Когда-то в Азербайджане жила целая немецкая община. С момента советизации Азербайджана в апреле 1920 г. и до депортации в октябре 1941 г. немецкое население подвергалось различного рода репрессиям. Поводами для них являлись коллективизация, борьба с «фашистским активом», «церковниками», получателями гуманитарной помощи из Германии, «немецкая операция» НКВД и т.п.
С началом Второй Мировой войны положение немцев в Азербайджане усложнилось. Прошли новые аресты. А после выселения немцев Поволжья, пришла и очередь немцев Южного Кавказа. Обо всем этом в 80-ю годовщину преступной депортации беседует с "Зеркалом" директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
— Вы не могли бы для начала немного описать историю их переселения сюда? Что привлекло крестьян из Вюртемберга в далеком краю огромной империи?
— Переселение немцев в Российскую империю началось еще при российской царице Екатерине II (1762-1796), которая, как известно, была урожденной немецкой принцессой фон Ангальт-Цербст. Ее внук Александр I (1801-1825) разрешил немцам селиться на юге России — от Бессарабии до Кавказа. Эта вторая волна переселенцев была в основном из Вюртемберга, правители которого имели родственные связи с русскими царями. Эту область Германии населяют швабы (немецкий субэтнос), которые говорят на особом аллеманском диалекте немецкого языка. Так что азербайджанское название немцев — «алман» напрямую касается именно этой группы, с которой азербайджанцы познакомились в 1818 году.
Семья переселенцев Гуммель (Еленендорф, 1863)
Помимо чисто материальных стимулов для переселения (бесплатные земельные участки, временное освобождение от налогов и военной службы, сохранение самоуправления), немцев привлекали и религиозные мотивы. В 18-19 веках лютеранство переживало кризис. В нем появились т.н. сепаратисты, которые формально не отделялись от церкви, но не участвовали в ее внешней жизни. Среди них был распространен пиетизм — обновленческое движение внутри лютеранской церкви, которое, помимо предпочтения духовных переживаний и практической христианской жизни доктринам церкви, выступало за необходимость активной миссионерской деятельности. Другой группой были хилиасты (от греческого слова «тысяча»), которые были убеждены в скором наступлении тысячелетнего царства Христа на Земле, причем были убеждены, что Христос спустится с горы Арарат. Обе эти группы — пиетисты и хилиасты были готовы двинуться в Россию и предпочтительно на Кавказ.
Толчком для эмиграции этой группы швабов послужило появление Наполеона, в котором они увидели антихриста, а также пророчества некой Барбары фон Крюденер. И вот, после окончания наполеоновских войск пиетисты обратились к российскому царю с просьбой дать им земли, пригодные для выращивания фруктов и винограда, в недавно завоеванном Закавказье. Эта просьба была удовлетворена, и в сентябре 1817-го и ноябре 1818 года две группы немцев достигли Грузии. В окрестностях Тифлиса были основаны первые немецкие колонии на Кавказе, число которых потом выросло. Например, нынешний райцентр Болниси — это бывший немецкий Катариненфельд.
Часть переселенцев двинулись дальше и в декабре 135 семей достигли Гянджи, где провели зиму. В Пасху 1819 года им выделили место в 7 км от Гянджи, на месте покинутого жителями азербайджанского села Ханлыглар. Так возникло поселение Еленендорф (нынешний Гёйгёль). Первые 20 лет переселенцы сильно страдали от болезней и неустроенности, а во время русско-персидской войны 1826-28 годов село дважды захватывалось персидским шахом и было уничтожено. Впрочем, царь компенсировал ущерб, и колонисты смогли строить дома уже не из глины, а из камня. Дела колонии пошли в гору.
Благодаря возделыванию винограда, саженцы которого были привезены из Германии, жители получали неплохой доход. Через столетие, к моменту советизации Азербайджана, это было вполне благоустроенное поселение с 5-тысячным населением, где были винный и коньячный заводы, мастерские, электростанция, мельница, больница, школа, величественная кирха Св. Иоанна.
Одновременно с Еленендорфом, в Шамхорском уезде была основана колония Анненфельд («поле Анны»), ныне г. Шамкир. Здесь также производилось вино и был построен водочный завод. Здесь до наших дней сохранилась кирха.
