По словам отечественного эксперта, проблема политзаключенных остро стоит и в других странах мира
07.07.2012 Дж.АЛЕКПЕРОВА
"Раньше политзаключенными называли тех, кто жил в коммунистических и тоталитарных странах Латинской Америки и выступал против диктатуры. Сейчас положение изменилось, и многие страны просто не хотят признавать наличие политзаключенных. Таких государств много, поэтому нельзя привязывать "к позорному столбу" только Азербайджан или Грузию. Достаточное количество политзаключенных в России, Турции, бывшей Югославии (Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговине) и т.д". Об этом "Эхо" заявил глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, на прошлой неделе в Страсбурге состоялось заседание Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В его рамках - заседание Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека. С минимальным перевесом голосов доклад был принят для осенней сессии ПАСЕ. "По моему мнению, на данном заседании докладчик ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане Кристофер Штрассер достаточно четко дал описал критерии понятия "политический заключенный". Практически аналогичное мнение он высказывал и в 2001 году. Единственная разница лишь в том, что в этот раз он предложил переподтвердить ранее принятые критерии и распространить их не только на Армению и Азербайджан, а уже на все страны. Кстати говоря, его предложение получило позитивный отклик многих правозащитников.
"В своем докладе Штрассер поднял достаточно сколький вопрос, связанный с арестами экстремистов. Они занимаются политикой, арестованы по политическим мотивам, и обвинения в их адрес тоже считаются политическими. Однако могут ли они считаться политзаключенными? Мы, правозащитники, считаем их политзаключенными, но требуем справедливого суда. У Штрассера немного другой подход. Он предложил не считать политическими заключенными тех, кто покушается на права и свободы, гарантированные Европейской Конвенцией по правам человека (ЕКПЧ). Однако если их осудили несправедливо, то они автоматически становятся политзаключенными до тех пор, пока их дела не рассмотрит справедливый суд. Стоит отметить, что в нашей стране в тюрьме сидит более 250 человек только религиозных экстремистов. В таком случае, в будущем не исключены еще более веские недовольства в адрес нашего судопроизводства", - пояснил он.
Отметим, что комитет по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ тогда принял два доклада по политзаключенным, составленных немецким парламентарием Кристофером Штрассером. Оба документа были рекомендованы на обсуждение осенней сессии ПАСЕ. В случае одобрения пленарной сессией доклады обретут силу обязательных для исполнения резолюций ПАСЕ. Один из документов касается в целом определения понятия "политзаключенный"", в другом - дается оценка ситуации с политзаключенными в Азербайджане. "Необходимость в подготовке отдельного доклада по политзаключенным в Азербайджане была вызвана тем, что с 2005 года наблюдалось отсутствие сотрудничества властей этой страны с Советом Европы в этой сфере", - пояснил Кристофер Штрассер на пресс-конференции по окончании заседания комитета. Критерии понятия "политзаключенный", согласно докладу Кристофера Штрассера: 1) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской Конвенции по правам человека, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы собраний и объединений (речь идет именно о предъявлении прямых обвинений по этим вопросам); 2) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; 3) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению (то есть, если лицо содержится в заключении больше, чем полагается по закону); 4) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; 5) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей ("Кавказский узел").
Между тем, как рассказал в эксклюзивном комментарии УНН член украинской делегации в ПАСЕ Сергей Кивалов, главные вопросы, которые рассматривались в Комитете ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека, касались системных структурных проблем, связанных с выполнением решений Страсбургского суда по правам человека, в частности, проблемы с исполнением решений ЕСПЧ.
Как сообщил источник в ПАСЕ, не обошлось на заседании юридического комитета без скандалов, хотя и не громких. На повестке дня стоял вопрос определения понятия "политический заключенный" и рассмотрение вопроса о политических заключенных в Азербайджане. Однако азербайджанская делегация увидела определенную заангажированность в действиях докладчика из Германии, Кристофера Штрассера. А также речь шла о нарушении процедуры работы над подобным докладом. В связи с этим азербайджанцы потребовали отменить его. Докладчик, в свою очередь, увидел в действиях азербайджанской делегации попытку избежать ответственности за тему политических заключенных и настоял на своем докладе.
Комментируя упомянутые события, представитель парламента Украины в Комитете ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека Сергей Кивалов отметил, что доклад вызвал большой резонанс как среди членов Юридического комитета ПАСЕ, так и среди представителей дипломатических миссий при Совете Европы. "Докладчик, в той или иной степени, критиковал Испанию, Италию, Турцию, Венгрию, Азербайджан, Россию, Португалию и Грецию. Однако того, чего ждали с нетерпением - четкого нового определения "политический заключенный" - так и не прозвучало. Докладчик сослался на уже существующее определение. Однако оно несколько размыто. Скажу так: все ждали четкой, абсолютно новой формулировки, которой не прозвучало. Тем не менее, с минимальным перевесом голосов (26 - "за" и 22 - "против" и 4 - "воздержались" - Ред.), доклад был принят", - отметил украинский политик, говоря о подробностях заседания юридического комитета.
По словам парламентария, некоторые эксперты предполагают, что новой, четкой, единой для всех европейских стран - участниц Конвенции формулировки "политический заключенный" на ПАСЕ не прозвучало не случайно. По их мнению, сегодня многим не выгодно иметь четко сформулированное понятие, поскольку под него потом нельзя будет "подогнать" конкретных людей, совершивших уголовное или административное преступление и которые выдают себя за политических заключенных. "Да, такое мнение. Его активно обсуждали в кулуарах страсбургского Дворца Европы. Но то, что происходит в ПАСЕ, можно сказать, что мысль эта не беспочвенна. Чтобы прекратить политические спекуляции и пустые разговоры, нужно сегодня четко сформулировать, кто же такой "политический заключенный". Ведь если человек, например, совершил убийство, или грабеж, или украл у народа миллионы, и при этом критиковал власть - это политический заключенный или преступник? Видимо, не все хотят четкости и прозрачности", - сказал Кивалов.
По словам украинского политика, в октябре в Страсбурге, на заседании Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека, состоится представление его доклада, в которой Кивалов должен будет предложить эффективный проект реформирования Европейского суда по правам человека. "Работа над этим документом идет уже около двух лет. Это оказалось не так просто, ведь нужно было проанализировать проблемы во всех странах - участницах Совета Европы. Парламентской Ассамблеей Совета Европы мне было поручено именно изучить ситуацию с недостатками в работе Европейского суда по правам человека, которые привели к "завала" дел в ЕСПЧ, и предложить механизм реформирования Суда. Кстати, впервые Украины доверено такое серьезное международное вопрос", - резюмировал Кивалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.