среда, 23 марта 2022 г.

Создаст ли Азиопа собственную систему прав человека?

Итак, свершилось. 25 февраля Совет Европы приостановил представительство России в Парламентской ассамблее и Комитете министров СЕ. 15 марта ПАСЕ единогласно проголосовала за исключение России из СЕ. В тот же день Министр иностранных дел РФ вручил генсекретарю СЕ решение о выходе страны из организации. С 16 марта Россия стала второй, после Беларуси, европейской страной, не входящей в эту структуру. Россия уже сообщила, что денонсирует Устав Совета Европы, Европейскую конвенцию по правам человека и еще четыре конвенции, участие в которых предусмотрено только для членов Совета Европы.

Спуск российского флага в Страсбурге

Это событие, естественно, повлияет на общую ситуацию с правами человека во всем Евразийском регионе.

И не важно, кто в данном случае был инициатором разрыва отношений России с Советом Европы. К этому давно шло, с обеих сторон крепло и высказывалось вслух недовольство этим мезальянсом. Европа тянула с реакцией, ее не могли убедить ни бойня в Чечне, ни война с Грузией и с признанием «независимости» Абхазии и Южной Осетии, ни прямая аннексия Крыма. Даже после признания «ЛНР» и «ДНР» и масштабного вторжения российских войск в Украину потребовалась пара недель, чтобы принять решение об исключении РФ из СЕ, причем ряд членов Совета и сейчас против санкций. То же и в ООН, где Россию поддержали некоторые страны третьего мира.

Все это говорит о том, что в регионе идет подковерная борьба между сторонниками западной и восточной ориентации, между Евразией и Азиопой. Это подтверждается заявлениями сторон.

Так, МИД РФ отметил, что при вступлении страны в СЕ, эта организация «позиционировала себя как деполитизированная структура, призванная стать гуманитарно-правовой опорой «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока» (т. е. Евразии). Но затем страны НАТО и ЕС, по мнению МИД, «злоупотребили своим большинством в Совете». В свою очередь, глава пресс-службы Госдепартамента США от лица коллективного Запада заявил, что выход России из Совета Европы обоснованный, так как страна не разделяет европейские ценности. Так что стороны сошлись во мнении о том, что европейские ценности, хранителями и толкователями которых является Евросоюз и примкнувшие к нему США, не для России и иже с нею.

Теперь, видимо, произойдет оформление собственных, условно «азиатских ценностей» и политическое и экономическое оформление опирающейся на них Азиопы. Не случайно в Кремле изобрели список «недружественных стран», где за вычетом Австралии, Микронезии, Новой Зеландии, США и Канады, все остальные 40 с лишним официальных недругов России расположены на нашем материке, в основном, в Европе.

Ряд стран Европы и Азии в «черный список» Кремля не вошли. Например, из стран бывшего СССР «недругами» объявлены лишь прибалты и Украина (но не Грузия, с которой РФ воевала!), из стран бывшей Югославии — Хорватия, Словения, Черногория (но не Сербия с Боснией). Южная Корея — в числе врагов, Северная — среди друзей, и т. д. Видимо, в ближайшее время Азиопа примет более четкие очертания, когда в вопросе дружбы с нынешней Россией определятся меньшие братья Европы и азиатские страны. Лакмусовой бумажкой в данный момент выступает отношение этих стран к войне в Украине и санкциям Запада против РФ.

Пока что этот процесс идет неспешно, и не только ввиду присущей Востоку неторопливости, но и в связи с ролью Китая в азиатской части континента. Хотя он и поддержал Россию в ООН, но явно не настроен идти в фарватере Кремлевской политики. Если учесть, что у Пекина такие козыри, как динамично развивающаяся экономика, 1,5 млрд населения, сильная армия и атомная бомба в арсенале, то в Азиопе явно намечается «две головы в одном котле». В то время, как «коллективный Запад» и РФ сцепились в серьезном конфликте, знаменитая китайская притча о «третьем радующемся» вполне может обернуться реальностью.

Выход из СЕ был лишь закономерным результатом давно пропагандируемого в России взгляда на западных соседей как на «Гейропу», «фашистов», которым надо указать их место, для чего «можно и повторить» европейский поход Красной Армии и порабощение Центральной и Восточной Европы. Чем обернется для России и россиян лишение их европейского выбора и ведшаяся четверть века девальвация европейских ценностей?

