пятница, 2 февраля 2024 г.

В чем не прав Егише Киракосян?

02/02/2024

Правозащитник: Идея никазать кого-то в Азербайджане за что-то, произошедшее ранее 1 февраля, не более чем фантазии тех, кто не читал Римский статут.

Армения официально присоединилась к Международному уголовному суду (МУС) в Гааге. «1 февраля в Армении вступил в силу Римский статут МУС. Присоединение к МУС дает Армении возможность предотвращать военные преступления и преступления против человечности на своей земле», — заявил представитель премьер-министра Армении по международным правовым вопросам Егише Киракосян.

По его словам, это в первую очередь касается Азербайджана.

Западные СМИ пишут, что среди прочего этот шаг также означает, что Армения могла бы задержать президента России Владимира Путина по ордеру Гаагского суда в случае его визита в страну.

Напомним, Россия резко критиковала Армению за желание присоединиться к Римскому статуту, называя это решение «недружественным актом». В свою очередь премьерминистр Армении Никол Пашинян неоднократно отмечал, что действия Армении не направлены против Москвы.

Международный уголовный суд в марте 2023 года выдал ордер на арест Путина по подозрению в депортации тысяч детей из регионов Украины. Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда и, следовательно, его решения.

Но прежде всего, интересно замечание Киракосяна о том, что присоединение к МУС дает Армении возможность предотвращать военные преступления и преступления против человечности на своей земле, и это «в первую очередь касается Азербайджана». Каким образом на практике это может касаться Азербайджана? То есть, что конкретно может предпринять Армения против Азербайджана, воспользовавшись инструментами МУС? И какую роль тут играет то обстоятельство, что наша страна не подписала Римский статут, а, следовательно, тоже не признает юрисдикцию Международного уголовного суда? Это первое.

Второй вопрос – какие последствия для Еревана могут быть теперь со стороны недовольного Кремля? Ведь по сути Армения отныне обязана арестовать Путина, если его нога ступит на ее землю. Вряд ли это понравится Москве. Что, интересно, она предпримет?

Прежде всего, отметил в комментарии Pressklub.az директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, следует сказать несколько слов о самом Международном уголовном суде (МУС).

По его словам, к моменту создания МУС, международное сообщество (под которым обычно подразумеваются страны-члены ООН), признало преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии такими серьезными международными преступлениями, с безнаказанностью которых надо бороться как на национальном уровне, так и с помощью международного сотрудничества.

«Отметим, что в отношении преступления агрессии пока еще нет международно признанного определения и изложения условий, в которых МУС осуществлял бы юрисдикцию касательно этого преступления, но в будущем такие преступления будут под нее подпадать.

МУС, созданный на основе т. н. Римского статута и начавший свою работу 1 июля 2002 года, с этой даты обладает международной правосубъектностью и такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей. Он может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

Ратифицируя Римский статут, государство-участник признает его юрисдикцию в отношении упомянутых международных преступлений, совершенных его гражданами либо на его территории (в том числе на борту принадлежащего ему морского или воздушного судна), после даты вступления в силу Статута для этого государства. Государство, не являющееся участником МУС, может признать его юрисдикцию в отношении конкретного преступления путем подачи соответствующего заявления Секретарю, после чего будет обязано сотрудничать с МУС без каких бы то ни было задержек или исключений», — рассказал правозащитник.

МУС — довольно большое учреждение, включающее президиум, отделения и палаты, канцелярию прокурора, секретариат. Самое заметное лицо в этом учреждении, пожалуй, прокурор МУС, которым с 2021 г. является Карим Ахмад Хан (Великобритания), говорит Зейналов.

К прокурору МУС может обратиться за проведением расследования государствоучастник МУС или Совет безопасности ООН. Расследование может возбуждать и сам прокурор на основе собранной им информации.

Помимо представленной прокурору официальной информации, он может запрашивать дополнительную информацию у отдельных государств, органов ООН, межправительственных или неправительственных организаций или из иных надежных источников, и может получать письменные или устные свидетельства в месте пребывания МУС. Если анализ этой информации приведет к выводу о наличии достаточных оснований для возбуждения расследования, то прокурор обращается за санкцией в Палату предварительного производства с просьбой дать на это санкцию вместе с подкрепляющими эту просьбу материалами. Прокурор также может потребовать ареста подозреваемых.

«Не буду описывать детально прописанные в Статуте процедуры работы МУС, отмечу лишь, что государства-участники МУС обязаны сотрудничать с Судом, в том числе и в аресте лиц, на которых выписан ордер на арест.

При определении меры наказания МУС учитывает тяжесть преступления и личность осужденного. Наказание за несколько преступлений не должно быть меньше срока, предусмотренного самым суровым отдельным наказанием, и не должно превышать 30 лет лишения свободы или меры наказания в виде пожизненного лишения свободы», — рассказал директор ПЦА.

Что касается слов Киракосяна насчет Азербайджана, надо учитывать, что МУС в принципе наказывает не какую-либо страну, как, например, Международный Суд ООН, а лишь конкретных людей, виновных в международных преступлениях, говорит Зейналов. «Причем лишь с момента, когда страна стала членом МУС. В случае Армении, это 1 февраля 2024 г. Так что идеи наказать кого-то в Азербайджане за что-то, произошедшее ранее этой даты, например, во время Первой или Второй Карабахских войн, не более чем фантазии тех, кто не читал Римский статут.

Кстати, и для Азербайджана вступление Армении в МУС тоже не дает никаких шансов наказать через эту структуру виновных в резне в Ходжалы, ракетных обстрелах Гянджи или, например, в бесследном исчезновении более 3 тысяч азербайджанских пленных. МУС такими преступлениями занимается, но ведь и граждане Армении тоже ответственны перед МУС лишь с 1.02.2024 года», — сообщил эксперт.

Что же до взаимоотношений с Россией после принятия такого решения, действительно, Армения как член МУС теперь может попасть под критику, если не станет арестовывать приезжающих в нее россиян, скрывающихся от МУС, отметил он. «Например, того же В.Путина, или уполномоченную по правам ребенка Марию Львову-Белову, если они решатся туда приехать. По ходу войны с Украиной, количество российских военных преступников в списке МУС может лишь увеличиться.

Но к Армении [у России] и без того немало претензий из-за попыток армян вырваться из сферы влияния России. МИД РФ часто их озвучивает. Когда у Кремля закончится терпение, он постарается как-то наказать своего стратегического партнера», — полагает Э.Зейналов.

Рауф Оруджев

https://pressklub.az/eksklyuziv/v-chem-ne-prav-egishe-kirakosyan/?lang=ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.