пятница, 23 октября 2020 г.

«Россия фактически отказалась от прямого вмешательства»

Эльдар Зейналов: Не исключено, что задыхающаяся в условиях санкций Россия отказалась от поддержки экспансионизма Армении в обмен на собственные экономические интересы

23 октября, 2020

Бои идут и заявления множатся. Ильхам Алиев заявил журналистам, что согласен на встречу с Пашиняном в Москве, но приглашения от Путина пока не поступало. Он согласен и на ввод миротворцев в зону конфликта, но на своих условиях, которые будут озвучены, если этот вопрос встанет конкретно. Кроме того, президент Азербайджана вновь повторил свой тезис – Турция должна быть привлечена к карабахскому урегулированию, Баку эту идею сильно поддерживает. 

Тем временем в Москве путинский пресс-секретарь Песков заявил в ответ, что Турция может подключиться к урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе только с согласия Армении и Азербайджана. По этой логике, никогда – ведь Армения вряд ли на такое согласится, верно? 

При этом премьер-министр Армении Никол Пашинян стал проявлять более жесткую позицию, он теперь упирается и зовет воевать всех армян. То есть начинать разговор с Баку с заявления о согласии Армении пойти хоть на какие-то уступки он тоже не готов. 

Как можно оценить создавшуюся ситуацию? Есть ли сейчас, на фоне этих заявлений, хоть какие-то основания допускать возможность остановки боевых действий?

На эти вопросы Пресс-клуба отвечает директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:

– Нынешняя ситуация с армяно-азербайджанским конфликтом выглядит намного понятнее, чем 27 сентября. Россия фактически отказалась от прямого вмешательства в события, пока они непосредственно не затронули территорию собственно Армении, и ее формальных союзнических обязательств. Ту же позицию озвучил и генсек ОДКБ. Таким образом, благодаря России, конфликт искусственно разделился на нагорно-карабахский и армяно-азербайджанский, и с первым сейчас Баку и разбирается военным путем. Собственно, и Армения всегда пыталась убедить внешний мир, что конфликт существует между самопровозглашенной «НКР» и Азербайджанской Республикой, а Армения представляет в нем обеспокоенного дальнего родственника. 

Ереван постоянно подчеркивает якобы решающую роль Турции на данном этапе конфликта, постоянно запуская различные фейки. Похоже, что в данном случае, сам того не подозревая, он подыгрывает Баку, который запустил идею о привлечении Турции к мирному урегулированию. Прецедент уже есть — Московский и Карсский договоры 1921 года, в заключении которых Россия и Турция сыграли ключевую роль. Более того, эти страны являются гарантами соблюдения договора в части статуса Нахчиванской автономии, да и сейчас активно консультируются между собой по поводу Карабаха.

Очевидно, что дипломатические способности Пашиняна оказались не на высоте. Его высказывания: «Нагорный Карабах — это Армения, и точка!» и «Нагорно-карабахский конфликт не имеет дипломатического решения» для любого логически мыслящего человека означают бессмысленность переговоров о статусе этой территории и решение конфликта способом, альтернативным дипломатии, т. е. военным путем. О чем, в таком случае, могут быть переговоры, о готовности к которым он постоянно заявляет? Лишь об оформлении военного решения конфликта, т.е. перемирии, капитуляции и т. п. 

Либо это лишь трюк для получения передышки, тем более что объявленный Пашиняном всеобщий призыв к оружию не может не встретить внутреннего сопротивления в самом армянском обществе. Тем более, что наиболее грубые и очевидные нарушения международного права (неизбирательное применение баллистических ракет по гражданским объектам или элементам экономической инфраструктуры с возможностью экологических катастроф) со стороны Армении происходили именно в период объявленного гуманитарного прекращения огня.

Сейчас, когда закончено строительство газопровода TANAP и вот-вот вступит в строй Трансадриатический газопровод (ТАР), любой удар со стороны Армении по трубопроводу означает подрыв амбициозных планов Европы по обеспечению газом в обход России и Украины. Поэтому угрозы Еревана взять на прицел внешнеэкономические коммуникации Азербайджана вряд ли добавят симпатий Армении среди тех европейцев, кто надеется греться каспийским газом уже этой зимой.

Я лично думаю, что и Россия от этого газового проекта не будет в накладе. Проекты Южного и Северного потоков заблокированы, а к азербайджанской экспортной трубе (Южному газовому коридору) очень легко подключиться через уже имеющийся российско-азербайджанский трубопровод Баку — Ново-Филя. Еще в ноябре 2017 г. ООО «Газпром экспорт» и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали контракт о возобновлении поставок российского газа в Азербайджан. Потенциально закупки российского газа планировались в объеме до 5 млрд кубометров в год. 

Так что не исключено, что задыхающаяся в условиях санкций Россия отказалась от поддержки экспансионизма Армении в обмен на собственные экономические интересы. И демонстративные обстрелы Арменией азербайджанских трубопроводов будут лишь подкреплять эту позицию России.

Чем, в таком случае, закончатся переговоры, если за спинами участников будут стоять Турция и Россия, т.е. страны, одна из которых заинтересована в газе (6 млрд кубометров), а другая готова этот газ продать почти в том же объеме (5 млрд)? Стороны подведут к тому компромиссу, на который сейчас согласен Азербайджан, заявляющий о том, что не воюет с мирным населением, признает жителей Карабаха гражданами АР, предлагает высокую степень автономии, настаивает на возвращении азербайджанского населения в Шушу и Лачин и т.п. 

Это уже похоже на вполне логичный план политического статуса НК и объясняет, почему бои в основном идут вне НК – на тех территориях, которых касаются 4 резолюции Совбеза ООН. Формально действия Азербайджана сводятся сейчас к выполнению этих резолюций.

Рауф Оруджев

https://pressklub.az/эксклюзив/россия-фактически-отказалась-от-пря/?lang=ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.