вторник, 2 июля 2013 г.

Дискриминация может быть и легитимной

О равноправии граждан говорится в законодательстве, но с ограничением прав в нашей стране все же можно столкнуться


Вопрос предотвращения дискриминации является одним из ключевых в концепции прав человека и формулируется обычно или в качестве права на равенство или в виде запрета на дискриминацию (две стороны одной и той же медали). В частности, статья 25 Конституции Азербайджана гласит: "I. Все равны перед законом и судом. II. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы. III. Государство гарантирует каждому равенство прав и свобод, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного и служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзам и другим общественным объединениям. Запрещается ограничение прав и свобод человека и гражданина по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, пола,происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности. IV. Никому не может быть нанесен ущерб, предоставлены льготы или привилегии либо отказано в предоставлении льгот или привилегий по вышеуказанным основаниям. V. Каждому обеспечиваются равные права в отношениях с государственными органами и носителями полномочий государственной власти, принимающими решения, связанные с правами и обязанностями". Об этом в беседе с "Эхо" сказал глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

"Помимо того, Азербайджан является участником ряда международных договоров, где закреплены принципы равенства и недискриминации. Например, обращающиеся в Европейский суд по правам человека могут ссылаться на статью 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам". В статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах это право сформулировано так: "Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства".

В этом же Пакте отдельно гарантируется равенство тех или иных групп населения. Положения о равенстве и недискриминации включены и в другие международные договоры Положения, гарантирующие равноправие граждан, отражены и в различных законах (например, кодексах), но Конституция и международные законы имеют высшую силу, и к ней можно апеллировать в спорных случаях. В наиболее сложных случаях, такие вопросы исследуются Конституционным судом. Наши законы построены таким образом, что без их прямого нарушения нельзя кого-то незаконно дискриминировать, например, прямо запретить предвыборную активность оппозиции или пропаганду языка национальных меньшинств.

Однако концепция прав человека предусматривает и возможность "законного" ограничения прав, которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Иногда такую дискриминацию признают "позитивной", например, в качестве временной меры по восстановлению гендерного равноправия, женщинам могут предоставляться те или иные привилегии. Несколько лет назад, например, обсуждался вопрос о том, чтобы распространить на женщин все меры уголовного наказания, применяемые к мужчинам, включая пожизненное лишение свободы, и аргументировалось это именно как раз борьбой с дискриминацией мужчин.

Фронт борьбы против дискриминации граждан проходит как раз в области "законной" дискриминации, обоснованной государственными интересами. Например, в случае покойного редактора газеты "Толыши Сэдо" Новрузали Мамедова его официальные действия, направленные на регистрацию неправительственной организации и газеты, обращение на телевидение с просьбой о предоставлении 15 минут для телепередач на талышском языке были расценены как угроза территориальной целостности страны. Запросы о проведении оппозиционных митингов и шествий в центре столицы квалифицируются как угроза общественному порядку. И т.п. Власти заняли в подобных вопросах жесткую позицию и сдавать ее не собираются. Поэтому, на мой взгляд, необходимо перенести дискуссию на уровень Совета Европы, в частности, подавать многочисленные и грамотные жалобы в Европейский суд по правам человека. И количество перейдет в качество", - сказал эксперт.

По словам Э.Зейналова на сегодня правозащитники сталкиваются с массовым нежеланием граждан идти этим ясным и проторенным за более чем десятилетие путем. "Люди будут совершать самосожжение, бросаться под автомашины чиновников, прорываться к главе государства, отказываться от гражданства, но не пойдут в суд, а пойдя в суд, не пойдут до конца... Причем такое наблюдается даже тогда, когда вроде бы и терять уже нечего: в случаях смерти в армии, изгнания людей из их жилищ на улицу, пожизненного заключения.

Поэтому, на мой взгляд, часть проблемы с дискриминацией - это поведение самих граждан. И оно продиктовано не неосведомленностью людей, а каким-то мистическим страхом. Думаю, что это требует осмысления и глубокого исследования".

В свою очередь депутат Милли меджлиса Айдын Мирзазаде сказал "Эхо", что "курс Азербайджана направленный на евроинтеграцию, а также на построение правового демократического государства исходит из того, чтобы не было дискриминации ни между гражданами, ни отдельными слоями населения, ни по половому, религиозному признаку, цвету кожи и т.д. Наше законодательство построено по принципу равноправия граждан перед конституцией и законом".

