суббота, 17 октября 2020 г.

Азербайджанский правозащитник: Политика устрашения гражданского населения называется терроризмом

ОКТ 17, 2020  Азербайджан, Армения, Карабах

27 сентября Вооруженные силы Армении, осуществив масштабные провокации, подвергли интенсивному обстрелу позиции Азербайджанской Армии вдоль всей линии фронта и населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне, из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра. После этого азербайджанская армия перешла в контрнаступление.

Армения намеренно берет на прицел пункты, где компактно проживают люди, а также гражданскую инфраструктуру — больницы, медучреждения, школы и детсады.

В результате ракетного обстрела вооруженными силами Армении 11 октября второго по величине города Азербайджана Гянджи погибли 10 мирных жителей, более 30 наших граждан, среди которых есть и дети, получили ранения.

Этой ночью нарушив гуманитарный режим прекращения огня ВС Армении в 01:00 17 октября вновь нанесли ракетные удары по находящемуся вдали от зоны боевых действий, второму по величине городу Азербайджана Гяндже, в результате чего есть человеческие жертвы и значительные разрушения. К месту происшествия немедленно были привлечены соответствующие силы МЧС Азербайджана. К настоящему моменту из-под завалов извлечены тела 13 человек, 52 человека получили ранения. Подобные действия можно расценивать как теракт, они являются военным преступлением, грубым нарушением международного права, в том числе требований Женевской Конвенции 1949 года.

И все это происходит на фоне того, что все страны мира признают территориальную целостность Азербайджанской Республики. Существуют четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие полного, немедленного и безоговорочного вывода войск с территорий Азербайджана. Но, несмотря на все это, армянская сторона продолжает нарушать нормы международного права.

Подробнее корреспондент Пресс-Клуба «Содружество» поговорила с главой правозащитного Центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

— Хотелось бы узнать ваше мнение как правозащитника о том, как можно расценивать удары врага (по районам — вне зоны боевых действий)?

— Еще с XIX века, столкнувшись со страданиями гражданского населения во время войн, человечество стало задумываться над тем, чтобы разработать какой-то международный кодекс поведения, чтобы защитить мирное население от последствий войн. Так, родилось международное гуманитарное право, которое оформлялось почти век — от Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1864 г.) до Женевских конвенций (1949 г.), принятых уже после Второй Мировой войны.

Уже в Гаагской «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны» (1907), которой 18 октября исполняется 113 лет, было прямо запрещено «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения», «истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военною необходимостью», «предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению» (ст. 23).

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (т.н. «Четвертая Женевская конвенция») дала четкое определение гражданского населения и гражданских объектов. Статья 51 Дополнительного протокола №1, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, установила, что «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».

Были запрещены нападения неизбирательного характера, к которым были отнесены: «а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; b) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; или с) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, … и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия».

Конвенция считает неизбирательными также: «а) нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; и b) нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить».

Если проанализировать состав жертв среди гражданского населения Азербайджана, поврежденных и разрушенных гражданских объектов, то может показаться, что в армянской армии не знакомы с гуманитарным правом. Потому что спутать жилой дом в глубине Гянджи с аэропортом на окраине города или принять этот старый дом за военный объект невозможно. Так что или армянские ракеты настолько «точны», что промахиваются на несколько километров от заявленной цели, или же это намеренный акт.

Выслушаем самого так называемого карабахского «президента» Араика Арутюняна: «По моему приказу, сегодня Армия обороны нанесла несколько ракетных ударов с целью обезвредить военные объекты, расположенные в городе Гянджа. На данный момент я поручил остановить обстрел, чтобы избежать невинных жертв среди гражданского населения».

Из этого заявления очевидно, что Арутюнян ясно понимал, что обстрел по его приказу якобы военных объектов на деле привел бы к дальнейшим жертвам гражданского, а не военного населения. И, следовательно, подписался под тем, что обстрел был неизбирательным, по слову и буквы Женевской Конвенции.

Арутюнян пригрозил продолжить «соразмерные и сокрушительные удары», опубликовав фото Гянджи и заявив, что, «если у кого-то были проблемы с восприятием, я подтверждаю, и это вовсе не шутка». Это почти дословно перекликается с известным заявлением Сержа Саргсяна, который когда-то был, так называемым «министром обороны» Карабаха: «До Ходжалы азербайджанцы считали, что мы шутим, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы смогли развеять этот миф».

Похоже, что миф развеяли и теперь «проблем с восприятием» подобных действий у азербайджанской стороны уже нет. Реакцию получают соответствующую. Добавлю, что такие угрозы и политика идеологически мотивированного насилия с целью устрашения гражданского населения называются терроризмом…

— Насколько реальны угрозы армянской стороны «дезорганизовать и ликвидировать» не только армию, но и «тыл противника»?

— Понятно, что обычным, не ракетным вооружением, вроде орудий или минометов, подчиненные Арутюняна могу обстреливать лишь ближайшие тылы. Например, до Гянджи можно достать лишь ракетами. Официально они есть лишь у Армении, и по данным азербайджанского Минобороны, именно оттуда и идут обстрелы. Разместить пусковые установки ракет в Карабахе означает потерять их после первого залпа, если еще не на марше. Обстрел из Армении гипотетически гарантирует безнаказанность террористов — ведь ответный обстрел территории страны — члена ОДКБ может задействовать «Договор о коллективной безопасности».

