суббота, 6 июля 2013 г.

Пожизненное лишение женщин свободы

В Азербайджане такую норму в отношении слабой половины человечества не применяют и считают, что это не является вопросом гендерного равноправия


В Азербайджане по отношению к женщине не выносят приговоры о пожизненном лишении свободы. Более того, пожизненное тюремное заключение не может применяться в отношении лиц, не достигших 18 лет. Об этом "Эхо" сказал начальник отдела по связям с общественностью Пенитенциарной службы Мехман Садыхов. "Считаю, что установленный возраст, с которого граждане могут быть приговорены к пожизненному заключению является вполне уместным, потому что это возраст совершеннолетия, когда человек должен нести ответственность за свои поступки".

По словам главы Женского кризисного центра Матанат Азизовой, когда речь идет о гендерном равноправии, не следует забывать о том, что гендерное равноправие по закону и по международным стандартам - это в основном права, связанные с социальными и экономическими правами. "Гендерное равноправие означает равноправие полов в обществе. Иногда люди задаются вопросами: почему женщины не служат, почему они не поднимают камни или какой-то другой груз, и связывают это с гендерным равноправием. Но в первую очередь надо учитывать, что физиологически и по статусу роль женщины в обществе в корне отличается от роли мужчины, и не нужно забывать о том, что пожизненного наказания не дают женщинам потому что преступления, совершаемые женщинами, обычно не носят такой характер, как те, которые совершают мужчины. В законах относятся щадяще к женщинам только из-за того, что у них другая роль в обществе. Поэтому считать, что это является нарушением гендерного равноправия было бы неверно".

В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов отметил в беседе с "Эхо", что женщины по своей природе не такие сильные и выносливые как мужчины, поэтому вопрос гендерного равноправия не должен приниматься формально, в том числе и в вопросе, касающемся пожизненного заключения. "Даже в последние годы существования советской власти женщинам не выносили смертного приговора, несмотря на то, что это было возможно. В Советском Союзе существовала и смертная казнь для женщин, но даже тогда в Азербайджане суды не принимали таких решений. Существует такое понятие, как обычные права, то есть права вытекающие из обычаев. Обычаи Кавказа не позволяют казнить женщину, а пожизненное заключение вытекает из тех же установок, что и казнь, то есть это замедленная казнь. Поэтому пожизненное заключение не распространяется на женщин. Вопрос о том, насколько это правильно, неоднократно поднимался общественностью и чиновниками в связи с громкими делами. К примеру, была история, когда женщина вместе со своим возлюбленным убила сына и съела его. Тогда мужчину приговорили к пожизненному лишению свободы, а женщину лишили свободы сроком на 15 лет. Тогда все возмущались и общественность хотела, чтобы женщину приговорили к пожизненному лишению свободы.

Между тем, в отношении женщин даже не применяются обычные виды тюремного наказания. Женщинам в Азербайджане не определяют обычный тюремный режим, то есть их не могут отправить в Гобустан по приговору суда. Женщин, даже если они считаются особо опасными рецидивистами, нельзя посадить в колонию особого режима. Для них могут использовать только общий и строгий режим. Все это показывает отношение нашего общества к женщине, как к матери и подруге, это дань нашим многовековым традициям. Если в угоду каким-то формальным соображениям о гендерном равноправии грузить женщину теми же обязанностями и наказаниями, что и мужчину, то это будет насилием над нашими традициями. Как правозащитник я являюсь сторонником того, чтобы женщинам не выносили пожизненного приговора. Другое дело в том, чтобы за особые, выходящие за пределы морали преступления давать чуть больший срок, чем 15 лет", - сказал эксперт.

По словам Э.Зейналова, в законе есть некоторые ошибки, так, за неоднократное нарушение порядка в колонии и систематические нарушения законодательством предусмотрено помещение в штрафной изолятор. "Эти люди по решению суда могут быть направлены в Гобустанскую тюрьму. Однако, как было скзано выше, женщин нельзя отправлять в эту тюрьму. Получается, что по приговору суда нельзя их туда отправлять, а по решению суда о наказании можно. На данный момент сейчас там находятся две женщины. И я считаю, что эта тенденция вредна и это пробел законодательства. В этой тюрьме практически нет женского персонала, за исключением работников канцелярии и тех женщин, которые обыскивают родственников, приходящих на свидание. Однако женщин должны охранять, выводить на прогулки, наблюдать за ними через окошечко, а мужчины этого делать не должны".

Эксперт также отметил, что пожизненное наказание может применяться по отношению к тем, кто на момент совершения им преступления достиг совершеннолетия. "Не стоит изменять этот возраст и я считаю, что 18 лет - это уместный показатель".

Между тем омбудсмен Армении настаивает на повышении возрастного порога для вынесения приговора о пожизненном заключении. Омбудсмен Армении Карен Андреасян считает несправедливыми положения действующего в стране законодательства по части, касающейся пожизненного заключения. Выступая на пресс-конференции 4 июля, Карен Андреасян напомнил о необходимости повысить возрастной порог с 18 до 21 года. Напомним, что соответствующая законодательная инициатива была представлена еще в 2012 году (news.am). "Однако это не та тема, где политикам можно покрасоваться, и налицо равнодушное отношение. Но ситуация такова, что ознакомление с состоянием приговоренных к пожизненному лишению свободы может выжать слезу из камня", - подчеркнул Карен Андреасян, добавив, что намерен вернуться к вопросу осенью. По утверждению Карена Андреасяна, вопрос не только в повышении возрастного порога, но в необходимости дать веру и возможность человеку исправиться, дать шанс пересмотреть дело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.