понедельник, 20 декабря 2004 г.

Наша полиция нас бережет?..

- Что Вы сделаете, если Вас необоснованно задержит на улице сотрудник полиции?
- Как что? Сразу полезу в карман за «ширваном»!..

Из интервью с мелким уличным торговцем.


Не знаю, проводились ли когда-либо опросы общественного мнения о том, каких именно ситуаций опасается среднестатистический гражданин нашей страны. Но уверен, что если он будет проведен, то следом за пожаром или ужасами армянского плена первым будет идти задержание полицией. 

Полиции в том виде, в котором она сейчас существует, боятся все: и преступники, и законопослушные люди. Ибо попадание в лапы этого органа ничем хорошим не закончится. В лучшем случае человека просто оскорбят или опустошат его кошелек, в худшем – изобьют, покалечат или заставят взять на себя чужое преступление. 

Фантастические показатели раскрываемости преступлений в Азербайджане, недостижимые даже в куда более развитых странах мира, легко объясняются теми побоями, которые развязывают язык и делают сговорчивым даже невиновного. Но оставим в стороне мораль и постараемся разобраться, помогают ли на самом деле эти драконовские меры реальной борьбе с преступностью или же, «вешая» на пойманного воришку «висящие» на полиции преступления, органы просто улучшают отчетность?

Возьмем такой простой, не требующий особого анализа пример, как статистика изнасилований. У нас более 8 млн. человек, из них около 3 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет. Множество беженцев, безработных, наркоманов, психбольных, ветеранов войны, бывших зеков. Да и вообще народ у нас южный, горячий. И как же это отражается на изнасилованиях? 

А так: по официальным данным, за 7 первых месяцев прошлого года было зарегистрировано 33 изнасилования – по 1 в неделю (не в Баку, а по всей стране!). Для сравнения: убийств и телесных повреждений произошло 308, т.е. у нас убивали и калечили в 9 раз чаще, чем насиловали. 

Теперь сравним с текущим годом. Агентство "Тренд" со ссылкой на данные Госкомстата АР, сообщает, что в сравнении с за аналогичным периодом 2003 года за первое полугодие количество изнасилований уменьшилось на 56% и составило 11, т.е. менее 2 в месяц – по всему Азербайджану! Очевидно, что при том уровне насилия, когда происходят тяжелейшие преступления против личности, изнасилование должно было быть гораздо более частым явлением.

Для меня лично одной этой красноречивой мелочи достаточно, чтобы подорвать доверие ко всей гладкой статистике работы МВД. Надеюсь, что на фоне разнузданных конкурсов красоты, баров с полуголыми девицами и постоянно разгоняемых борделей ни у кого не повернется язык сказать, что пожаловаться нашим женщинам мешает их восточный менталитет. Так что или полиция не регистрирует преступления, чтобы не портить показатели, или же женщины обращению в родную полицию предпочитают быть безнаказанно изнасилованными. И то, и другое полицию уж никак не красит.

Понять людей, боящихся полицию больше, чем преступников, вполне можно. Года три назад столицу потряс случай, когда молодой инженер-нефтяник, заведомо не наркоман и не бандит, ночью возвращался с женой и другом из гостей. Может быть, слишком громко говорил – с кем не бывает? К несчастью, он не счел нужным носить с собою паспорт. Рядом остановилась полицейская автомашина, к нему придрались, избили, отвезли в полицейский участок. А когда минут через 40 туда приехал со взяткой его друг, парень с размозженной головой был уже мертв. Случай списали на неудачную попытку бегства с падением из окна. Дежурного офицера наказали за халатность, а избивших парня полицейских, стрательно «отмыв» от обвинений, убрали с глаз долой в другое отделение полиции. Где один из этих «хороших парней» был впоследствие арестован уже за грабеж иностранного дипломата.

И до, и после этого случая в полицейских участках происходили более чем странные случаи. То обвиненный в краже барана парень-беженец в “раскаянии” добровольно вешается в камере на собственных брюках. То музыкальный продюсер, допрошенный с пристрастием в связи с тем, что его телефонный номер был найден в чьей-то записной книжке, “добровольно” бросается из окна прокуратуры...