С учетом глубоких экономических и культурных связей с Россией, эта истерия выглядит иррационально, но она имеет глубокие исторические корни. Еще Достоевский писал: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; …русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход! Да, если есть один из важнейших корней, который надо бы у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию. Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами и скажут про нас, что мы азиаты еще более чем европейцы. Этот стыд, что нас Европа сочтет азиатами, преследует нас уж чуть не два века...

Этот ошибочный стыд наш, этот ошибочный наш взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), — этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей, и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых бог знает сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, а не азиаты… И чего-чего мы не делали, чтоб Европа признала нас за своих, за европейцев, за одних только европейцев, а не за татар… Но от окна в Европу отвернуться трудно, тут фатум… Азия, азиатская наша Россия,— ведь это тоже наш больной корень, который не то что освежить, а совсем воскресить и пересоздать надо! Принцип, новый принцип, новый взгляд на дело — вот что необходимо!»

Это почти дословно то, что мы слышим с высоких российских трибун. Видимо, отрывая от себя Европу, Кремль сейчас и применяет этот «новый принцип»...

Обернется это (и уже оборачивается!) большими экономическими потерями, и трудно представить, как это будет скомпенсировано после того, как российско-европейский конфликт будет каким-то образом остановлен. После 1945 года восстановление экономики СССР осуществилось за счет ограбления Германии, откуда тащили все - от высоких технологий до иголок для патефона. Но вряд ли это пройдет дважды, поэтому неминуемо наступит время лишений и поживы для «третьего радующегося».

Ситуация выглядит настолько абсурдной, что многим трудно удержаться от персонификации зла и упрощения происходящего до констатации медицинских проблем у одного или у десятка человек в верхах. Но проблема не решается вызовом в Кремль психиатра, ибо действия нынешнего руководства в той или иной степени поддерживаются большинством населения России, зараженного массовой «достоевщиной».

Отсюда очевидно, что последуют репрессии против несогласного меньшинства, которое будет выступать против мобилизации населения на борьбу с «временными трудностями» военного и послевоенного периода. Они уже начались, хотя пока носят «вегетарианский» характер. Но, судя по прогрессирующей реабилитации сталинских палачей и сталинщины, переписыванию истории ХХ века и призывам восстановить в России смертную казнь, это затыкание ртов может закончиться гораздо худшим. Тем более, что с уходом страны из Совета Европы, исчез и тормоз в виде Евросуда...

Естественно, что Зазеркалье возводимой Азиопы не сможет обойтись без собственной системы защиты прав человека, разумеется, «более прогрессивной», чем у соперников. Даже при Сталине были декларированы и гарантированы «Сталинской Конституцией» права человека, были «социалистическая законность» и «самый справедливый в мире» суд. Другое дело, как эти права осуществлялись и с какими ограничениями — но этот фасад был.

Но вот чего не было при Сталине — это отдельной международной системы прав человека для единоверцев. А у Путина она есть, хотя до настоящего времени не применяется. Это Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995 года в Минске, которую можно найти на сайте Депозитария СНГ (cis.minsk.by). О ней за последнюю четверть века практически не вспоминали, поэтому опишу ее подробней.

В преамбуле этого договора упоминаются лишь документы ООН и ОБСЕ, она не содержит никаких географических ограничений и может быть принята и «другими государствами, разделяющими ее цели и принципы, путем сдачи депозитарию уведомления, подтверждающего выполнение ими внутригосударственных процедур» (ст.39). То есть, гипотетически, это может быть и Сирия, и Вьетнам, и Северная Корея, и даже государства за географическими границами Евразии.

Сама Конвенция включает 39 статей, из которых статьи 2-29 гарантируют права, причем во многом повторяющие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и протоколы к ней, а в чем-то даже выходят за ее рамки, захватывая область Европейской Социальной Хартии.

Конвенция гарантирует: право на жизнь (ст.2), запрет пыток (ст.3), запрет рабства и принудительного труда (ст.4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5), право на справедливый суд (ст.6), запрет реатроактивного применения закона, повторного осуждения и право на пересмотр наказания (ст.7), запрет лишения из-за невыполнениня договорных обязательств (ст.8), право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст.9), право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст.10), право на свободное выражение своего мнения (ст.11), право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций (ст.12), право вступать в брак и основывать семью (ст.13), право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, гарантия прав работающих женщин (ст.14), право на охрану здоровья (ст.15), право на социальное обеспечение (ст.16), право на особые меры защиты несовершеннолетних (ст.17), права инвалидов на восстановление трудоспособности, профессиональную подготовку и возвращение к общественной жизни (ст.18), право на эффективное восстановление в правах и свободах (ст.19), запрет дискриминации (ст.20), право нацменьшинств выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность (ст.21), право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную. (ст.22), право на признание правосубъектности (ст.23), право на гражданство (ст.24), запрет высылки из страны гражданства, произвольной высылки иностранцев (ст.25), право на собственность (ст.26), право на образование (ст.27), право на профессиональное обучение (ст.28), равные избирательные права (ст.29).

