Азербайджан отчитался в Женеве по расовой дискриминации
Обычно словосочетание «расовая дискриминация» наводит на ассоциации с апартеидом, колониализмом и т.п. Однако в Конвенции о Ликвидации Расовой Дискриминации (CERD) этот термин трактуется шире и «означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни».
Азербайджан ратифицировал Конвенцию еще 16 августа 1996 г. Более того, с 27 сентября 2001 г. от граждан Азербайджана принимаются индивидуальные жалобы на нарушение положений CERD.
В мае в Женеве завершилась процедура рассмотрения периодических отчетов №№7-9 Азербайджана по выполнению Конвенции. Принятый в результате документ CERD/C/AZE/CO/7-9 содержит заключительные замечания и рекомендации правительству. Эксперты особо отметили негативное влияние на выполнение Конвенции продолжающегося конфликта в Нагорном Карабахе и призвали правительство приложить все усилия для его мирного разрешения.
Как общепринято, вначале были отмечены позитивные достижения. В частности, эксперты ООН приветствовали юбилейные мероприятия в связи с 20-й годовщиной присоединения Азербайджана к CERD; принятие закона «Об обращениях граждан»; выполнение Государственной программы 2004 г. и другие меры, улучшившие жилищные условия вынужденных переселенцев; успешное выполнение плана действий по борьбе с траффикингом; меры по пропаганде мультикультурализма, в частности, учреждение Бакинского Международного Центра Мультикультурализма (2014) и объявление 2016 года «Годом мультикультурализма»; проведение в Азербайджане международных форумов, например, Форума по Межкультурному Диалогу и 7-го Форума Альянса Мировых Цивилизаций ООН.
Вместе с тем, положение с исполнением Конвенции в стране вызывает у Комитета обеспокоенность.
Так, хотя Конвенция по Конституции и является частью национального законодательства, уголовному преследованию подлежат только некоторые акты расовой дискриминации (статьи 109 и 154 Уголовного Кодекса). Комитет считает, что необходимо дать соответствующее CERD определение «расовой дискриминации» (РД) в национальном административном, гражданском и уголовном законодательстве и запретить и наказывать все проявления РД.
Комитет обеспокоен тем, что статья 25 Конституции (право на равенство) ни при каких обстоятельствах не предусматривает «особых мер». Имеются в виду предусмотренные статьями 1(4), 2 и 4 Конвенции «особые меры с исключительной целью обеспечения надлежащего прогресса некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, которая может оказаться необходимой для того, чтобы обеспечить таким группам или лицам равное использование и осуществление прав человека и основных свобод». В контексте Конвенции такие меры не рассматривается как расовая дискриминация, «при условии, однако, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав для различных расовых групп и что они не будут оставлены в силе после достижения тех целей, ради которых они были введены». Комитет рекомендует внести в законодательство соответствующее дополнение.
Упомянув, что правительственный отчет был подготовлен в сотрудничестве с организациями гражданского общества и что в стране зарегистрированы более 40 неправительственных организаций (НПО), связанных с национальными меньшинствами, Комитет выразил сожаление, что ни один представитель этих организаций не принял участие в диалоге с Комитетом. Правительству рекомендовано способствовать и ободрять проведение критического мониторинга выполнения Конвенции с помощью НПО, работающих с национальными меньшинствами, мигрантами, беженцами и искателями убежища, и их участие в диалоге по этим темам.
Комитет обеспокоен тем, что национальное законодательство, в частности статьи 111 и 283 УК, а также законы о политических партиях, профсоюзах и НПО, не соответствует требованиям статьи 4 Конвенции. Имеется в виду обязательство стран-участниц осуждать «всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме». Такие организации и такая деятельность, согласно Конвенции, должны быть объявлены незаконными и запрещены, а участие в них признано преступлением, караемым законом. В этой связи, Комитет призывает правительство дополнить законодательство в этой части и пересмотреть квалификацию «распространения и подстрекательства», учитывая рекомендации ООН по расистскому языку вражды.
С другой стороны, Комитет обеспокоен, что положения статьи 283 УК позволяют злоупотреблять арестом тех, кто выражает мнение, отличающееся от официального, в том числе по Нагорно-Карабахскому конфликту, или высказывается о положении национальных меньшинств. По мнению экспертов, выражение «унижение национального достоинства» в этой статье может трактоваться произвольно. Эксперты приняли к сведению, что двое таких лиц помилованы и освобождены (имеются в виду журналисты Эйнулла Фатуллаев и Хилал Мамедов).
Комитет рекомендует обучать работников правоохранительных и судебных органов значению понятий «расовый язык ненависти» и «подстрекательство к расовой вражде». Выражение мнения об исторических фактах или заявление, сделанное в контексте академических дебатов, политической или похожей деятельности, без подстрекательства к вражде, презрению, насилию или дискриминации, даже если эти идеи и противоречивы, должно рассматриваться как законное осуществление права на свободу выражения и не должно повлечь за собой уголовные или иные санкции.
Комитет осудил помилование, освобождение и приветствие как национального героя Рамиля Сафарова, и призвал правительство к полному сотрудничеству с Европейским Судом по Правам Человека по жалобе no. 17247/13, поданной в этой связи армянами против Азербайджана и Венгрии.
«Очень обеспокоены» эксперты и тем, что в рассматриваемый 6-летний период) Конвенция вообще не упоминалась с национальных судах первой и апелляционной инстанций, несмотря на изъяны национального законодательства и на проведенную правительством ознакомительную работу о Конвенции. Комитет в этой связи побуждает страну повысить осведомленность судей и общественности о том, что Конвенция может применяться в судах прямо. Как часть мер по осведомлению населения, Комитет рекомендует властям перевести Конституцию, Конвенцию и другие основные документы на языки нацменьшинств, включая талышский и лезгинский.
