Эксперт: Структуры гражданского общества могут внести заметный вклад в примирение двух общин
24 ноября, 2020
Война заканчивается и, с учетом складывающихся условий, азербайджанцам и армянам, остающимся жить на территории Нагорного Карабаха, придется думать о том, как выстраивать условия сосуществования – миротворцы ведь тоже не на века.
И кажется, появился первый после Второй Карабахской войны пример того, что разногласия можно будет как-то улаживать. Речь идет о сообщении и видео, которые приводит агентство АПА. В самом сообщении говорится, что армяне, которые переселились в Агдам после оккупации города 23 июля 1993 года, не покинули село Абдал Гюлаблы до 20 ноября этого года.
20 ноября въехавшие в Абдал Гюлаблы азербайджанские военнослужащие стали свидетелями того, что село не освобождено. После этого армяне в сопровождении и при помощи солдат азербайджанской армии благополучно покинули село.
Как видно из видеосюжета, снятого во время освобождения села, армяне обращаются к азербайджанским военнослужащим, чтобы те оказали помощь в выносе оставшихся вещей. Наши военнослужащие помогают им.
Можно ли сказать, что это говорящий пример? Ведь по условиям имеющегося пока 3-стороннего заявления о прекращении огня, азербайджанские вынужденные переселенцы получат возможность вернуться в свои дома всюду, в том числе, например, в Ханкенди (Степанакерте), и в других населенных пунктах с преобладанием жителей-армян.
Удастся ли карабахским азербайджанцам и армянам прийти к какому-то взаимопониманию, и уживаться не только в расположенных по соседству селах, но даже на улицах одних городов? Говорят, время лечит. Есть ли у нас на памяти какие-то примеры похожих войн, после которых людям удавалось преодолеть взаимную ненависть, неприязнь, забыть плохое и жить рядом?
Эти вопросы по просьбе Пресс-клуба прокомментировал директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:
– Ролик о том, как наши военнослужащие помогают армянам уехать из Агдама, конечно, несет в себе потенциал человечности. Я уверен, что этот случай оставил позитивный отпечаток в душах этих людей. Но примером мирного сосуществования армян и азербайджанцев он не является, так как в результате армяне и азербайджанцы не остались жить вместе, а разошлись в разные стороны. В данном случае, очевидно, это и не могло закончиться иначе, т. к. армяне в этом примере не были жителями Агдама, а были пришлыми.
Но в Карабахе были места и с совместным проживанием армян и азербайджанцев, например, село Туг или та же Шуша. Получится ли там жить по соседству с людьми, которые обидели друг друга 30 лет назад? Все ли раны лечит время? Это мы узнаем только тогда, когда в освобожденные населенные пункты вернутся изгнанные оттуда азербайджанцы, а это не будет скорым процессом.
Вспомним, что уже после прекращения огня были случаи подрыва людей на минах. К счастью, ООН уже проявил интерес к гуманитарному разминированию бывших оккупированных территорий, в помощь нашему национальному агентству (ANAMA). И я не отношусь к пессимистам вроде главы нашего Союза риэлторов, который заявил, что «разминирование этих земель может занять до 13 лет».
Есть и другие проблемы, которые могут помешать восстановлению мирных отношений между двумя общинами. В частности, участие многих мужчин-армян в Первой или Второй Карабахских войнах. Из некоторых интервью, которые я прочел в российских СМИ, усматривается опасение, что их за это будут преследовать азербайджанские власти. С такими военными преступниками, как Сейран Оганян, которого объявили в международный розыск, все ясно. А что будет с рядовыми и офицерами сепаратистской «армии»? Это никак не прояснено ни в трехстороннем заявлении, ни в последующих выступлениях наших властей. А значит, на этом страхе будут и дальше играть провокаторы.
Другой вопрос, который уже сейчас прорывается в публикациях армянских и российских СМИ — это судьба тех армян, которые поселились в Карабахе уже после начала конфликта. Кого-то заманили на оккупированные территории из Армении кредитами на сельское хозяйство, кого-то армяне пригласили «по-братски» из диаспоры… Даже с ними не все ясно, так как часть из них завязала семейные связи с карабахскими армянами, у некоторых на нашей территории родились дети, которые по этому факту являются гражданами Азербайджана (по ст. 52 Конституции).
А ведь есть и граждане Азербайджана, которые на волне развязанного сепаратистами конфликта переехали в Карабах из Баку, Гянджи, Сумгайыта, других мест вне бывшей НКАО. Они уже успели побывать в ситуации беженцев и вынужденных переселенцев. Куда выселять их, если ст. 53 Конституции запрещает изгонять из страны собственных граждан.
Далее, вопрос гражданства. Многие армяне успели получить за эти десятилетия загранпаспорта Армении. Делает ли это их гражданами Армении, с учетом того, что при этом были нарушены предусмотренные азербайджанским законодательством процедуры?
Другой аспект: как расценивать службу местных армян в учреждениях самопровозглашенной «НКР»? Как сепаратизм? Или коллаборационизм, с учетом того, что де-факто эта территория была оккупирована Арменией и структуры «НКР» этому активно помогали? Применим ли в последнем случае послевоенный опыт СССР, когда даже машинистку или сантехника, служивших у немцев, могли осудить за сотрудничество с оккупантами? И если работа в структурах «НКР» будет наказуема по закону, то до какого должностного уровня?
Трудовой стаж, выслуга лет и пенсии: будут ли засчитаны годы, отработанные в структурах «НКР»? И если нет, то как будут пересчитаны уже назначенные пенсии?
Будет ли криминализовано членство местных жителей в армянских политических партиях (Дашнакцутюн и пр.), с учетом того, что они не только иностранные, но и поддерживают сепаратизм? Будут ли преследоваться только идеологи таких партий или и рядовые члены тоже?
И это далеко не все вопросы, которые будут создавать напряженность в отношениях двух общин. Поэтому я надеюсь, что созданный сейчас Координационный штаб по решению в централизованном порядке вопросов на освобожденных от оккупации территориях страны, уделит внимание и этим вопросам, требующим осмысления в правовом поле. Как можно судить по опубликованному распоряжению, в состав штаба введены руководители таких ключевых структур в этой области, как отдел по работе с правоохранительными органами и отдел законодательства и правовой политики Администрации президента, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура. Со временем к устранению правовых последствий хозяйничанья сепаратистов, возможно, подключится и Конституционный суд.
Очень надеюсь на то, что будут созданы благоприятные условия и для работы структур гражданского общества, которые могут внести заметный вклад в примирение двух общин. Когда-то двадцать лет назад, помнится, предыдущий президент Г.Алиев в ответ на просьбы облегчить контакты армянских и азербайджанских неправительственных организаций заявил, что время для их работы наступит после того, как он вместе с армянским коллегой подпишет соглашение о мире. Похоже, что это время наступает…
От того, ограничатся ли наши власти в Карабахе лишь военными и административными мероприятиями или постараются наладить межэтнический и межконфессиональный диалог, будет зависеть, каким путем пойдет разрешение конфликта — европейским или азиатским. Примеров разрешения конфликтов в Европе немало. Тот же Страсбург, например, является центром региона, за который в XVIII-XX веках велось несколько войн. А сейчас это пример мира для всей Европы. А вот Азия, к сожалению, этим похвастаться не может…
Через несколько недель Азербайджан будет отмечать 20-ю годовщину своего членства в Совете Европы, своего европейского выбора. И хотелось бы, чтобы Карабах, наконец, вернулся в Европу.
Рауф Оруджев
https://pressklub.az/эксклюзив/неизбежность-сосуществования/?lang=ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.