суббота, 7 июля 2012 г.

"Если государство не может защитить гражданина, то публикация персональных данных должна быть запрещена"

По мнению отечественного эксперта, в Азербайджане необходимо принять закон "О персональных данных"

07.07.2012 Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.АЛИЕВ

"В Азербайджане необходимо принять закон "О персональных данных", который требует Конвенция Совета Европы. Есть персональные данные этического характера, отвечающие вопросам национальной безопасности и т.д. Однако закон должен быть грамотно прописан, чтобы люди понимали, что можно публиковать и разглашать, а что нет. В Европе же биографические данные многих знаменитостей открыто публикуются. Европейское законодательство сформулировано разумным образом, и там каждый закон имеет свои требования". Об этом заявил "Эхо" глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.

По его словам, недавно в Конституцию Азербайджанской Республики внесли изменения, согласно которым фото или видеосъемка без предварительного разрешения запрещается. "Однако это ненормально. К примеру, иногда журналист или любой другой гражданин может стать свидетелем драки, убийства или дачи взятки. И у нас, если кто-то захочет заснять данное преступление на фотоаппарат или видеокамеру, это станет нарушением закона. А самое главное, что данная съемка или фотография не может быть представлена в суд в качестве вещественного доказательства. Нонсенс также заключается в том, что любой человек не может просто фотографировать на улице. Так как любое здание или объект отвечает чьи-то интересам и является искусством определенного дизайнера. А случайный прохожий, попавший в кадр и где-то обнаруживший свое фото, может обратиться в суд и призвать фотографа к ответственности".

"Я сам был в ситуации, когда затрагивался вопрос моих персональных данных. Некие журналисты поехали в Сумгайыт, где я родился, и начали проводить расследование. Нашли мою первую учительницу, выясняли у нее мою национальность, поведение и характер в детстве. Часто встречаются случаи, когда само государство организовывает кампании по использованию персональных данных. К примеру, вспомним погибшего журналиста Рафика Таги, который был атеистом. Среди нас живет большое количество атеистов, и никто ничего им не может сказать. Однако против Рафика Таги была организована антикампания, и в итоге его убили. Если государство не может защитить своего гражданина, то, безусловно, публикация персональных данных должна быть запрещена", - пояснил он.

Между тем, российским газетам могут запретить писать про бывших чекистов, членов расстрельных "троек" и прочих служащих силовых структур без их согласия. Как сообщили "МК" в Минкомсвязи, нововведения связаны прежде всего с принятием РФ Конвенции Совета Европы "О персональных данных", расширяющей права простых граждан на неразглашение биографии. Поэтому министерство подготовило проект поправок 18 документов, прямо или косвенно связанных с оглаской данных о гражданах. Так, документ предусматривает запрет на свободную публикацию сведений о бывших чекистах, участниках "троек", особых совещаний, прокурорах, судьях и прочих сотрудниках силовых структур, приложивших руку к политическим репрессиям, а также реабилитированных заключенных. В случае принятия поправок на упоминание в СМИ их имен или вех биографии, связанных с участием в репрессиях, необходимо будет получать согласие от самих чекистов и политзаключенных либо от их наследников.

Кроме того, значительно ограничить в правах могут организации, занимающиеся переписью населения. Если сегодня им позволено раскрывать информацию, скажем, о конкретном долгожителе, то в скором времени этого делать будет нельзя. За нарушение нового правила все государственные служащие могут быть уволены.

Отметим, что защита персональных данных - условный термин, применяемый для обозначения права индивида на доступ к своему персональному досье, имеющемуся в распоряжении государственных или частных "пользователей информации". Таким образом, защита персональных данных связана также с личным характером информации.

В 60-х и 70-х годах с приходом информационных технологий стал возрастать интерес к приватности. Возможность использования мощных компьютеров для слежки и контроля означала необходимость принятия особых правил, регулирующих сбор и обработку персональных данных. Во многих странах новые конституции отразили это право. Процесс обновления законодательства в данной области можно проследить со времени появления первого закона о защите данных, изданного в Германии в земле Гессен в 1970 г. После этого были приняты законы в Швеции (1973), Соединенных Штатах (1974), Германии (1977) и Франции (1978).

Из этих законов "выросли" два важных международных документа. Первый - Конвенция Совета Европы о защите прав личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. Второй - Руководящие принципы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию о защите приватности в связи с трансграничной передачей персональных данных. Эти положения определяют персональную информацию как данные, которые нуждаются в защите на каждом этапе - от сбора до хранения и распространения. Право граждан на доступ к своим данным и внесение в них изменений стало главной составляющей этих правил.

Два упомянутых соглашения сильно повлияли на развитие законодательства во всем мире. Почти 30 стран признали Конвенцию Совета Европы, и еще несколько государств собираются сделать это в ближайшем будущем. Многие государства, особенно в Центральной и Восточной Европе, Южной Африке и Южной Америке, приняли соответствующие законы, чтобы исправить последствия нарушений прав человека при тоталитарных режимах прошлых лет.

Многие страны, особенно в Азии, уже приняли (или разрабатывают) законы, направленные на развитие электронной коммерции. Правительства понимают, что в современном мире, насыщенном высокотехнологичными коммуникациями, персональные данные потребителей находятся под угрозой - особенно когда они пересылаются по Интернету. Поэтому в законах об электронном бизнесе появляются гарантии приватности.

Большинство стран Центральной и Восточной Европы принимает законы, основываясь на Конвенции Совета Европы 1981 года и Директиве Европейского союза о защите данных. Многие из этих стран в ближайшем будущем надеются стать членами ЕС. В других регионах мира государства приводят свои законы в соответствие требованиям ЕС просто потому, что иначе могут пострадать их торговые отношения с членами Евросоюза (63.rsoc.ru).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.