В деле эстонского заключенного Евросуд ответил на
это утвердительно
26.01.2016 Эльдар ЗЕЙНАЛОВ
В современном мире правовая информация становится все более
и более привязанной к сети Интернет.
Она уже не кроется в толстых, дорогих и годами не переиздающихся справочниках,
а может быть бесплатно получена за секунды путем выгрузки с официальных сайтов
различных структур. Например, в Азербайджане, где несколько лет назад был дан
старт созданию «электронного правительства», существует всеобъемлющая,
постоянно обновляющаяся база данных нормативно-правовых актов (e-qanun.az), формально открытая для всех граждан.
Но в реальности, есть довольно большая группа наших
сограждан, жизненно заинтересованных в доступе к такому законодательству, но при этом
лишенных его ввиду то ли несовершенства
законодательства, то ли бюрократической
перестраховки законодателей и чиновников. Это – более 20 тысяч наших заключенных. Согласно статье 10.2
Кодекса по Исполнению Наказаний
(КИН), они имеют право получать информацию о своих правах и
обязанностях, о порядке и условиях исполнения наказания, назначенного им судом,
правовую помощь, образование, направлять в государственные органы заявления и жалобы. И хотя в колониях и
тюрьмах есть компьютеры, вместе с тем интернет для этих целей не используется. Не то чтобы это
было прямо запрещено КИН или
Правилами Внутреннего Распорядка, но при отсутствии прямых указаний в законе,
всегда возникает вечный спор, является ли это основанием для запрета или же
разрешено все то, что не запрещено…
С этой проблемой столкнулся и 31-летний пожизненный
заключенный-эстонец Ромео Калда. В 2005 г. он обратился к администрации своей
тюрьмы с просьбой обеспечить ему доступ к вебсайтам официальной газеты,
Верховного Суда (ВС) Эстонии и поисковой системе HUDOC Европейского Суда по
правам Человека (ЕСПЧ). Начальник тюрьмы в Пярну отказал в этой просьбе, и был
поддержан в этом национальными судами, вплоть до Верховного.
ВС, в частности, отметил, что для заключенных достаточно
доступа к бумажной версии газеты. Вместе с тем, ВС отметил, что с 2007 г. главной версией газеты
является электронная, и что публикуются только 5 контрольных (бумажных)
экземпляров каждого номера. ВС также отметил, что отказ тюремного руководства
обеспечить гарантированный Конституцией доступ заключенных к решениям
административных судов и ЕСПЧ является нарушением их права на свободный доступ
к информации, распространенной для общественного пользования.
В дальнейшем, в
законодательство Эстонии было внесено изменение, позволившее заключенным
работать с интернетом под присмотром охранников. Но встал вопрос о том, к каким
именно сайтам давать доступ.
В частности, в 2007
г. уже в тюрьме Тарту, куда был переведен Р.Калда, ему отказали в доступе к вебсайту Информационного офиса Совета Европы (СЕ) в Эстонии, а также сайтам советника юстиции и
парламента Эстонии. Информация с них была нужна пожизненнику в его правовых
спорах с администрацией.
Как и в предыдущем случае, Министерство Юстиции отказало в
иске против администрации тюрьмы. Однако в этом случае суд первой инстанции частично поддержал просьбу
заключенного в отношении веб-сайта офиса СЕ, официальной газеты и сайтов ВС и
ЕСПЧ. Суд отметил, что переводы решений ЕСПЧ на эстонский не являются
официальными и размещены на сайте офиса СЕ, к которому нужно дать доступ, в
отличие от других сайтов, запрошенных заключенным.
Обе стороны остались недовольными и подали
жалобы.
В конце концов, ВС Эстонии отменил решения нижестоящих
судов. Он отметил, что запрет на использование интернета обоснован тем, что
технически не исключается злоупотребление им со стороны заключенных, что может
нарушить порядок в тюрьме. Исключение было сделано только для официальных баз данных законодательства и
судебных решений, которые доступны только таким путем. Таким образом, ВС
поддержал запрет на доступ к сайту офиса СЕ, советника юстиции и парламента,
отметив, что при необходимости заключенные
могут сделать в эти инстанции письменный запрос о необходимой информации.
Центральным
вопросом этого дела был отказ не в доступе к информации - она уже была выложена
на общедоступном сайте, а в предоставлении для этого конкретного средства, в
частности Интернета. Разумеется, специфика тюремного заключения неизбежно
накладывает ограничения на связь осужденного с внешним миром, и потому статья
10 Конвенции не может быть интерпретирована как обязывающая правительство
обеспечить доступ к интернету всем заключенным.
Суд отметил,
однако, что в Эстонии правительство, выделив для получения правовой информации
заключенными компьютеры с подключением к интернету, уже решило вопросы
безопасности (под наблюдением персонала) и проблему сопутствующих расходов. И с
учетом того, что сайты, о доступе к которым просил заключенный, были созданы
правительством Эстонии и международной организацией (СЕ) и содержали важную
информацию о правах заключенных, приведенные администрацией доводы
(безопасность и расходы) не были достаточными, чтобы оправдать нарушение права
на получение информации через интернет.
Рассмотрев жалобу по делу «Калда против
Эстонии» (no. 17429/10, 19 января 2016) ЕСПЧ счел, что наложенные властями Эстонии ограничения на
доступ к официальным интернет-ресурсам не были необходимы в демократическом
обществе и потому нарушили статью 10 Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод. С точки
зрения компенсации нанесенного заключенному морального ущерба, Евросуд счел
достаточной саму констатацию нарушения
права.
Отметим, что в
Азербайджане тоже были прецеденты, когда отдельные заключенные запрашивали документы,
размещенные в интернете властями и Советом Европы. Однако, ввиду отсутствия
доступа заключенных к интернету, информация предоставлялась по их запросам в
виде распечаток. Изменения, постоянно вносимые в тексты законов, делают такие
распечатки устаревшими уже через короткий срок. Кроме того, неразумно
распечатывать многостраничный документ, из которого затем будет использована
всего пара фраз. Поэтому представляется полезным предоставить ограниченный и
контролируемый доступ заключенных к интернету, как это практикуется в ряде
стран Европы. Всегда возможно программными средствами ограничить доступ того
или иного компьютера лишь к разрешенному списку сайтов и тем самым решить
проблему безопасности. Иначе, рано или поздно, власти страны столкнутся с
собственным прецедентом в Евросуде, как это случилось с Эстонией.
Эльдар Зейналов.
echo.az/article.php?aid=95388
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.