вторник, 30 мая 2000 г.

Представители Международной Хельсинкской Федерации посетили переселенцев из Лачина

Исполнительный директор Международной хельсинкской федерации по правам человека (МХФ) Аарон Роудс и его заместитель Брижитт Дюфур посетили 28 мая вынужденных переселенцев из Лачина, компактно разместившихся в профтехучилище в пос.Джейранбатан вблизи Сумгайыта.

Гости, которых сопровождали сопрезидент фонда “Евразия Пресс” Умуд Мирзоев, директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов и член Совета ПЦА Залиха Тагирова, ознакомились с условиями проживания переселенцев, медчастью, школой, провели беседы с людьми.

“Мы не выбирали для визита специально это место, - сообщил Э.Зейналов,- однако столкнулись там почти со всем набором проблем, которые имеют наши граждане, насильственно изгнанные из районов равнинного Карабаха. Нищета, отсутствие работы, забитость. На наших глазах беженцы провожали в последний путь 8-месячного ребенка, умершего от одной из многочисленных болезней. А в медчасти этого общежития не было даже стульев, не говоря уже о недостатке лекарств".

Мнение директора ПЦА: “Нельзя списывать на одно только отсутствие средств те многочисленные бытовые неудобства, которые испытывают эти люди. Например, из-за неполадок уже имеющейся канализационной системы нечистоты заливают подвал, создавая зловоние, антисанитарию и провоцируя болезни у жителей нижних этажей. Новые трубы, как говорят, завезли, но не прокладывают, вероятно, ожидая за эту услугу денег от и без того обездоленных и нищих людей. Но ведь в любом случае, живут ли там беженцы или студенты, местные власти должны держать канализационную систему в порядке. А тем временем, пока местные власти не выполняют свои обязанности, на близлежащем кладбище прибавляются свежие могилы”.

Гости из МХФ оценили визит к переселенцам как полезный, учитывая, что в центре их внимания в ходе поездки находятся именно правозащитные аспекты проблемы Нагорного Карабаха.

Напомним, что исполнительный директор МХФ посетил Азербайджан впервые, по приглашению ПЦА, который является партнерской организацией МХФ. В рамках этого визита 27 мая гости посетили Ресурс-центр правозащитных организаций и встретились там с местными правозащитниками, выслушав их мнение о ситуации с правами человека в стране.

Отдел новостей

Газ. «Зеркало», 30.05.2000 г.



«Я не хотел бы‚ чтобы сейчас Азербайджан стал членом СЕ»,

- заявляет директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов. По его словам, “поспешное принятие Азербайджана в Совет Европы может привести к тому, что успеют покрасить лишь фасад, без какого-либо ремонта внутри”

- Чем вы объясните последнее решение одной из комиссий Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), не рекомендовавшее рассмотрение вопроса о приеме Азербайджана в СЕ до проведения в стране парламентских выборов?

- Политический комитет ПАСЕ, заседавший на прошлой неделе в Дублине (Ирландия), больше хотел вырвать страну из сферы влияния России и опасался того, как бы Армения не была принята в СЕ до Азербайджана. Последнее, как выразился один из депутатов Европарламента, “было бы ошибочным для усилий по мирному урегулированию конфликта в Карабахе". Комитет был достаточно снисходителен к “отдельным еще имеющимся недостаткам”, и в целом, соответствуя своему названию, исходил из общеполитических соображений. Поэтому подавляющим большинством голосов комитет одобрил доклад Бомеля и проголосовал за рассмотрение вопроса о членстве Азербайджана в СЕ уже в июне.

Другое дело - комитет ПАСЕ по правовым делам и правам человека, который рассмотрел тот же вопрос 22 мая в Лимассоле (Кипр). Один из участников этого заседания с досадой отметил, что “многие члены этого комитета нечувствительны к политическим соображениям” и считают, что надо сначала проверить зрелость демократии в Азербайджане на ноябрьских парламентских выборах. Кроме того, большинство комитета высказалось за освобождение ВСЕХ политических заключенных. Непонятно, правда, есть ли у СЕ полный список, который не вызывал бы вопросов.

— Однако пленарная сессия ПАСЕ в июне может рассудить иначе и пройти мимо этого предложения. Вполне возможно, что политические соображения могут взять верх.

Как бы то ни было, чтобы “понравиться” СЕ, властям Азербайджана, видимо, будет необходимо скорректировать свои позиции в вопросах законодательства о выборах и пересмотра дел многих политических заключенных.

- А каково ваше собственное отношение к вопросу о членстве Азербайджана в СЕ?

