28 ноября Украина скорбит по жертвам Голодомора - искусственного голода, спровоцированного экономической политикой тогдашних властей СССР. Разорение успешного сельского хозяйства коллективизацией, индустриализация за счет массовой продажи зерна привели к тому, что на грани 1932-1933 гг. в СССР разразился массовый голод. Он затронул не только Украину, но и Казахстан, Россию (Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь и др.), Беларусь, и вызвал многие миллионы жертв.
Но если голод в Поволжье в 1921-1922 гг. еще можно было списать на неурожай и последствия только что завершившейся Гражданской войны, то Голодомор был целиком на совести властей. Все эти районы по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» попали в зону т.н. «сплошной коллективизации», которую должны были закончить в сроки от 1 до 3 лет. Загоняемые в колхозы силой крестьяне поднимались на восстания, в которых участвовало намного больше людей, чем десятилетием ранее — в Белом движении. Власти отвечали репрессиями, перейдя «от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса».
Раскулаченных крестьян высылали в гиблые районы Севера и в Казахстан. Другие бежали в города. Перед вынужденным вступлением в колхоз происходил массовый забой скота. При уборке из-за недостатка тягловой силы, отсутствия стимула к работе происходили чудовищные потери урожая - в 1932 году в Украине они составили до 40%, в Поволжье — 35,6%. Несмотря на это, власти увеличивали долю изымаемого у регионов зерна, отнимая даже необходимое и введя уголовную ответственность за хищения зерна голодающими (т. н. «закон о трех колосках»). Разразился голод.
Азербайджан
не был в передовиках СССР по коллективизации
и по постановлению ЦК ВКП(б) попал в
число регионов, где на нее отводилось
больше времени — 3-4 года. Первая попытка
провести сплошную коллективизацию
весной 1930 г. натолкнулась на крестьянские
восстания, которые подавлялись не только
чекистами, но и военной силой. В ряде
мест были задействованы бронетехника
и даже авиация. После этого коммунисты
«сбавили обороты», и Азербайджан
превратился в островок относительного
спокойствия, куда бежали из голодающих
районов.
Это видно, например, при сравнении национального состава Азербайджана по переписям 1926 и 1939 гг. Если присмотреться к этносам, затронутым голодом, то число русских в республике выросло с 220.545 до 538.318, украинцев — с 18.241 до 23.643, немцев — с 13.149 до 23.133. По темпам прироста населения украинцы догнали, а немцы и русские — перегнали азербайджанцев с их традиционно большими семьями.
Кто-то объяснит это индустриализацией или даже русификацией республики, но я склонен считать, что немалую роль сыграл все же Голодомор и страх перед его повторением. Это видно при изучении биографических данных немцев, высланных из Азербайджана решением Госкомитета обороны СССР в октябре 1941 года. Костяк немецкого населения по-прежнему составляли крестьяне из Еленендорфа (Гёйгёль), Анненфельда (Шамхор), Траубенфельда (Товуз) и других немецких сел. Но среди высланных обнаруживается немало немцев из Поволжья, Украины, Северного Кавказа, которые предпочитали селиться уже в городах, в основном в Баку, который превратился в «хлебный город», как когда-то Ташкент.
Эльдар Зейналов.
28.11.2020 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.