Стороны Конвенции обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, гарантированные Конвенцией права и свободы (ст.1).

Но, как и в ЕКПЧ, осуществление прав человека, гарантированных статьями 9-12, 22, 26 может быть ограничено законом, если это необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.Допустимы ограничения на политическую деятельность иностранцев и лиц без гражданства (ст.30). Кроме того, допускается ограничение прав и свобод во время войны или иного чрезвычайного положения, но только в той степени, в какой это требуется серьезностью положения, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву и не влекут за собой дискриминации (ст.35).

При этом страны, группы лиц или отдельные лица не имеют права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, изложенных в Конвенции (ст.31). А ограничения, допускаемые в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены (ст.32).

Законодательство страны может предоставить гражданам более широкие права, чем гарантированы Конвенцией (ст.33). Но при подписании Конвенции возможны оговорки в отношении любого конкретного положения о том, что какой-либо закон, действующий в этот период на ее территории, не соответствует этому положению (ст.36).

Очень важным пунктом является ст.34 о том, что наблюдение за выполнением Конвенции осуществляется Комиссией по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).

Положение об этой Комиссии гласит, что ее состав «входят лица, являющиеся гражданами Сторон, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Принимается во внимание полезность участия лиц, обладающих юридическим опытом». Сессии Комиссии созываются не реже раза в 6 месяцев независимо от количества вопросов повестки дня, хотя стороны могут согласовать порядок созыва и специальных сессий Комиссии. Председательствуют на сессиях по очереди, в алфавитном порядке.

Комиссия проводит, как правило, закрытые заседания, на русском языке, принимает решения двумя третями голосов. Она полномочна рассматривать заявления о нарушении прав человека в стране-участнице от других стран, а также индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций. Условиями приемлемости являются: не рассмотрение жалобы в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; исчерпание всех доступных внутригосударственных средства правовой защиты, причем с этого момента должно пройти не более 6 месяцев; обращение не должно быть анонимным.

Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах на русском языке. Такие документы носят открытый характер, за исключением случаев, когда сторонами принято иное решение.

Это, конечно, не Евросуд, но некое подобие. Несколько лет назад в ЕСПЧ поступил даже запрос о том, является ли решение КПЧ СНГ препятствием для рассмотрения того же дела Евросудом, то есть признает ли он эту Комиссию равноценной «процедурой международного разбирательства или урегулирования»? Однако Страсбург ушел от ответа, сославшись на то, что КПЧ СНГ еще не создана и не действует.

В принципе, мир уже знает похожие региональные структуры: Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский Суд по правам человека (34 страны), Африканская комиссия по правам человека и народов, 11 стран. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН (10 стран Юго-Восточной Азии). Так что, гипотетически, КПЧ СНГ могут «разбудить», хотя едва ли это будет быстрым процессом: необходимо выделить средства, провести выборы членов, доработать регламентирующие работу документы, включить в национальные законодательства стран-участниц процедуру исполнения решений.

А дальше, с учетом ситуации в СНГ и практики ЕСПЧ, можно будет прогнозировать завал Комиссии жалобами на нарушение всех тех прав, которые гарантированы Конвенцией, но не выполняются подписавшими конвенцию странами. Но если бы дело было бы лишь в недостатке ресурсов!..

Почитаем совместное заявление России и Китая - двух ведущих стран Азиопы, принятое 4 февраля: «Защита демократии и прав человека не должна использоваться как инструмент для оказания давления на другие страны... Демократия не строится по трафаретам... Право судить о том, является ли государство демократическим, есть только у его народа». Фактически это удар по принципу универсальности основных прав человека. Раз страна- сама решает, что демократично, а что нет, и на нее нельзя оказывать давление для исправления нарушений прав человека, то тут никакие суды и комиссии не помогут...

Эльдар Зейналов.

23.03.2022

Расширенная версия моего короткого интервью газете «Зеркало»:

https://zerkalo.az/uhod-iz-se-i-popytka-sozdat-sobstvennyj-evrosud/



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.