- Власти, которые считают рукопожатие американского президента доказательством успехов демократии в Азербайджане, хотели бы этого, чтобы улучшить свой собственный имидж. Оппозиция и часть правозащитников

хотели бы иметь инстанцию для жалоб вместо ушедшего в небытие советского центра, заменить Москву Страсбургом. Однако часть правозащитников, и я в том числе, хотели бы членства страны в СЕ для того, чтобы были введены новые стандарты в области прав человека. Поспешное принятие Азербайджана в СЕ может привести к тому, что успеют покрасить лишь фасад без какого-либо основательного ремонта внутри.

Поэтому я не хотел бы, чтобы сейчас Азербайджан стал членом СЕ. Необходимо завершить многие реформы. Я знаю, что и в Армении существуют правозащитники, которые хотели бы отсрочить прием Армении в СЕ до проведения необратимых реформ в области прав человека.

- А что вы скажете о такой проблеме, как количество политзаключенных?

- Это количество зависит от самого определения этого понятия. Если это т.н. узник совести, т.е. человек, который был арестован за мирную пропаганду своих ненасильственных идей, то они составляют достаточно малый процент от лиц, арестованных как “изменники Родины", “заговорщики”, “бандиты”, “сепаратисты", “террористы” и т.п. Более широкое понятие, используемое организацией "Международная амнистия" и нашим Правозащитным центром, включает всех заключенных, чьи дела содержат заметный политический элемент. Это уже не только узники совести, но и политики, арестованные как уголовники; уголовники, арестованные как политики; люди, арестованные и осужденные как уголовники исключительно из-за их родства с политиками; политические террористы; участники незаконных вооруженных формирований и попыток насильственного государственного переворота и пр.

Естественно, что часть из них представляет угрозу обществу и едва ли должна быть освобождена. Да и “Международная амнистия” требует не этого, а лишь справедливого суда, с соблюдением всех гарантий правосудия.

Но вот какую часть в таком случае можно было бы безусловно освободить? Ведь даже один процент от числа почти в тысячу политзаключенных делает уже десять человек. Кстати, последние помилования 1998-2000 гг., в результате которых вышли на свободу десятки “политических”, показывают, что даже и к участникам насильственных политических акций можно отнестись со снисхождением.

Некоторый конфуз был создан последним отчетом государственного департамента США, в котором было указано, что количество политических заключенных у нас стремительно уменьшается и на конец 1999 г. составляет всего 50 человек. После этого ко мне обратилось сразу несколько западных организаций, в том числе из СЕ, с просьбой дать список “этих ваших пятидесяти политзаключенных". Пришлось отослать им наш список, потянувший на добрый килограмм.

На мой взгляд, необходимо вначале осуществить всеобщую амнистию рядовых участников незаконных вооруженных формирований, которые не замешаны в преступлениях против личности (убийства, пытки) и других преступлениях (воровство, рэкет и пр.). Такие амнистии с успехом осуществлялись в годы советской власти. Дела же остальных политзаключенных, которых останется примерно 20% от общего числа, необходимо будет заново пересмотреть с учетом имеющихся в их делах или у правозащитников сведений о возможно, примененных к ним незаконных методах ведения следствия. Такой прецедент также имелся в 1950-е послесталинские годы. На свободу их, может быть, и не выпустят, но переквалифицируют статьи обвинения, подойдут к вынесению приговора с учетом индивидуальной вины, личности подсудимого, его семейных обстоятельств, былых заслуг перед страной и пр.

Несомненно, что честные выборы и освобождение политзаключенных были бы важными шагами к национальному примирению, отсутствие которого дестабилизирует страну и лежит камнем преткновения на дороге в СЕ, к урегулированию карабахской проблемы, к демократии.

Отдел новостей

Газ. "Зеркало", 30.05.2000 г.



пятница, 26 мая 2000 г.

Упреки: Власть и оппозиция не могут простить друг другу отсрочки в принятии Азербайджана в Совет Европы

К. АЛИ

Виновником конфуза, случившегося с Азербайджаном в правовом комитете Парламентской ассамблеи Совета Европы, оппозиция считает руководство страны. Необъективность проведенных в стране выборов дала повод депутатам СЕ усомниться в том, что, вступив в Евросовет, Азербайджан проведет ноябрьские выборы в Милли меджлис объективно.

Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов приводит другой случай, подтверждающий эту мысль. Во время его беседы с Жоржем Клейрфайдом - депутатом ПАСЕ от Бельгии, являющимся докладчиком комиссии по правам человека по Азербайджану, он получил информацию о ситуации с правами человека в стране, “После этого он, выслушав нас, лишь развел руками: "И вы хотите сказать, что с такой практикой Азербайджан готов стать членом СЕ?" ("Билик дуньясы”).

