они сами не попали в какую-то политическую передрягу, будут обходить их стороной.

Поэтому таких адвокатов у нас наберется всего с десяток, и потеря каждого из них оставляет чувствительную брешь в защите прав человека. Например, недавно умер адвокат Эльтон Гулиев, и в это до сих пор не верится...", - отметил он.

Как сказал эксперт, против неугодных адвокатов властями применяется много способов давления. Самый основной - это временное отстранение от членства или даже лишение их членства в Коллегии Адвокатов. Как известно, именно члены Коллегии имеют право представлять интересы граждан по уголовным делам, а в гражданских делах - выступать в Верховном Суде.

Для лишения членства в Коллегии используются различные проступки адвокатов. Адвокаты - живые люди, и ничто человеческое им не чуждо. Кто-то допустит излишние эмоции или неуважительный выпад в выступлении на суде. Кто-то, по мнению клиента, нарушает условия заключенного с ним договора. Нередки случаи посредничества адвоката в даче взятки (разумеется, в "заказных" делах это не срабатывает).

Но поводом для наказания "адвоката прав человека" часто является то, что он слишком буквально понимает свою обязанность защищать своего клиента и ведет себя как правозащитник, а не адвокат. По желанию клиента он выходит в прессу с заявлениями, которые могут быть интерпретированы, как нарушение тайны следствия, оказание давления на суд, оскорбление суда и т.п.

В таких случаях, где вроде бы есть формальное основание для недовольства Коллегии, ключевым становится вопрос об адекватности наказания. Например, за язвительную реплику в адрес судьи во время слушаний, адвоката могли бы наказать менее строго - предупредить или даже временно приостановить членство, но не исключать из Коллегии. 

В этой связи есть много нареканий в адрес Коллегии в части ее независимости от государственных структур. Ведь формально Коллегия - это не то неправительственная организация, не то профсоюз, причем статус ее регулируется отдельным законом.

"Возможно, если какой-то из конфликтных случаев станет предметом рассмотрения в Евросуде, то это поможет правильно расставить акценты в таких ситуациях. Есть и другие нарушения прав адвокатов - как во время следствия, так и на суде.

Как правило, во время ареста и следствия - это в основном препятствия во встречах адвокатов с их подзащитными, особенно в первые, самые критические для задержанного дни, когда его стараются психологически сломать.

Во время суда - игнорирование ходатайств. После вступления приговора в силу и перевода в колонию или тюрьму - это проблемы с разрешением встреч с подзащитным, незаконная цензура переписки, нарушение конфиденциальности встреч.

Вот свежий пример: буквально на днях одному из знакомых адвокатов запретили передать его осужденной клиентке документы по переписке с Европейским Судом по Правам Человека, где адвокат представляет ее интересы.

Как условие для передачи документов, потребовали перевести их на азербайджанский и даже заверить их нотариально. Зачем, если это не нужно ни Евросуду, ни заявителю?

Ведь в отношении такого рода документов национальным законодательством запрещена цензура, а Евросуд уже вынес много решений в пользу жертв такого вмешательства", - пояснил он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.