Между тем в процессе интеграции Украины в европейское сообщество камнем преткновения становятся проблемы в разнообразных социальных, политических и экономических сферах, в т. ч. и в части недискриминации. Правоотношения, возникающие в этой плоскости, регулируются Конституцией Украины, Законом Украины N5207-17 "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", а также иными нормативно-правовыми актами. Так, согласно Закону №5207-17, под дискриминацией следует понимать любое ущемление прав человека и гражданина по этническим, языковым, гендерным, политическим и иным признакам. Более того, сам этот термин разделен на непрямую дискриминацию, т. е. непроизвольные ограничения при применении одинаковых правовых норм к разным категориям лиц, и прямую, т. е. умышленное ущемление прав. Существенным напоминанием о недискриминации являются также ст. 2-1 КЗоТ, регламентирующая равенство всех категорий лиц при реализации права на труд, и ст. 161 УК, согласно которой попирание расового, национального или религиозного достоинства может грозить штрафом или лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Однако, исходя из рекомендаций ЕС относительно мер по недискриминации, парламентарии пришли к выводу о необходимости усовершенствовать отдельные положения законодательства. На данный момент постановлением N2342/П принят за основу законопроект N2342 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации в Украине". в законопроекте предлагается защищать право на труд лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, о чем будет указано в КЗоТе, усилить уголовную ответственность, а также декриминализировать отдельные категории дискриминации, которые не содержат состава уголовного правонарушения. Кроме этого, груз ответственности по доказыванию фактов, позволяющих предположить, что имела место дискриминация, будет возложен на ответчика (ст. 60 ГК), значительно расширяется сфера применения закона об Уполномоченном ВР по правам человека, вносятся редакционные изменения в некоторые терминологические определения. Например, дискриминацию предлагается трактовать не как деяния, а как ситуацию, в которой лицо может быть подвержено ущемлению прав. Добавляются термины объявленное намерение о дискриминации - публичные действия, направленные на разглашение желания обращаться с лицом и/или группой лиц, имеющих определенные признаки, менее благосклонно, чем с другим лицом и/или группой лиц, и пособничество в дискриминации - любая сознательная помощь в решениях, действиях, бездеятельности, в результате которых возникла ситуация, когда лицо и/или группа лиц, имеющих определенные признаки, подвергаются или могут подвергнуться ограничениям в любой форме.

Следует отметить, что наряду с законопроектом №2342, был подан альтернативный проект №2342-1, отклоненный парламентариями как утративший актуальность. Основным его отличием стало введение термина украинофобия - форма дискриминации, которая заключается в решениях, действиях или бездействии, направленных на унижение Украины как государства, украинской нации, культуры, языка, истории и традиций. Однако парламентарии обратили внимание на то, что определение в проекте украинофобии как одной из форм дискриминации и установление за нее уголовной ответственности будет противоречить конституционным предписаниям относительно запрета всех форм дискриминации, а именно ст. 24 Конституции Украины, которой, в частности, установлено, что не может быть привилегий или ограничений по признакам этнического происхождения.

А вот вопрос о том, кто может стать объектом дискриминации, а также о правовых аспектах защиты от нее, стал основанием для проведения международной конференции "Равенство и недискриминация: прогресс в реализации законодательства и политики" при участии Уполномоченного ВР по правам человека Валерии Лутковской, руководителя антидискриминационной секции офиса Верховного комиссара ООН по правам человека Юрия Бойченко, первого заместителя председателя Конституционного суда Украины Сергея Винокурова, представителей законодательной власти, Министерства юстиции, общественных организаций.

В ходе обсуждения выяснилось, что дискриминация может быть легитимной в рамках конкретно взятой общественной системы. Например, такая ситуация сложилась для граждан Украины, имеющих инвалидность. К слову, именно такое определение было предложено председателем Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерием Сушкевичем, посчитавшим, что общеупотребляемый термин люди с ограниченными возможностями не отвечает сегодняшним реалиям. Оказывается, лишаясь тех или иных физиологических функций, украинец автоматически лишается ряда прав, данных ему Конституцией Украины (например, права на доступ к правосудию ввиду отсутствия пандусов в зданиях судов), что абсолютно органично воспринимается как им самим, так и обществом в целом. Попытка изменить ситуацию была предпринята в 2009 г., когда Украина ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. Однако реально воплотить в жизнь постулаты Конвенции не удается и по сегодняшний день. Так, в 2012 г. на нужды, обусловленные Конвенцией, было заложено не более 12% от необходимой суммы, а в 2013 г. - еще на 2% меньше.

Кроме проблем граждан, имеющих инвалидность, особое внимание было обращено на дискриминацию по признаку гендера. Не секрет, что в некоторых сферах трудовых отношений принадлежность к женскому полу ставит соискателя должности в заведомо невыгодное положение. Например, женщин не только неохотно берут на работу в структуры ОВД, но и при трудоустройстве в гражданской сфере им предлагают подписывать документ, подтверждающий согласие на добровольное увольнение в случае беременности (sud.ua).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.