В партии власти “Ени Азербайджан” виновником происходящего считают . оппозицию. В беседе с “Зеркалом” завотделом межпартийных связей ПЕА, депутат Саяд Аран посетовал нато, что большинство из приглашенных в конгресс США на вчерашние слушания составляют лидеры оппозиции, и поэтому вполне возможно, что их итог нанесет удар по имиджу страны. Будут выступления и представителей официального Баку, но оппозиционеры, считает С.Аран, уже создали в США отрицательное мнение о будущих выборах в Азербайджане.

С.Аран уверен, что партии торопятся, заранее характеризуя еще не прошедшие выборы как антидемократические. Да и прошлые выборы он считает вполне удавшимися: “Надо быть реалистом - сегодня в Милли меджлисе много сильных интеллектуалов, политиков, других представителей народа".

Самой непростительной ошибкой оппозиционеров С.Аран называет то, что они иногда превращаются в инструмент в руках антиазербайджанских сил, дают им повод нанести удар по нашей государственности.

„Ни в одной другой постсоветской стране нет столь радикальной оппозиции, как у нас. "В соседних странах тоже на выборах бывают фальсификации, но там оппозиция об этом не трубит на весь мир», - возмутился депутат.

Отвечая на вопрос, не считает ли он виновной и власть, изгалявшуюся при разгоне митинга, С.Аран привел известный тезис: митинг, не разрешенный государством, надо разгонять всеми законными методами. “Не пролилось же и капли крови на разрешенном митинге 20 мая!”. Аран назвал решение комитета СЕ предвзятым и несправедливым, показателем отрицательного отношения к Азербайджану со стороны некоторых лиц в руководстве СЕ. Наверное, предположил он, Милли меджлис предпримет какие-то меры для исправления. сложившейся ситуации в СЕ.

Газ. «Зеркало», 26.05.2000 г.




суббота, 6 мая 2000 г.

Полиция вновь применила силу против пикетчиков

Пострадал наш корреспондент

МОВСУН

Вчера группа местных правозащитников - представителей Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, Правозащитного центра, Ресурсного центра по правам человека, Хельсинкской комиссии по правам человека и других организаций собиралась провести акцию протеста перед зданием Министерства внутренних дел. Акцию планировали под лозунгом, "Полиция, уважай Конституцию!”

Полиция знала, когда и где соберутся правозащитники, и устроила засаду” перед Центральным универмагом. Попытка правозащитников развернуть плакаты привела полицейских в действие - были сорваны плакаты и транспаранты с приклеенными к ним цитатами из Конституции Азербайджана.

Стражи порядка вытеснили пикетчиков и журналистов в подземный переход. Полицейским помогли солдаты президентской гвардии, вызванные по непонятной причине - пикетчиков было всего человек девять. "Подземка" быстро заполнилась криками и руганью.

Действовали довольно жестко, несмотря нато, что участниками пикета были в основном женщины. Еще немного, и протестанты выжали людей из подземелья через другой, противоположный от МВД выход.

Особенно досталось журналистам, несмотря на давление полиции, сумевшим-таки зафиксировать это безобразие. Попытки нашего корреспондента взять комментарий у председателя АНК ХГА Арзу Абдуллаевой и председателя Хельсинкской комиссии по правам человека Али Мустафаева оперативно пресекались. Стоило ему подойти к директору Ресурсного центра по правам человека Мехти Мехтиеву, как корреспондент был задержан и отпущен только благодаря помощи правозащитников.

По словам председателя Правозащитного центра Эльдара Зейналова, акция была организована в знак протеста против разгула полицейского засилия в стране. "Мы просто пытались передать руководству МВД свое письменное обращение, и даже если кто-то из полицейского ведомства подошел бы и взял у нас это обращение, мы бы спокойно разошлись”, - утверждает правозащитник.

Однако, по его словам, в ответ на их обращение в МВД с просьбой принять у них заявление те приказали разогнать пикетчиков.

Сразу же после акции правозащитники встретились с представителями Верховного комиссариата Совета Европы. По словам директора департамента по правам человека Саиды Годжаманлы, они информировали представителей ВК СЕ о случившемся, после чего соответствующая информация была передана в Страсбург. С.Годжаманлы расценила случившееся как "умышленную попытку помешать вступлению страны в Совет Европы”...

Газ. "Зеркало", 6.05.2000