Отечественный эксперт рассуждает о необходимости принятия закона, регулирующего права пожизненно заключенных на наличие детей
12.04.2014 Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.АБАСОВ
"Законодательно необходимо отрегулировать желания пожизненных заключенных иметь детей. В том числе учитывая тот факт, что оба из пары могут сидеть за решеткой. Поскольку каждый человек имеет право на продолжение рода и, соответственно, наличие детей. Такой подход был гуманным. Ко всему прочему, если человек будет иметь детей, у него может появиться стимул для жизни, он начнет себя вести иначе, изменится и т.д. И не исключено, что ему изменят срок отбывания наказания. Однако изначально необходимо четко отрегулировать все моменты, учесть мнение специалистов, общества и международный опыт, а уже потом принимать законодательный акт". Об этом заявил echo.az юрист Эльчин Гамбаров.
По его словам, при желании государства, в тюрьмах можно создать специальные медицинские кабинеты, где специалисты осуществляли бы искусственное оплодотворение жен пожизненно заключенных, используя при этом семенную жидкость их мужа. Тем самым, все будет проходить в стенах тюрьмы, и преступника не придется вывозить. Также не стоит забывать, что порой пожизненное заключение отбывают те, кто в реальности не виновен. Известны случаи, когда за решетку попадали жертвы судебно-следственной или преднамеренной ошибки. Именно из-за таких возможных ошибок была отменена смертная казнь. Любой убийца, насильник или другой пожизненник имеет право иметь детей.
"Например, если супруг пожизненно заключенный, а супруга отбывает наказание на срок 5, 10 или 20 лет, и при этом они хотят иметь ребенка, никто им не может этого запретить. При наличии закона можно отрегулировать их свидания, или в крайнем случае разрешить процесс искусственного оплодотворения", - отметил он.
Ситуацию прокомментировал в интервью echo.az и глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. Отвечая на вопрос о том, могут ли наши пожизненные заключенные зачать ребенка, используя ЭКО, Э.Зейналов заявил: "Вопрос об экстракорпоральном оплодотворении упирается в вечную проблему бюрократии: что считать разрешенным - то, что прописано в законе, или то, что прямо не запрещено законом?! Если обратиться к конституционным гарантиям, то "семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства" (ст.17 Конституции). Право на брак гарантировано "каждому", учитывая, что "семья и брак находятся под опекой государства. Материнство, отцовство ... охраняется законом" (ст.34).
Кроме того, "каждый обладает правом на охрану здоровья и получение медицинской помощи" (ст.41). Так что пожизненникам семейная жизнь, секс и зачатие разрешены. Для этого даже введены длительные свидания, которых первоначально у этой категории заключенных не было".
По его словам, если расценивать ЭКО, как медицинскую помощь не женщине, а мужчине, с перспективой рождения ребенка (у него ведь два родителя, и зачатие - их общая проблема), то ее осуществление может быть разрешено медицинским персоналом с привлечением внешних специалистов. "Сперма не включена в список запрещенных предметов, и ее вынос из тюрьмы не запрещен. Теоретически не исключено проведение ЭКО даже и без выноса семенной жидкости, на территории медсанчасти тюрьмы или Лечебного учреждения Минюста".
"Но, помимо бесплодия женщины, есть и другая ситуация: муж с женой оба здоровы, никакой патологии репродуктивных органов. Но - оба заключенные! Соответственно, свидания им запрещены на законном основании. Однако брак между ними существует, и они имеют право на родительское счастье, которое не отменено Кодексом по исполнению наказания. Женщинам-заключенным разрешается беременеть. И в таком случае, ЭКО может быть вполне приемлемым способом зачатия совместных детей без нарушения закона", - пояснил он.
Как рассказал Зейналов, был один такой похожий реальный случай в его практике. "Обрученная молодая пара совершила умышленное убийство, которое вызвало в свое время большой резонанс в стране. Парню дали пожизненный приговор, его невесте - длительный срок. Соответственно, и разместили их в Гобустанской тюрьме и в женской колонии. Оба хотели осуществить свою мечту о браке и детях. Но им отказали. Когда парень мне на это пожаловался, я был шокирован, но понимал, что ситуация беспрецедентная. Предложил им подать в суд и противопоставить конституционное право на семейную жизнь запретам со стороны Кодекса и подзаконных актов. Этот иск, если бы и проиграл, имел бы определенную перспективу в Евросуде. Парень долго мялся, потом отказался. Недавно кто-то мне сказал, что он все же женился, но на другой, свободной женщине, которая сможет ходить к нему на свидания. Конечно, его дело, но остался осадок от того, что парень, которому вроде бы терять было уже нечего, не стал бороться за свое счастье", - добавил эксперт.
По его словам, тюрьма деформирует жизнь осужденных, в том числе и семейную. Нередко браки распадаются. Но есть случаи, когда семьи выдерживают это испытание, и таким парам надо обязательно помочь. Этого требует и Конституция, и гуманизм.
Кстати говоря, жены палестинских заключенных в прошлом году стали выносить из тюрем сперму своих благоверных и беременеть с помощью ЭКО. В России также начали обсуждать этот вопрос. Первый арестант, который желает стать отцом в неволе - Николай Королев. Осужденный к пожизненному заключению написал заявление во ФСИН и СК с просьбой разрешить зачать ребенка. И теперь он ждет решения "по делу об отцовстве" и пишет явки с повинной в Генпрокуратуру (mk.ru).
Отметим, что пожизненное заключение не становится преградой для того, чтобы приговоренные к "вечной" отсидке заключенные израильских тюрем заводили детей.
Так, израильский экстремист Игаль Амир, отбывающий пожизненное заключение за убийство премьер-министра страны Ицхака Рабина, получил разрешение на брак. В марте 2006 года Амир добился разрешения завести детей с помощью искусственного оплодотворения, а позже был снят запрет на свидания с женой наедине. В 2007 году у Игаля Амира родился сын, который, по сообщениям СМИ, был зачат супружеской парой естественным путем во время свиданий в тюрьме.
В прошлом году Би-би-си рассказал историю о том, как обзаводятся детьми сидящие пожизненно в Израиле палестинские заключенные. Так, в 2012 году у отбывающего 32 пожизненных заключения в израильской тюрьме за участие во взрывах бомб в Иерусалиме в 1997 году палестинца Аммара Зибена родился сын. Его жена забеременела, воспользовавшись спермой мужа, которую контрабандой вынесли из тюрьмы. Специализирующиеся по искусственному оплодотворению врачи, работающие на Западном берегу реки Иордан, рассказали Би-би-си, что знают о десяти палестинских женщинах, которые забеременели таким же образом.
http://echo.az/article.php?aid=60655
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.