Азербайджанские депутаты не думают, что это может плохо отразиться на международном имидже нашей страны
Р.ОРУДЖЕВ
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, “выражающую серьезную озабоченность по поводу нарушений прав человека, которые продолжают совершаться в Туркменистане”. Резолюцию одобрили 72 государства при 37 “против” и 53 воздержавшихся. По сообщению интернет- издания “Время новостей”, Азербайджан выступил против принятия документа.
Россия была единственным государством СНГ, поддержавшим решение Генассамблеи ООН. Данная резолюция была принята Генассамблеей в канун первой годовщины “событий 25 ноября” в Ашгабате, или так называемого “покушения” на Туркменбаши. Оно стало поводом для кампании по тотальному уничтожению любого инакомыслия в стране, развернутой туркменскими властями. Показательным примером этой кампании стал принятый спустя два с лишним месяца после ноябрьских событий указ президента Туркменистана, трактующий понятие “изменник родины”. Таковым в стране уже наступившего “золотого века Туркменбаши” должен быть объявлен всякий, кто “сомневается в правильности политики, проводимой президентом Ниязовым”. Это преступление предусматривает — наказание вплоть до пожизненного заключения. Резолюция ООН призывает правительство Туркменистана “в полной мере осуществить меры, изложенные в резолюции Комиссии ООН по правам человека от 16 апреля 2003 года. Ашгабат должен информировать комиссию до начала ее 60-й сессии о шагах, предпринимаемых в этом направлении”. В ооновском документе содержится призыв к Ашгабату “немедленно предоставить Международному комитету Красного Креста, а также адвокатам и родственникам доступ к лицам, содержащимся под стражей”. Это требование является, пожалуй, самым важным, поскольку ничего не известно о том, живы ли еще многие десятки осужденных по делу о “событиях 25 ноября”, не говоря уже о том, что они лишены какой-либо юридической или медицинской помощи.
Среди тех стран СНГ, кто “вступился” в ООН за Ашгабат, были Азербайджан, Беларусь, Грузия (представитель теперь уже экс-президента Шеварднадзе), Молдова, Таджикистан и Украина. Воздержался при голосовании представитель Казахстана. Предпочли за благо устраниться от голосования (“отсутствовали”) Армения, Кыргызстан и Узбекистан. Туркменистан, среди прочих, поддержали члены Организации Исламская конференция, Северная Корся, Куба, Китай, Вьетнам, Зимбабве.
Нельзя сказать, что с поддержкой такого решения Азербайджан попал в самую достойную компанию. Интересно, насколько сильно этот отказ Баку от жестких требований в отношении Ашгабата может отразиться на международном имидже Азербайджана.
К примеру, член парламентской комиссии по международным вопросам и межпарламентским связям Наира Шахтахтинская считает, что, поступая таким образом, полномочный представитель Азербайджана при ООН, возможно, тоже исходил из желания соблюсти подобающий международный имидж Азербайджана. Вместе с тем депутат отметила, что ей “трудно давать оценку компетентно”, “хотя в общем-то я за то, чтобы и демократия развивалась, и права человека были защищены во всех странах СНГ”.
Глава вышеупомянутой парламентской комиссии, руководитель азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов в своем комментарии отметил, что не хочет вдаваться в конкретные подробности голосования по “туркменской” резолюции, “но следует очень внимательно относиться к каждому акту голосования в ООН, и, видимо, здесь у нас есть определенные проблемы, о которых надо говорить”.
Вместе с тем Сеидов не считает, что “конкретный какой-то шажок может иметь какие-то далеко идущие последствия” для Азербайджана. “Но вопрос заключается в том, что надо очень внимательно относиться к каждому шажку, потому что из шажков складывается шаг”.
На просьбу дать оценку уровню демократии в Туркменистане, Сеидов заметил, что “демократия не такая простая вещь, чтобы говорить о ней такими категориями, как ”да" и “нет”. Но, конечно, очень много чего нужно сделать в Туркменистане, чтобы можно было говорить вообще об определенных демократических достижениях".
В свою очередь директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов не думает, что отказ подписаться под резолюцией ООН сильно повлияет на отношение к нашей стране со стороны международного сообщества. "Потому что у Азербайджана, как и у очень многих других стран СНГ, уже сложился определенный имидж. То есть, государство, которое держит политзаключенных, естественно, находится на плохом счету". По словам Зейналова, это не первый случай, когда Азербайджан пытается блокироваться с теми странами, которые тоже отмечены наличием политзеков. “Когда в ПАСЕ разбирали проблемы, связанные с политзеками, Азербайджан поддержали некоторые депутаты из Турции, России, Болгарии, Хорватии, из других посткоммунистических стран, которые сами имеют проблемы такого же порядка”, - сказал правозащитник.
Как считает Зейналов, в настоящее время складывается объединенный фронт нарушителей прав человека в международных организациях. “То есть, они стараются действовать скоординированно и оппонировать представителям цивилизованных стран. До 11 сентября 2001 года это не носило такого организованного характера главным образом потому, что нс было идеологической основы для такого блокирования”. Сейчас приоритетом стало поддержание стабильности, а уже во вторую очередь решение проблем с правами человека и прочих. События 11 сентября сильно укрепили позиции тех постсоветских режимов, которые до тех пор были на очень плохом счету. “Это Узбекистан, Кыргызстан и Азербайджан”. Их участие в контртеррористических операциях, которые не были поддержаны ООН, позволило им заручиться поддержкой некоторых сверхдержав, отметил Зейналов.
Газ. "Эхо", 28.11.2003 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.