На недавней встрече с содокладчиками ПАСЕ министр внутренних дел страны Рамиль Усубов, описав грандиозные демократические преобразования в системе МВД, отметил, что только в 2002 и 2003 годах за различные правонарушения были наказаны 280 сотрудников. Не знаю, как там у гостей из Страсбурга, но у меня, как и ранее у Комитета против пыток ООН, возникло желание более детально узнать, как и за что именно были наказаны эти сотрудники. Ведь, предположим, «невнимание к жалобам граждан» может скрывать не только пренебрежение надоедливыми коммунальными склочниками, но и сознательное сокрытие преступления. Точно так же как «действиями, недостойными звания сотрудника полиции», могут быть и торговля семечками в нерабочее время, и пытки задержанных.

Увы, детальной статистики не предоставляют даже ООН, не говоря уже о местных журналистах. И не случайно, потому что, на мой взгляд, детализация «строгих» наказаний сотрудников полиции выявила бы их фактическую безнаказанность.

Вспомним один из немногих случаев, когда сотрудники полиции были наказаны не в административном, а в уголовном порядке за смерть избитого ими подозреваемого. Дважды экспертиза делала заключение, что человек, чей искалеченный труп был выдан родственникам, умер от сердечного приступа. И лишь через 3 (!) года, когда родственники погибшего представили цветные фотографии трупа каким-то гостям из Совета Европы, а те довели свое недоумение до Гейдара Алиева, по личному указанию главы государства началось следствие, и виновных наказали. 

Я знаю и другой похожий случай, когда родственники погибшего в полиции гражданина тоже достучались до Г.Алиева, который наложил на их заявлении собственноручную резолюцию. Однако ввиду высоких связей виновного он все равно ушел от ответственности.

Почему же для того, чтобы наказать простого сержанта или лейтенанта полиции в соответствии с законом за такое страшное преступление, как убийство чьего-то отца и сына, нужно вмешательство на уровне Совета Европы или президента? Почему покойный президент был вынужден, оберегая своего подчиненного от критики, заявить, что «пока я буду президентом, он будет министром»?

Естественный ответ: потому что силовые структуры у нас выведены из-под контроля общественности, стоят над законом и справедливостью. По другому, впрочем, и быть не может при бытующем подходе чиновников к Азербайджану как к некоему полицейскому государству. Полиция и другие правоохранительные органы при таком раскладе должны защищать в первую очередь не права и интересы граждан, а стабильность даже не власти – это было бы нормально, а определенной группировки у власти. Т.е. бить оппозицию, разгонять предвыборные митинги или пикеты пенсионеров. Если с этим будет порядок, то такие «мелочи» как пытки, коррупцию или очковтирательство в статистике, блюстителям ТАКОГО порядка охотно простят.

Возьмем даже прошлогодние октябрьские события в Баку. Да, там была взаимная потасовка полиции с оппозицией. Но есть закон, который прямо запрещает полиции бить женщин и журналистов и применять чрезмерные меры для подавления беспорядков. А в нашем случае на глазах у людей полицейские дубинками забили до смерти демонстранта, избили 70 журналистов, выбили глаз одной женщине, избили других женщин (у меня есть видеозапись). 

Наказали ли за это хоть одного полицейского? Ну, хоть бы лычку сняли с какого-то сержанта? Нет! Зато в этом июне присвоили очередные генеральские звания трем чиновникам МВД, включая начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), про пытки в котором рассказывают во время открытых судов десятки и сотни людей. Орденами и медалями наградили более 40 полицейских. Кто-то среди награжденных наверняка честно заслужил эти награды, некоторые получили их даже посмертно. Но среди награжденных немало и сотрудников пресловутого «бандотдела» (ГУБОП) и «горотдела» (Главного Управления полиции г.Баку), отличившихся в «славном Октябре»... Такая же картина наблюдалась и в 1990-х, после каждого акта братоубийства.

Излишне говорить, что поощрение лиц, виновных в правонарушениях при исполнении своих служебных обязанностей по охране законности, превращает полицию и органы национальной безопасности в личных слуг высших сановников. Однажды общество это уже пережило в виде разгула «ежовщины» и «бериевщины», и правящая партия, в большинстве своем состоящая из бывших членов КПСС, должна сделать из этого должные выводы, хотя бы из соображений самосохранения.

Хотя бы два вывода. Первый – что благими намерениями дорога в ад вымощена, т.е. превращая из «лучших побуждений», «ради народного блага» правоохранительные органы в подобие гестапо, власти роют себе могилу. В скором времени такие структуры начинают использоваться во внутрипартийной борьбе, для разборок внутри самой правящей элиты. Вот сейчас некий бывший высокопоставленный чиновник жалуется, что после нескольких критических интервью его допрашивают по 7 часов, до сердечных приступов, и преследуют даже его сына. А что, он раньше не видел, как то же самое делали с оппозицией?

