суббота, 19 декабря 2015 г.

На преступность сильнее влияет неотвратимость наказания, чем тяжесть самого наказания

На вопросы echo.az отвечает глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар ЗЕЙНАЛОВ

19.12.2015   Н.АЛИЕВ 

- Недавно в Госдуме России поддержали идею возврата института административной преюдиции. То есть за повторное совершение административных поступков собираются вводить уголовную ответственность. Как вы относитесь к этой идее, и какова ситуация в Азербайджане?

- Смысл административной преюдиции в уголовном праве заключается в том, что деяние становится преступлением, если оно совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Это, на мой взгляд, неоднозначная идея.

С одной стороны, она вроде бы обещает декриминализацию некоторых уголовных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и перевод их в разряд административных проступков (если только они не повторяются достаточно часто).

С другой стороны, в наших реалиях это может привести к криминализации некоторых повторных деяний, которые на сегодня считаются административными проступками и соответственно наказываются менее строго.

Административная преюдиция по сути предполагает, что количество одних и тех же деяний (действий или бездействий) меняет их качество, то есть характер и степень общественной опасности и превращает административное правонарушение, по определению не являющееся "общественно опасным", в уголовное. Такой подход может завести далеко.

Если человек любит ловить рыбу в запрещенный властями период времени или часто ходит на любые, даже не разрешенные акции протеста, это не делает его уголовником. Повторность таких административных проступков может отяготить ответственность, но административную, а не уголовную.

- Последние несколько недель ознаменовались в Азербайджане ужесточением штрафов и наказаний за разного рода административные проступки. Но ведь, например, о том, что мусорить запрещено и это карается законом было известно и ранее, но люди как выбрасывали мусор где попало, так и продолжают это делать. Поможет ли увеличение размера штрафов или даже угроза уголовного наказания решить проблемы?

- Это классический пример того, что на преступность гораздо сильнее влияет неотвратимость наказания, чем тяжесть самого наказания.

Другой фактор - это низкий уровень общей культуры многих нынешних обитателей городов, которые считают, что правила или не для них писаны, или же созданы для того, чтобы их нарушать.

Простой пример: во время первых Евроигр на многих трассах отвели для транспорта спортсменов особые полосы, обозначив их цветными линиями и заранее всех предупредив.

Однако в первый же день открытия этих полос полиция Баку оштрафовала за их нарушение 624 водителя, да и в последующие 10 дней добавилось 1100 оштрафованных.

Сказать, что владельцы авто бедные, неграмотные люди, нельзя. Нельзя сказать и то, что они это сделали по незнанию или что не видели, что полоса помечена иным цветом.

Ужесточение наказания за административные проступки в наших реалиях всегда приводило к тому, что вместо уплаты штрафа водители "договаривались". И чем жестче наказания, тем сильнее стимул обойти закон, а не подчиниться ему.

К тому же в последние годы из-за террористических угроз и усиленной заботы государства о стабильности и так уже появилась тенденция к ужесточению наказаний за, казалось бы, административные правонарушения.

Например, не так давно введена уголовная ответственность (статья 167-2 УК) за незаконное производство, импорт, продажу или распространение литературы, аудио и видеоматериалов, товаров и изделий.

Причем формулировки настолько размыты, что позволяют объявить незаконным распространение даже "Корана" (если на него не наклеена акцизная марка), пошив на дому несколько хиджабов для знакомых, изготовление ковриков для молитв, или же видеоролик на личной странице в социальной сети.

А вот в России, например, создали список запрещенных изданий, и там распространение Библии никогда не попадет под уголовный запрет. Если это распространение является частью религиозно-экстремистской деятельности, то с ней все ясно, и она подпалыет под другую статью УК (168-1).

А если кто-то решил просто подзаработать на продаже ковриков, икон или свечек или же одарить своих знакомых подарками в виде предметов религиозного назначения, привезенных из-за границы, то уголовное наказание за это будет явно чрезмерным.

Трудно представить, чтобы полицейские бросили свои обычные дела и кинулись искать, кто бросил из окна мусор или включил погромче плейер. А это значит, что эти нормы не будут работать и поэтому приведут к новому витку низовой коррупции.

http://echo.az/article.php?aid=93887

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.