Обеспокоенность Комитета вызывает и то, что правительство не выясняет, почему подано так мало жалоб на расовую дискриминацию. Эксперты уже ранее высказывали обеспокоенность отсутствием таких жалоб в суды и в аппарат Омбудсмена, в то время как ни одна из стран-участниц Конвенции не свободна от расовой дискриминации.
Для устранения такого положения, Комитет рекомендует просвещать население о том, как проявляется расовая дискриминация, ее наказуемости и процедуре жалоб. Рекомендовано также проводить опросы о межнациональных отношениях и расовой дискриминации (включая стереотипы), чтобы в дальнейшем использовать результаты для оценки эффективности мер защиты и степени осведомленности о правах.
В части правовой защиты уязвимых групп, Комитет выразил обеспокоенность отсутствием законодательства позволяющего применять Конвенцию и Конституцию. Комитет рекомендует правительству ускорить принятие закона о нацменьшинствах, гарантирующего отсутствие дискриминации в осуществлении прав и свобод группами населения, которых касается Конвенция и предлагающего веры по достижению их защиты и по прогрессу мониторинга.
Сожаление Комитета вызывают несоответствия различных доступных данных об этническом составе Азербайджана, а также сообщения о том, что члены определенных нацменьшинств скрывают свою национальность, чтобы избежать дискриминации. Комитет сожалеет о скудности данных о соблюдении социально-экономических прав различных нацменьшинств, так как статистика ведется без разделения по национальностям.
Еще одна проблема, вызывающая обеспокоенность Комитета, это «ограниченная эффективность существующих консультативных структур, призванных компенсировать недостаточную представленность нацменьшинств в политических структурах». Комитет рекомендует создать такие эффективные инструменты консультаций и диалога, которые бы обеспечили учет мнения и проблем нацменьшинств. Что касается деятельности Омбудсмена, то рекомендуется приглашать на регулярные встречи представителей всех нацменьшинств без дискриминации, а также расширить мандат Омбудсмена с возможностью реагировать на нарушения прав не только госструктурами, но и частными лицами.
Повторяющееся и безнаказанное использование политиками поджигательского языка в вопросе Нагорного Карабаха и его влияние на отношение общественности к этническим армянам также беспокоят Комитет. Он призывает страну осуждать, расследовать и наказывать любые заявления политиков, разжигающие ненависть к любым нацменьшинствам, усилить пропаганду толерантности и борьбу с существующими стереотипами и предвзятостью против нацменьшинств.
Комитет сожалеет об отсутствии информации о количестве и положении мигрантов, искателей убежища, студентов и футболистов африканского происхождения, а также о мерах против афрофобии. Комитет отметил, что неясные визовые требования для африканцев вызывают ненужные задержки в их иммиграции.
Комитет также беспокоит ситуация, когда выдача свидетельства о рождении ребенка зависит от требования к родителям представить документы о прописке. В стране отсутствует процедура определения отсутствия гражданства и выдачи таким лицам удостоверений личности. Рекомендовано внести поправки в законодательство, чтобы дети получали свидетельство о рождении вне зависимости от правового статуса родителей, а лица без гражданства – регистрацию, документирование и доступ к гражданству.
В вопросе рабочих-мигрантов Комитет беспокоит их уязвимость в отношениях с нанимателями, а также положения закона, позволяющие депортировать из страны также детей, учащихся в школе. Эксперты рекомендуют заменить разрешение на работу, которое привязывает мигрантов к нанимателям, разрешением на проживание или другими системами, а также не депортировать из страны до конца учебного года те семьи, у которых дети учатся в школе.
Не прошел Комитет и мимо притеснений и арестов правозащитников и журналистов, из которых несколько были помилованы и освобождены в этом году. Комитет призвал правительство защитить правозащитников и журналистов от любых актов преследования, репрессий или других препятствий для работы, а также освободить тех из них, кто еще находится в заключении в связи с их профессией.
Комитет также рекомендует при выполнении Конвенции на национальном уровне применять Дурбанскую Декларацию и Программу Действий 2001 года, а также принять во внимание итоговый документ Всемирной конференции ООН по борьбе с расизмом («Дурбан II»), прошедшей в 2009 г. в Женеве.
Комитет рекомендует при подготовке следующего периодического отчета и выполнении данных заключительных замечаний продолжить консультации и расширить диалог с организациями гражданского общества, в частности работающими в области борьбы с расовой дискриминацией.
Еще одна рекомендация касается ратификации страной поправки к статье 8 Конвенции, которая была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.
Комитет также отмечает необходимость обновления общего базового документа, который является составной частью отчетов Азербайджана перед комитетами ООН и который не обновлялся с 2008 года, и соблюдения установленного лимита в 42 тысячи слов.
В течение года после принятия заключительных замечаний, страна должна представить информацию о выполнении рекомендаций по свидетельствам о рождении детей и о разрешениях для рабочих-мигрантов, а в следующий периодический отчет – детальную информацию по выполнению и других рекомендаций. Комитет рекомендует опубликовать и отчеты, и заключительные замечания по ним на официальном и других обычно используемых языках. Отчеты №№10-12 должны быть представлены в качестве единого документа объемом до 21.200 слов до 15 сентября 2019 года.
Эльдар Зейналов.
http://minval.az/news/123588241
Более короткая версия: http://echo.az/article.php?aid=101013