четверг, 15 октября 2020 г.

«События вокруг Нагорного Карабаха — это конфликт прошлого мышления с настоящим»

Правозащитник: Россия и Турция могли бы стать инициаторами и гарантами нового армяно-азербайджанского соглашения

15 октября, 2020

Вот уже который день Азербайджан живет в новой для себя ситуации. Боевые действия, через сколько бы они ни завершились, ни в коем случае не минут бесследно для человеческих душ, хотя бы потому что каждый день в Нагорном Карабахе и близ него от выстрелов и взрывов гибнут люди. Обществу еще предстоит переживать эти потери и задумываться над реальной ценой понесенных жертв, над их необходимостью. Казалось бы, человечество уже давно перешагнуло моральный порог понимания того, что ни к чему хорошему ни одна война не приводит, она антигуманна по своей сути и никакая цель перечеркнуть это не в состоянии. Но, тем не менее, сами люди позволяют этому кошмару продолжать жить на планете.

На дворе же третье тысячелетие и пора уже выработать какие-то единые для всех правила решения любых проблем между государствами, но что-то эта проблематика нигде особо не на слуху. У нас продолжается война, и очень трудно понять, что именно может теперь остановить ее.

Своими мыслями на эти темы делится с Пресс-клубом директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:

– Ошибочно считать, что Южный Кавказ живет в XXI веке. По меньшей мере, потому что в нашем регионе не соблюдаются те международные соглашения, которые стали общепринятыми в прошлом веке: Гаагские и Женевские конвенции о правилах и обычаях ведения войн, Хельсинкский Акт, предусматривающий признание послевоенных границ, и т.д. Оккупация Нагорного Карабаха, неизбирательные обстрелы гражданских объектов — это явления из прошлого века.

Поэтому, по большому счету, происходящие вокруг Нагорного Карабаха события — это конфликт прошлого мышления с настоящим. Поэтому в случае нашего конфликта и не срабатывают те механизмы, которые были коллективно выработаны Лигой Наций и ООН и помогли эффективно умиротворить Европу, разоренную двумя мировыми войнами. Кавказ просто живет в прошлом, и резолюции Совета Безопасности ООН не воспринимаются всерьез.

После 1945 года, люди хотят решать проблемы миром, даже если это длительный путь. Но, в случае продолжающейся оккупации территории одной из конфликтующих сторон, такое «принуждение к миру» обычно оборачивается новыми Мюнхенскими соглашениями, когда весь мир наваливается на страну-жертву агрессии, чтобы лишить ее воли к вооруженному сопротивлению и усадить за один стол переговоров с агрессором. Практика показывает, что к миру это не приводит, а лишь воодушевляет агрессора.

Например, в 1992 году Армения оккупировала Шушинский и Лачинский районы, и Азербайджан предпринимал попытки их отбить. Были большие потери с обеих сторон, и это всколыхнуло международную миротворческую общественность. Но очень своеобразно. Так, Конгресс США принял Поправку 907 к Акту поддержки свободы США, согласно которому против Азербайджана, пытавшегося восстановить свою международно признанную территориальную целостность, были введены экономические санкции до тех пор, пока он не прекратит «все блокады и другие наступательные методы применения силы против Армении и Нагорного Карабаха». Запрещена любая прямая помощь Азербайджану, кроме помощи в… разоружении. 

После этого Армения захватила еще несколько районов...

Поправка действует до сих пор, и президенту США приходится каждый раз вмешиваться, чтобы оказать хотя бы символическую помощь, например, в рамках учебных программ НАТО.

Отмечу, что Армении и даже отдельно Нагорному Карабаху (до этого года) американская помощь оказывалась, хотя и в небольших объемах.

Так что с таким посредником в мирных переговорах, как США, трудно ожидать реального успеха. Другой посредник в Минской Группе ОБСЕ — Россия, и вовсе является военным союзником Армении и уже предупредила, что вмешается, если боевые действия будут перенесены на территорию Армении (чем пользуются наши соседи, обстреливая Азербайджан с территории Армении). Франция тоже не скрывает своих симпатий к Армении…

В то же время, от своих собственных инициатив отказались в пользу Минской группы такие организации как ООН и ПАСЕ. Тупик.

В принципе, даже из тупика есть выход, если вернуться назад. Как известно, в судьбе Армении и Азербайджана решающую роль сыграли две супердержавы — Россия и Турция, в свое время заключившие Московский и Карсский (1921) договоры, установившие границы между двумя закавказскими республиками и определившие статус Нахичевани. Как мы видим, Россия и Турция снова, бесспорно, самые влиятельные игроки на карабахском поле, причем напрямую в события не вмешивающиеся и, похоже, сближающиеся между собой.

На фоне кризиса международных организаций, отталкиваясь от ранних договоренностей 1920-21 гг., Россия и Турция могли бы стать инициаторами и гарантами нового армяно-азербайджанского соглашения. За более чем четверть века переговоров было выдвинуто достаточно предложений о будущем высоком статусе Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Международные организации уже заранее высказали согласие на любой вариант решения нагорно-карабахской проблемы, если под нею подпишутся Армения с Азербайджаном.

Это неплохая альтернатива продолжению войны в условиях, когда Россия и ОДКБ заявили о невмешательстве в боевые действия на территории Азербайджана. Тем более с такими авторитетными гарантами будущих соглашений.

Рауф Оруджев

https://pressklub.az/эксклюзив/события-вокруг-нагорного-карабаха/?lang=ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.