Вино из Азербайджана было конкурентоспособным на мировом рынке. Благодаря сельскохозяйственным экспериментам 1930-1980-х годов, этот уровень виноделия сейчас потерян…
— Как изменился регион их расселения (запад Азербайджана) с начала XIX века и до октября 1941 года, когда их оттуда депортировали? Кажется, благодаря их стараниям Азербайджан теперь имеет ряд городов в тех краях?
— Действительно, Еленендорф не был единственным немецким поселением (колонией) в Азербайджане. По мере роста населения, «материнская» колония основывала новые поселения, куда переселялась часть жителей. Так, в Шамхорском уезде в 1888 г. появилась колония Георгсфельд (ныне пос. Чинарлы) и в 1906 году — Эйгенфельд (пос. Ирмашлы) и Гринфельд (пос. Вургуна). В Казахском уезде в 1902 году появился Розенфельд (Алексеевка, ныне с. Гасан-Су), в 1914 году — Елизаветинка. В 1912 г. появился Траубенфельд, после слияния с селом Тауз превратившийся в нынешний г. Товуз.
Кроме того, значительное немецкое население имели Баку, Гянджа, Дашкесан, Кедабек, но оно было городским и в значительной части формировалось за счет переселенцев из других регионов бывшего СССР. По переписям населения 1926 и 1939 гг. видно, что число немцев в Азербайджане за 13 лет выросло почти вдвое — с 13.149 до 23.133 человек. В период между Гражданской и Второй Мировой войнами, когда на просторах России и Украины бушевали коллективизация и голод, Азербайджан смотрелся островком относительного благополучия.
Правда, в 1930-е годы немецкое население Азербайджана тоже сильно пострадало от коллективизации и от антинемецкого психоза. Выслали кулаков, арестовали пасторов, школу перевели с немецкого на русский язык, искали (и находили) шпионов. Но, разумеется, самой масштабной репрессией была почти поголовная высылка всего немецкого населения в октябре 1941 г. Точное число депортированных до сих пор неизвестно. На сегодня, Правозащитным центром Азербайджана составлен список из 21.559 депортированных, но он еще не завершен и постоянно пополняется и корректируется.
Отмечу, что, когда мы говорим о депортации немцев, надо учитывать, что это было выселение семей, главой которых являлся немец или немка. Известны случаи, когда с матерью-немкой высылали несколько детей-русских или, наоборот, жена-немка не высылалась из-за мужа-азербайджанца. Это обычно воспринимают как чудо, следствие авторитета главы семьи, или даже недогляд чекистов. Но это было лишь следование инструкции НКВД СССР. В результате, с немцами выслали 74 русских, 33 азербайджанца, 11 армян, 7 евреев и т.д., и оставили 68 немцев (это данные предварительных подсчетов).
— Чем было вызвано выселение немцев и полностью ли они реабилитированы?
— Формально, правительство СССР объявило советских немцев пособниками Германии. При ликвидации немецкой автономии в Поволжье и вынесении решения о поголовном переселении поволжских немцев навечно в Сибирь и Казахстан, власти СССР голословно заявили, что «среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья». И якобы из гуманных соображений, чтобы в случае диверсий правительство не было «вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья», их и решили выселить.
С тех пор рассекретили тонны документов и в СССР, и в ФРГ, но якобы «достоверные данные» о десятках тысяч диверсантов так и не подтвердились. Прогерманские настроения среди советских немцев наверняка были и не могли не быть, с учетом тех притеснений, которым немцы подвегались перед войной, и пропаганды по Берлинскому радио. Но против немцев Азербайджана не было выдвинуто даже таких голословных обвинений, как против поволжских. Слишком уж это не вязалось бы с их лояльностью.
Согласно докладной записке главы НКВД СССР Л.Берия, которого нельзя заподозрить в недостатке бдительности, в октябре 1941 г. во всем Закавказье из 48.375 немцев было всего 1842 человека, состоявших на оперативном учете как «антисоветский и сомнительный элемент». Другое дело, что, по тем же данным, коммунистов и комсомольцев среди немцев Закавказья было 1.449, то есть заметно меньше, чем «антисоветских элементов». Очевидно, что немцы компартии не доверяли, в нее не рвались и не очень активно доносили на соседей в репрессивные органы. Так что тотальная депортация выглядит скорее перестраховкой спецслужб. Причем, подчеркну, за 80 лет не подтвержденная данными о каких-либо диверсиях со стороны азербайджанских немцев в июне-октябре 1941 года.