Второй вывод из нашего горького прошлого: рано или поздно оставленные без общественного контроля репрессивные органы начинают свою собственную игру. При жизни Хозяина они ведут себя лояльно, а потом, как тот Берия после смерти Сталина, начинают тянуть одеяло на себя, превращаясь из орудия решения проблем в новую проблему. Не случайно так много спекуляций вокруг недавнего «неожиданного» смещения министра национальной безопасности, которого некоторые СМИ прочили в лидеры (может быть, злонамеренно, чтобы потопить). 

Правоохранительные органы необходимо реформировать так же, как и остальные сферы жизни. Нельзя сказать, что в этом направлении совсем ничего не делается. Например, 30 июня утверждена Государственная программа по усовершенствованию деятельности органов полиции в Азербайджанской Республике (2004-2008 годы). Одновременно были повышены ежемесячные должностные оклады сотрудников полиции и гражданских работников, занятых в системе органов внутренних дел, в среднем в 2 раза, а ежемесячные должностные оклады сотрудников регулярных частей полиции специального назначения и быстрого развертывания — в среднем в 3 раза. Ведь нормальная зарплата - первое предварительное условие для успешной борьбы против коррупции, которая должна особенно развернуться с января следующего года, когда войдут в силу некоторые законодательные акты в этой области. В 2002-2003 гг. осуществлялся проект ООН «Усиление возможностей и инфраструктур для защиты прав человека», ориентированный на МВД. Была укреплена и материальная база Полицейской Академии, в программу профессиональной подготовки которой включены специальные «демократические» и «правозащитные» темы.

Ну, а как же пресловутый человеческий фактор? Как можно проводить что-то новое и глобальное, не меняя кадры? Однако пока что даже на ключевых постах в МВД сидят те же самые люди, что и 10 лет назад. Иногда в порядке броуновского движения они перетасовываются, после чего все остается по-прежнему. Да и вообще, реформы – процесс неторопливый, а внутривластная борьба идет уже сейчас и заставляет вспомнить пример Берии.

Да что там Берия - вспомним наш 1995 г. Турки тогда инициировали элитарные “посиделки” оппозиции и силовиков на тему о возможности смены власти. Если верить обвинению, то один из оппозиционеров, давая свой анализ ситуации, заявил: “Выборы фальсифицируются одни за другими, так что оппозиции не светит прийти к власти цивилизованным путем. Остается госпереворот, который оппозиция осуществить не может, т.к. у нее уже нет вооруженных отрядов. Значит, поможет тот, у кого есть вооруженная сила и желание сотрудничать с оппозицией”. Простая абстрактная логика, продиктованная академическим прошлым этого бывшего министра, позднее обернулась для него тюрьмой. Но кое-кто из участников собрания действительно сделал позднее ставку на ОПОН.

Разгон ОПОНа в 1995 г., разгром движения “генералов” в 1995 и “полковников” в 2000 г. не устранил для властей опасность использования оппозицией каких-то законных вооруженных формирований. Случайно ли не так давно из подчинения МНБ вывели хорошо вооруженные и дисциплинированные погранвойска (а уже много позже сняли самого министра, находившегося в командировке)?

Если присмотреться к силовым структурам, целенаправленно ища построенную на личной преданности, дислоцированную в столице и к тому же находящуюся вне общественного контроля, мы опять придем к МВД. Внутренние войска, спецназ – все они могут быть использованы как против оппозиции, так и в ее пользу. Если будет приказ. Сейчас, когда нет Хозяина, державшего силовиков в страхе, и внутри команды власти начинаются все более чем очевидные “разборки”, возможность такого поворота событий отнюдь не призрачна.

Чтобы этот кошмарный сценарий не стал явью, властям надо сделать решительные превентивные шаги по чистке кадров МВД. К авантюрам потенциально более склонны все те, кто запятнал свой мундир преступлениями и привык ставить собственные интересы выше закона. Наказать таковых требует и инстинкт самосохранения, и общественность, уставшая от полицейского произвола. 

Таким образом, серьезная кадровая реформа в МВД, не вредя, а даже помогая стабильности власти за счет улучшения ее внутреннего и международного имиджа, а то же время оздоровит обстановку в полиции и ослабит возможность нелояльности силовиков.

И тогда, может быть, дети, повторяя за классиком, что “наша полиция нас бережет”, не будут добавлять: “сначала посадит – потом стережет”. И человек в полицейской форме не будет вызывать такой аллергии.

Эльдар Зейналов,
директор Правозащитного Центра Азербайджана

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.