Однако Армения находится намного дальше от возможных целей ракетного терроризма, и, как показывают первые обстрелы, это заметно сказывается на точности, особенно при стрельбе неуправляемыми ракетами вроде «Смерч», которые, по сообщениям прессы, были применены при недавних обстрелах Гянджи и Мингечевира.

Угроза Мингечевирскому водохранилищу была озвучена министром обороны Армении С. Оганяном еще в 2014 году. С тех пор угрозы взорвать плотину, устроив экологическую катастрофу, или по меньшей мере уничтожить электростанцию звучали неоднократно. Возможно, авторы недавнего ракетного обстрела Мингечевира вдохновились аварией на Мингечевирской ТЭЦ, произошедшей пару лет назад (возможно, не случайно).

Помимо старых, еще советского периода, ракетных систем «Смерч» (9К58) и «Точка» (9К79), с дальностью стрельбы не более 120 км, у Армении есть и более мощный ракетный комплекс — «Искандер-Э», с дальностью до 280 км. Впрочем, на совещании 6 октября, министр обороны Азербайджана З.Гасанов заверил, что ответ на применение «Искандеров» будет «адекватным».

Отмечу, что даже более заманчивым объектом для ракетного терроризма наших соседей являются экспортные трубопроводы Азербайджана. В июле бои шли в Товузе — в нескольких десятках км от трубопровода, и, возможно, именно это и придавало им ожесточенный характер. А 6 октября СМИ сообщили о ночном ракетном обстреле трубопровода на другом его участке — в Евлахском районе. Но последствия в этом случае будут иметь значительный международный резонанс, негативный для Армении, потому что обстрел данной инфраструктуры ударит по планам Евросоюза диверсифицировать поставки газа в Европу, и настроение там изменится не в пользу Армении…

— Руководство Армении постоянно прибегает к провокациям, но на поле битвы прячется за спинами мирного населения…

— Для меня ясно то, что военные объекты и карабахское «начальство» расположены в городе, откуда почему-то не эвакуировано мирное население. Понятно, что никому не хочется на неопределенное время расставаться с домом, что жены и родители не хотят расставаться с мужчинами, которые практически все мобилизованы. Но война — для мужчин, для военных.

Так что, по-моему, уместно предположить, что гражданскими лицами в реальности прикрываются военные и политики. Что на этот счет говорит Четвертая конвенция? «Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции» (ст. 51).

Конвенции предполагают, что при осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры для того, чтобы насколько возможно щадить храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые. Условием является то, что таковые здания и места не служили одновременно военным целям и были бы обозначены особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность.

— Некоторые российские эксперты говорят, что по военным преступникам плачет Гаагский трибунал…

— Прежде всего, они подлежат ответственности в Азербайджане, где предусмотрена уголовная ответственность за преступления против мира и человечности и за военные преступления — независимо от гражданства и места совершения этих преступлений (ст. 12.3 Уголовного Кодекса). В соответствии с общепринятой практикой, в Азербайджане на эти преступления не распространяются сроки давности (ст. 75.5, 80.4 УК).

Из длинного списка подобных преступлений упомяну нарушение законов и обычаев войны (ст. 115.2 УК), в частности использование гражданского населения в качестве заслона для защиты своих войск или объектов. Обстрелы гражданских объектов наказуемы как нарушение норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (ст.116 УК): использование способов ведения войны, способных причинить большие разрушения (ракетные обстрелы); умышленное причинение широкомасштабного, продолжительного и серьезного ущерба окружающей среде (атака на водохранилище); осуществление широкомасштабных разрушений, не вызванных военной необходимостью; нападение без военной необходимости на не являющиеся военной целью, ясно видимые и различимые религиозные, образовательные, научные, благотворительные, медицинские объекты; нападение на гражданское население или на отдельных гражданских лиц, не участвующих в боях; нападение на сооружения, разрушение которых может привести к большим потерям среди гражданского населения или причинить значительный ущерб гражданским объектам.

Что касается международных жалоб, то в случае с Арменией они возможны при подаче межгосударственной жалобы (Азербайджан против Армении) либо в Европейский Суд по Правам Человека, либо в суд ООН. Также в ЕСПЧ и в Комитеты ООН могут быть поданы индивидуальные жалобы от лиц, пострадавших от этих преступлений. Армения, предполагая такой поворот событий, уже подала две жалобы — против Азербайджана и Турции.

— Удивляет позиция международных организаций по этому вопросу. Ведь армянская сторона не выполняет принятые четыре резолюции Совбеза ООН, да и наша страна воюет на своей территории, восстанавливая территориальную целостность, которую признают все страны мира…

— Тот самый Совет Безопасности ООН, который принял эти 4 резолюции, на недавнем совещании принял решение обратиться к сторонам с требованием прекратить бои. Сам СБ ООН выполнить свои резолюции не может — это должна сделать Армения, а каких-либо рычагов, чтобы заставить ее так поступить, у ООН нет. Международные организации не могут ничего кому-то вернуть или, наоборот, отобрать. Они просто создают условия для переговоров или поддержания мира. А решать проблему должны сами конфликтующие стороны. И если одна из них (или обе) этого не хотят, то висящее на сцене ружье обязательно выстрелит.

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане.

https://pressunity.org/archives/4323

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.