Конечно, могут сказать, что и американцы, мол, в 1941-м интернировали граждан японского происхождения, обосновав это военной необходимостью. Но есть существенная разница. В Америке законы об интернировании отменили уже в январе 1945 года, когда война с Японией еще не закончилась. Последние лагеря закрыли в 1946-м, а частичную компенсацию в 20 тыс. долларов выдали в 1948-м. В СССР же постановление о снятии комендантского учета отменили в декабре 1955 г., спустя 10 лет после войны, а компенсацию вообще не дали.
Другое отличие: японцам разрешили служить в армии США, хотя и не использовали на японском фронте. Воинские части, составленные из японцев, отличились в Северной Африке и Европе. А в случае СССР, немцев из Красной Армии уволили и отправили в трудовые лагеря, хотя и не сразу. Было бы интересно выяснить, как они себя проявили на фронте за те несколько месяцев между началом войны и увольнением. Но рассекреченные архивы Минобороны мало что в этом проясняют. Немцы, фигурирующие в списках как служившие в РККА, в половине случаев просто исчезли, не фигурируя ни в списках потерь, ни в Трудовой армии, куда мобилизовывали военнообязанных с начала 1942 года. Зато есть данные о нескольких немцах, умерших в немецком же плену, т. е. не пошедших на сотрудничество с нацистами, в то время как их родственники были отправлены в Казахстан.
Вот один из немногих случаев, когда в документах Минобороны попался документ о действиях немца из Азербайджана. Отто Эстерле родом из Шамхора (Анненфельда), будучи военврачом 2 ранга, в ноябре 1941 г. был представлен к боевой награде, ордену «Красной Звезды». Служа в полевом медсанбате под обстрелами, он сделал свыше 600 сложных хирургических операций раненым. Его родные братья Вальтер и Вернер Эстерле в это время уже мерзли в казахстанских степях. Другой родственник — Роберт Эстерле из Ханлара (Еленендорфа) был уволен из Красной Армии, мобилизован в Трудовую армию и уже в Челябинском лагере осужден якобы за членство в подпольной повстанческой организации (это обвинение опровергли в 1956 году). А вот о судьбе двух других красноармейцев из Ханлара — Иоханна-Георга Эстерле и Эмиля Эстерле вообще ничего не известно. Всего из Азербайджана в 1941 г. выслали 271 немца с этой фамилией, которые вели род от тех самых первых переселенцев…
Вплоть до 1972 г. депортированным немцам не разрешали возвращаться в старые места проживания. А потом кто-то уже умер, кто-то смирился с судьбой, а кто-то решил эмигрировать в ФРГ и вернуться к истокам. Так Азербайджан лишился своих немцев.
А реабилитировали их лишь спустя 50 лет после депортации, 6 июня 1991 года. Через несколько месяцев СССР перестал существовать. При этом признание властями акта депортации «незаконным и преступным» не повлекло выдачи компенсаций за потерянные годы жизни и конфискованное имущество…
— Что мог бы приобрести Азербайджан, если бы немцы остались, если б коммунисты не вспомнили про них во время войны?
— О них бы обязательно вспомнили! Еще при жизни Дзержинского и до прихода к власти Гитлера, в 1924-25 годах появилось несколько совсекретных циркулярных документов, в которых созданные немцами школы, госпитали, библиотеки объявлялись «центрами шпионажа, национальной пропаганды, антисоветской подпольной работы», а «германские колонистские массы… — врагами коммунизма и советского строя».
Но если даже встать на позицию властей СССР, считавших депортацию азербайджанских немцев в отдаленные районы, подальше от границ и нефтепромыслов, обоснованной военными обстоятельствами, то непонятно, в чем была необходимость держать их в ссылке после 9 мая 1945 года и не разрешать возвращаться в Азербайджан.
По иронии судьбы, в Азербайджане после войны было несколько лагерей для военнопленных немцев, в том числе в Гяндже, Ханларе, Шамхоре. Они трудились на стройках Азербайджана, в то время как азербайджанские немцы работали на чужбине.
Наша республика потеряла не только добросовестных работников, прекрасных виноделов, но и мостик в Европу, который они поддерживали более 120 лет и который очень бы пригодился независимому Азербайджану. Может быть, еще не поздно попытаться его вновь наладить с помощью немецких предпринимателей, используя потомков азербайджанских немцев?
Автор: Рауф Оруджев
Дата: 2021/10/08, 20:06
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.